search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Детский фольклор

“Маленький мальчик нашел пулемет”

Шестиклассники ехали в автобусе на экскурсию. Дорога была неблизкая, и кто-то из учителей предложил детям рассказывать для всех в микрофон истории и анекдоты.

Cначала школьники подходили к микрофону, робко оглядываясь на учителей. Затем, ободренные дружной поддержкой одноклассников, стали смелее. К микрофону подошел мальчик, который учился очень хорошо. Классный руководитель одобрительно кивнул ему, и весь автобус услышал:

– Мелкая девочка в поле гуляла.

Тетю большую она повстречала.

Тетя сказала ей: “Тю, егоза”.

Долго моргали на пальцах глаза.

Пока потрясенные учителя приходили в себя, мальчик успел быстро- быстро проговорить:

– Маленький мальчик мину

нашел.

Сунул в портфель и в автобус

вошел.

Кто-то на мальчика глянул

там косо…

Дальше поехали только колеса.

…Негодованию учителей не было предела.

***

Черный юмор, страшилки, садистские стишки, анекдоты и загадки… Их слышали все, рассказывали сами, смеялись и ужасались в детстве – и возмущались, став взрослыми. Долгие годы взрослые, особенно те, кто занимался воспитанием детей, старались не замечать детского черного юмора. В школе, изучая детский фольклор, говорили о считалках, загадках, потешках, но даже не упоминали о другой половине детского фольклора – о садистских стишках и злых анекдотах.

Однако этот вид устного творчества существовал и существует. Уподобиться страусу, спрятать голову в песок, сделать вид, что черного юмора нет, – смешно и бессмысленно. Можно выбрать другой путь: признать факт существования среди детей и подростков таких прозаических и стихотворных фольклорных произведений, в которых комический эффект сопровождается возникновением у слушателя чувства ужаса или горечи, в которых шутят над смертью, страданиями, уродством и увечьями. Признать и задуматься: почему? Что является причиной появления таких произведений, в которых действующие герои – людоеды и убийцы, жестокие и наивные, где льется кровь, бессмысленно и страшно гибнут дети и взрослые, где мир издевается над людьми, а люди издеваются над миром?

Я держу в руках книгу, которая рекомендована к печати ученым советом Российского института культурологии, Министерством культуры и Академией наук. Авторы ее – профессор В.П.Белянин и доктор социологии И.А.Бутенко. Книга – “Антология черного юмора”. В ней собрано более шестисот анекдотов, страшилок, бандитских и садистских стишков.

Специалисты – лингвисты, психологи и социологи – очень мало внимания уделяли черному юмору в советские времена. Считалось, что мрачные рассуждения о смерти нарушат здоровый энтузиазм советского человека.

Авторы не просто собрали под одной обложкой произведения фольклора, вызывающие реакции от смеха до шока. Книга снабжена частотным словником, лингвострановедческим комментарием, индексами и предисловием. Предисловие очень обстоятельное и серьезное. В нем сделана попытка осмыслить черный юмор как заметное явление отечественной устной словесности, объяснить происхождение и причины огромной популярности черного юмора среди детей и подростков.

А.С.Пушкин писал, что ужасного мы ждем с нетерпеливостью, хотя и с отвращением.

Необыкновенно жестоки сказки братьев Гримм. Злая мачеха требует у служанки вырезать и принести сердце падчерицы. Добрая падчерица на своей свадьбе заставляет мачеху плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не падает мертвая.

Вспомните любимую сказку своего детства – “Красную Шапочку”. Волк глотает живьем бабушку и внучку, а потом дровосеки разрезают волку брюхо и набивают его камнями.

А всем знакомая “Муха-Цокотуха”?

“А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе веревками

крутит,

Зубы острые в самое сердце

вонзает

И кровь из нее выпивает”.

Тенденция юмористического отношения к смерти отразилась в современном кинематографе и в мультипликации. Герои американских мультфильмов без конца издеваются, жестоко шутят друг над другом, и это подается как смешное.

А в литературе, искусстве и фольклоре существует феномен перевернутого отношения к общепринятым ценностям: жизни и здоровью. Наличие перевернутого отношения к ценностям подтверждает сам факт наличия и признания этих ценностей.

Людей, особенно детей, всегда волновали вопросы смерти. Однако в официальной советской культуре тема смерти и страха была под запретом. Разрешено было лишь героически гибнуть на благо Родины.

Фольклор восполнил недостаток рассуждения о смерти. Жизни человека могут угрожать не только минные бомбы, но и бытовые вещи: бритва, лифт, автомобиль, холодильник… Смерть настигает персонажей черного юмора везде: дома, на улице, в поле, на чердаке…

Страхи и тревоги у детей обостряются, когда они выходят из привычного круга семьи в незнакомый мир. Подростки сталкиваются с разными людьми, попадают в непривычные ситуации. Они должны теперь самостоятельно решать вопросы, касающиеся личной безопасности, иногда должны брать на себя ответственность за жизнь другого человека. Естественно, что вопросы жизни и смерти оказываются в центре внимания подростков.

Предисловие к книге sАнтология черного юмора” написано с глубоким пониманием проблемы бытования подобных произведений в современном детском фольклоре. Книга поможет родителям, воспитателям и учителям спокойно отнестись к бытованию черного юмора среди детей и выработать свое отношение на основе данных лингвистики, психологии, социологии и культурологии.

Ольга ЕРЕМИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте