search
main
0

Детский КВН как социальный проект

Значение, развитие, реализация

В настоящее время приоритетной задачей современной образовательной организации является воспитание подрастающего поколения. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от использования всех возможностей школы для наиболее полного раскрытия индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого учащегося.

Как показывает практика, одним из наиболее эффективных педагогических инструментов формирования активной жизненной позиции юного гражданина и создания условий для его самореализации является игра. И именно игра в формате КВН открывает широкие возможности для разносторонней творческой деятельности школьников, способствует их воспитанию, формированию мировоззрения, а также является эффективным средством организации активного досуга.

В подростковом возрасте, который часто называют переходным или трудным, ребенок включается в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми, удовлетворяя потребность в самоутверждении. Именно в этот период каждому подростку становится важным мнение товарищей, и в процессе взаимодействия со сверстниками у него появляется стремление занять достойное место в окружающем его сообществе. Очень важно в этот момент предоставить ему возможность реализовать себя в активной и позитивной творческой деятельности. В качестве таковой может выступать интеллектуальная, креативная и многожанровая игра КВН, соответствующая запросам и интересам детей.

Юмор – особый взгляд на мир и особое отношение к различным жизненным ситуациям. Это эффективный способ общения и выражения своих эмоций, умение превращать любую сложную ситуацию в шуточную или ироничную, не только решать свои проблемы, но и безболезненно выходить из любого серьезного конфликта. Юмор помогает справиться с неуверенностью и способствует созданию ситуации успеха. Шутка снимает ненужное напряжение, раскрывает абсурдность жизненных невзгод, позволяет под другим углом посмотреть на сложные проблемы и найти правильный выход из тупиковых, казалось бы, ситуаций.

Создание коллектива команды КВН является альтернативным положительным звеном в цепи организации познавательного досуга школьников, способствует формированию коммуникативности и гармоничных межличностных отношений. В свою очередь юмор предусматривает умение критично относиться к самому себе и серьезно – к своему делу. КВН – это уникальная возможность проявить себя в самых разных жанрах: танцевальном, вокальном, театральном, художественном и др. Умение держаться на сцене, импровизировать, остроумно шутить, собираться в трудную минуту, поддерживать своих друзей, ощущать чувство локтя, искреннюю взаимопомощь – это те важнейшие навыки, которые прибретает каждый игрок команды и которых порой так не хватает современному школьнику. Участвуя в игре, подросток попадает в атмосферу увлеченности и хорошего настроения, и все это вместе дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, по-другому оценить себя и свои творческие возможности, найти пути личностного роста, определить собственную траекторию развития.

С другой стороны, КВН – это командная игра. Умение слушать и слышать, понимать своих товарищей по команде – это важные качества, без которых трудно достичь успеха не только в КВН, но и в жизни в целом. Игра создает условия для формирования образного мышления, креативного подхода к любому делу. У ребят развиваются интеллект, артистичность, активность, здоровое чувство юмора, уверенность в себе. Игра позволяет им всегда находиться в моменте «здесь и сейчас», следить за происходящим вокруг и быть в тренде. Ребята анализируют события в школе, городе, стране, мире. Они должны быть в курсе происходящего, уметь выявлять самую суть, подмечать курьезные ситуации и перекладывать материал на смешные сюжеты, репризы и сценки, сочинять шутки.

Юмор способствует созданию особой атмосферы эмоционального сопереживания, формирующего чувство уважения друг к другу, благодаря чему команда КВН постепенно становится коллективом единомышленников. Здесь разрешается шутить над всеми, но по-доброму, не обижая. Веселые юмористические сюжеты не только позволяют задуматься и обнаружить собственные недостатки, но и вызывают желание избавиться от них.

Сегодня, в век современных технологий, общение происходит в основном посредством мессенджеров и социальных сетей, и особенно остро стоит проблема живого контакта и взаимодействия в молодежной среде.

В настоящее время КВН по праву считается одним из самых современных и результативных социальных проектов, пользуется популярностью у молодого поколения и занимает достойное место в культурной среде нашей страны.

Актуальность КВН растет из года в год, в том числе и на правительственном уровне. В 2020 году на встрече главы государства с общественностью Крыма и Севастополя к Владимиру Путину обратились с просьбой поддержать российских школьников, которые играют в КВН, поскольку эта игра помогает развивать интеллект. Президент положительно отреагировал на это предложение и поручил министру просвещения РФ проработать этот вопрос.

Сергей Кравцов на недавней встрече с командой из Армавирского педагогического университета «Русская дорога», чемпионом Высшей лиги Клуба веселых и находчивых, предложил студентам педагогических вузов принять участие в развитии школьного движения КВН. Министр подчеркнул, что участие будущих учителей в КВН, их успехи в подобных начинаниях, сыграют большую роль в создании нового имиджа педагога – человека творческого, способного на эксперимент. Предполагается, что идея реализуется путем создания школьной лиги и включения основ организации школьных команд КВН в программу обучения советников по воспитанию.

Уже более десяти лет Городской методический центр ДОНМ совместно с Московским финансово-юридическим университетом МФЮА организует фестивали и чемпионаты игр КВН «Вернисаж профессий» среди столичных команд школьников и студентов колледжей. За это время в них приняли участие более 15000 учащихся, свыше ста команд, созданных в образовательных организациях столицы. Выходя на сцену, ребята получают огромный опыт публичных выступлений, находят новых друзей, узнают много нового. Самые разные жанры позволяют каждому из них попробовать себя в широком многообразии социальных ролей. Возрастного ценза не существует. Начиная с раннего детства, не имея опыта сценических выступлений, по сути с нуля, за короткие сроки ребята достигают значительных результатов.

Чемпионат в Москве традиционно стартует в сентябре. В течение учебного года команды проходят несколько этапов: отборочный фестиваль, четвертьфинал, полуфинал и финальную игру. В упорной борьбе побеждают лучшие – самые веселые, смешные и находчивые. Принять участие в чемпионате может любая команда школьников или студентов колледжей, все находятся в равных условиях и готовят задания. Перед каждой игрой абсолютно все проходят редакторские просмотры. Креативность, юмор ребят и профессиональные советы опытных редакторов помогают добиться успеха даже молодым и не очень опытным командам. К сожалению, нередко основой современного смеха являются агрессия, насилие и своеволие, поэтому задача грамотного руководителя – ориентировать подростков на духовно-нравственные ценности общечеловеческого содержания и гуманистическое мировоззрение. В Школьной лиге КВН существуют четкие границы негативных сфер, которые не могут освещаться, и после отказа от таких тем ребята постепенно теряют к ним интерес.

Согласно положению о чемпионате команды на каждом этапе готовятся к конкурсам «Приветствие», «Домашнее музыкальное задание» и «Разминка». Главной и неизменной темой чемпионата КВН «Вернисаж профессий» является профориентация школьников. Готовясь к выступлению, ребята знакомятся с различными профессиями, вникают в их суть. Тематика конкурсов постоянно обновляется. Например, в этом учебном году приветствие на отборочном этапе раскрывало вопрос «Кто мы?». В полуфинале ребята в рубрике «Я учусь!» рассказывали о разных профессиях. В финале приветствие проходило под девизом «С уверенностью в будущее!», а тема заключительного задания осталась неизменной: «Москва профессиональная» – это рассказ о профессиях, в том числе необходимых при организации высокотехнологичного современного производства. Очень важно при этом отметить, что КВН – это возможность попробовать себя, опосредованно ознакомиться с профессиями, связанными со сценой, телевидением, рекламой, продюсированием, и понять, что из этого нравится, а что нет.

В ходе игры ребята шутят на разные темы: старшеклассники – традиционно про ЕГЭ, студенты показывают сценки из студенческой жизни. И, конечно, для всех подростков очень актуальны взаимоотношения с родителями. Здесь приходится поработать взрослым – руководителям команд, редакторам и методистам, чтобы направить юмор подростков в позитивное русло.

Состав команд очень разный не только по возрасту, но и по интересам. В чемпионате, к примеру, принимала участие команда «Чудо-дети», в которой играют ребята из многодетных семей, поэтому в репертуаре у них много шуток про курьезные ситуации, происходящие у них дома.

В этом учебном году «Вернисаж профессий» проводился в дистанционном формате, но результат был ошеломляющий: сразу три команды оказались на первом месте: «Оптимисты. Перезагрузка» (ТКС «Оптимист»), АНО «Чудо-дети» («Чудо-Детство») и «Золотой состав» (Школа имени маршала В.И.Чуйкова).

Каждую команду сопровождает группа поддержки. Ребята заранее готовятся, рисуют плакаты, учат речовки и кричалки, придумывают единые элементы одежды и горячо болеют за своих.

В состав жюри чемпионата традиционно входят участники Высшей лиги и Премьер-лиги Международного союза КВН. Это престижно для ребят, которые играют в чемпионате, – быть оцененными своими кумирами и, возможно, будущими коллегами по игре.

Для участия в четвертьфинале детского КВН на СТС были приглашены четыре столичные команды, в полуфинал прошли команды «Золотой состав» (Школа имени маршала В.И.Чуйкова) и «Оптимисты. Перезагрузка» («ТКС «Оптимист»).

В полуфинальной игре Всероссийской юниор-лиги «Детский КВН» выход в финал и 3‑е место обеспечила себе команда «Прикол» (школа №1231).

Поездка команд-победительниц на Международный фестиваль детских команд Юниор-лиги КВН в Анапу будет частично оплачена Московским финансовым юридическим университетом, партнером ГМЦ ДОНМ.

Впервые приказом №715 от 11 декабря 2020 года чемпионат игр КВН города Москвы «Вернисаж профессий» включен в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, повышение интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Положение и подробная информация о чемпионате игр КВН города Москвы «Вернисаж профессий» среди команд школьников и студентов колледжей размещена на сайте ГМЦ ДОНМ konkurs.mosmetod.ru.

В 2021 году впервые в истории существования КВН были организованы курсы повышения квалификации «Детский КВН-тур­нир: стратегии подготовки участников», которые подготовил и провел Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы совместно с Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи» при содействии Международного союза КВН. Свою квалификацию повысили 43 руководителя детских команд КВН из разных городов России. Слушатели курсов получили ценную эксклюзивную информацию от высококвалифицированных специалистов М.Н.Марфина, С.А.Мульда, И.С.Гродзенской, имеющих огромный опыт успешного развития молодежного движения КВН.

 

Людмила КРИВОШЕЕВА, старший методист ГМЦ ДОНМ

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте