“Маленький мальчик нашел пулемет”
Шестиклассники ехали в автобусе на экскурсию. Дорога была неблизкая, и кто-то из учителей предложил детям рассказывать для всех в микрофон истории и анекдоты.
Cначала школьники подходили к микрофону, робко оглядываясь на учителей. Затем, ободренные дружной поддержкой одноклассников, стали смелее. К микрофону подошел мальчик, который учился очень хорошо. Классный руководитель одобрительно кивнул ему, и весь автобус услышал:
– Мелкая девочка в поле гуляла.
Тетю большую она повстречала.
Тетя сказала ей: “Тю, егоза”.
Долго моргали на пальцах глаза.
Пока потрясенные учителя приходили в себя, мальчик успел быстро- быстро проговорить:
– Маленький мальчик мину
нашел.
Сунул в портфель и в автобус
вошел.
Кто-то на мальчика глянул
там косо…
Дальше поехали только колеса.
…Негодованию учителей не было предела.
***
Черный юмор, страшилки, садистские стишки, анекдоты и загадки… Их слышали все, рассказывали сами, смеялись и ужасались в детстве – и возмущались, став взрослыми. Долгие годы взрослые, особенно те, кто занимался воспитанием детей, старались не замечать детского черного юмора. В школе, изучая детский фольклор, говорили о считалках, загадках, потешках, но даже не упоминали о другой половине детского фольклора – о садистских стишках и злых анекдотах.
Однако этот вид устного творчества существовал и существует. Уподобиться страусу, спрятать голову в песок, сделать вид, что черного юмора нет, – смешно и бессмысленно. Можно выбрать другой путь: признать факт существования среди детей и подростков таких прозаических и стихотворных фольклорных произведений, в которых комический эффект сопровождается возникновением у слушателя чувства ужаса или горечи, в которых шутят над смертью, страданиями, уродством и увечьями. Признать и задуматься: почему? Что является причиной появления таких произведений, в которых действующие герои – людоеды и убийцы, жестокие и наивные, где льется кровь, бессмысленно и страшно гибнут дети и взрослые, где мир издевается над людьми, а люди издеваются над миром?
Я держу в руках книгу, которая рекомендована к печати ученым советом Российского института культурологии, Министерством культуры и Академией наук. Авторы ее – профессор В.П.Белянин и доктор социологии И.А.Бутенко. Книга – “Антология черного юмора”. В ней собрано более шестисот анекдотов, страшилок, бандитских и садистских стишков.
Специалисты – лингвисты, психологи и социологи – очень мало внимания уделяли черному юмору в советские времена. Считалось, что мрачные рассуждения о смерти нарушат здоровый энтузиазм советского человека.
Авторы не просто собрали под одной обложкой произведения фольклора, вызывающие реакции от смеха до шока. Книга снабжена частотным словником, лингвострановедческим комментарием, индексами и предисловием. Предисловие очень обстоятельное и серьезное. В нем сделана попытка осмыслить черный юмор как заметное явление отечественной устной словесности, объяснить происхождение и причины огромной популярности черного юмора среди детей и подростков.
А.С.Пушкин писал, что ужасного мы ждем с нетерпеливостью, хотя и с отвращением.
Необыкновенно жестоки сказки братьев Гримм. Злая мачеха требует у служанки вырезать и принести сердце падчерицы. Добрая падчерица на своей свадьбе заставляет мачеху плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не падает мертвая.
Вспомните любимую сказку своего детства – “Красную Шапочку”. Волк глотает живьем бабушку и внучку, а потом дровосеки разрезают волку брюхо и набивают его камнями.
А всем знакомая “Муха-Цокотуха”?
“А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками
крутит,
Зубы острые в самое сердце
вонзает
И кровь из нее выпивает”.
Тенденция юмористического отношения к смерти отразилась в современном кинематографе и в мультипликации. Герои американских мультфильмов без конца издеваются, жестоко шутят друг над другом, и это подается как смешное.
А в литературе, искусстве и фольклоре существует феномен перевернутого отношения к общепринятым ценностям: жизни и здоровью. Наличие перевернутого отношения к ценностям подтверждает сам факт наличия и признания этих ценностей.
Людей, особенно детей, всегда волновали вопросы смерти. Однако в официальной советской культуре тема смерти и страха была под запретом. Разрешено было лишь героически гибнуть на благо Родины.
Фольклор восполнил недостаток рассуждения о смерти. Жизни человека могут угрожать не только минные бомбы, но и бытовые вещи: бритва, лифт, автомобиль, холодильник… Смерть настигает персонажей черного юмора везде: дома, на улице, в поле, на чердаке…
Страхи и тревоги у детей обостряются, когда они выходят из привычного круга семьи в незнакомый мир. Подростки сталкиваются с разными людьми, попадают в непривычные ситуации. Они должны теперь самостоятельно решать вопросы, касающиеся личной безопасности, иногда должны брать на себя ответственность за жизнь другого человека. Естественно, что вопросы жизни и смерти оказываются в центре внимания подростков.
Предисловие к книге sАнтология черного юмора” написано с глубоким пониманием проблемы бытования подобных произведений в современном детском фольклоре. Книга поможет родителям, воспитателям и учителям спокойно отнестись к бытованию черного юмора среди детей и выработать свое отношение на основе данных лингвистики, психологии, социологии и культурологии.
Ольга ЕРЕМИНА
Комментарии