search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Под Уфой мобилизовали единственного в школе учителя биологии Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Как подготовиться к ЕГЭ без репетитора – советы экспертов
0

Детские сады – серьезный ресурс Москвы

Валерий СКОБИНОВ, депутат Московской городской Думы: – Экологическое образование во всем мире стало одним из приоритетных направлений развития общества, поскольку взаимоотношения человека с природой все более усложняются.

О завтрашнем дне нужно думать уже сегодня. И наши современники, и новое поколение, которое придет на смену нам, должны сохранить наш общий дом. Это становится возможным благодаря реализации идей экологического образования для растущей смены – наших детей.

Центр развития ребенка – детский сад №2337 «Дельфиненок», работающий в составе городской экспериментальной площадки международного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» как Ресурсный центр «Мы и природа», учит детей, родителей и своих коллег грамотному и бережному общению с природой. Честь и хвала ему за это! Ведь только осознав себя с ранних лет частицей природы, гордясь свежими листьями, росой и ночной прохладой, почитая воздух отцом, воду – матерью, Землю – домом, а росу – национальным сокровищем, человек сможет изменить собственную позицию по отношению к природе, сможет проявить свою любовь и выразить ее в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, то есть воспитать в себе не просто гражданина своей страны, но и гражданина Земли.

Елена ВАСИНА, префект Северо-Западного округа:

– На территории Северо-Западного округа находится много природоохранных зон: парк Покровское-Стрешнево и Куркино, ландшафтный парк Митино, Серебряный бор, скверы. Неудивительно, что именно в нашем округе с 2008 года успешно работает Ресурсный центр «Мы и природа» для всех дошкольных учреждений Москвы на базе Центра развития ребенка – детского сада №2337 «Дельфиненок» под руководством почетного работника общего образования РФ Ольги Люкшиной. Только в нашем округе 9 дошкольных учреждений находятся в сетевом взаимодействии с Ресурсным центром, а по всей Москве их более 30.

Выбор детского сада неслучаен, так как это дошкольное учреждение не только победитель и лауреат городских и окружных конкурсов, но на протяжении 11 лет – экспериментальная площадка природоведческого характера для многих научных образовательных учреждений столицы. Через публикации в журналах и газетах, участие в изданиях книг по экологическому образованию педагогический коллектив детского сада распространяет опыт своей работы по организации экологической деятельности в детском саду.

Я была приятно удивлена, когда узнала о богатой и разнообразной среде, созданной в детском саду для общения воспитанников детского сада с природой, – музеи и лаборатория, горная пещера и волшебное дерево, теплица и цветники. Это способствует приобретению первоначальных умений, позволяющих малышам участвовать в посильной практической деятельности по охране природы, родного края.

Приученные к позитивному взаимодействию с природой, дошкольники во взрослой жизни станут гражданами, отстаивающими гуманную, социально активную позицию бережного и разумного отношения к природе, будут продолжать традиции предыдущих поколений по организации природоохранных мероприятий в нашем славном городе Москве.

И мы тогда с гордостью сможем сказать, что Москва – один из самых экологически чистых городов мира, в котором не только сохраняются, но и приумножаются заповедные природные уголки.

Ирина БУЛАНОВА, начальник Северо-Западного окружного управления образования:

– Одна из главных проблем всех мегаполисов – ограниченные возможности ребенка в общении с природой. В таких условиях серьезной проблемой становится преодоление отчуждения ребенка от природы. И тем отраднее, что есть такие детские сады, как Центр развития ребенка – детский сад №2337 «Дельфиненок». Его главная изюминка – эксклюзивная предметно-развивающая среда для общения детей с природой, которая, как маленький оазис среди бетона и стекла окружающих домов, позволяет ребенку с головой окунуться в мир природы, ознакомиться с ее разнообразием, научиться любить и охранять все живое.

Здесь есть экспериментальная лаборатория, макеты природных зон и Солнечной системы, таинственная соляная «Пещера подземных королей». Разработана экологическая тропинка со множеством маршрутов, позволяющая воспитанникам понаблюдать за природными явлениями и осознавать природные взаимосвязи.

Северо-Западное окружное управление гордится тем, что многолетний опыт инновационной работы позволил одному из детских садов нашего округа принять участие в реализации задач совместного пилотного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Бесценный опыт работы, великолепная предметно-развивающая среда, созданная талантом и вдохновением педагогов, понимание и желание сохранить нашу родную планету в первозданной красоте и чистоте дали возможность его коллективу, пройдя жесткий конкурсный отбор, стать Ресурсным центром «Мы и природа».

Формирование основ экологической культуры и грамотности детей, экологическое просвещение родителей, обмен опытом с коллегами других дошкольных учреждений, активная агитационно-разъяснительная кампания позволяют Ресурсному центру постоянно умножать число сторонников, разрабатывать новые технологии, рекомендации для родителей, собирать по крупицам ценный опыт работы московских коллег, с тем чтобы достойно представить его на международных форумах и научно-практических конференциях.

В основе работы педагогов Ресурсного центра «Мы и природа» задача научить ребенка познавать, а не давать ему готовые знания о природе. Это позволяет формировать у детей основы нового экологического сознания, дающего возможность строить свои отношения с природой с иных позиций, считая себя хотя и особой, разумной, но все же частью природы.

Геннадий Ягодин, профессор, доктор химических наук, академик РАО, член-корреспондент РАН:

– Последнее столетие было замечательной демонстрацией успехов цивилизации, идущей по пути научно-технического прогресса, но с одной роковой поправкой. С момента возникновения человека природа представлялась ему бесконечно большой кладовой, из которой можно черпать как угодно много исходных для развития цивилизации продуктов, и естественным реактором, перерабатывающим все отходы человеческой деятельности. К сожалению, эти посылки оказались неверными, это мы все сегодня ощущаем.

Для изменения ситуации ООН была разработана модель «Устойчивого развития» – концепция улучшения качества жизни людей текущего поколения, не лишающая последующие поколения таких же возможностей. Главная идея устойчивого развития – в необходимости гармонизации отношений человека, общества и природы. По существу речь идет о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех видов живых организмов на Земле. С этой точки зрения экологическое образование приобретает особое значение, так как становится основой образования для устойчивого развития. Это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая основ развития и жизни следующих поколений людей.

В марте 2005 года министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли Европейскую стратегию образования для устойчивого развития. Это событие положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию образования в интересах устойчивого развития, в рамках которого выполняется и проект «Мы и природа». Образование в интересах устойчивого развития связано с экологическими, социальными, экономическими проблемами.

На сегодняшний день в столице разработана и успешно апробируется программа «Школа на пути к устойчивому развитию», существуют интересные программы для дошкольников. Образование самых маленьких, на мой взгляд, имеет огромное значение. Важно, чтобы мы не забывали и о родителях, бабушках и дедушках. Нужно показать детям и взрослым зависимость жизни других существ от человека, хрупкость самой жизни. Поэтому проект «Мы и природа» так важен. В Москве уже многое сделано в этом направлении, и наш город может поделиться идеями с педагогами других стран.

Наталья РЫЖОВА, научный руководитель проекта «Мы и природа», доктор педагогических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, лауреат премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды:

– Что такое ресурсный центр? Это своеобразный центр всего, что делается сейчас в экологическом образовании столицы (а делается, надо сказать, немало). Центр, как и проект, называется «Мы и природа». «Мы» – это дети, педагоги детских садов, их родители, сотрудники других учреждений (например, природных парков). «Природа» – это ближайшее окружение ребенка, на примере которого он познает законы окружающего мира, учится взаимодействовать с ним. Наша главная задача – сделать так, чтобы мы и природа стали единым целым. В дошкольный период ребенок особенно близок к природе. Поэтому целью проекта стало формирование основ экологического мировоззрения у детей и взрослых с учетом идей устойчивого развития. Что для этого делает ресурсный центр? Мы разрабатываем и апробируем новые образовательные технологии, обсуждаем их с педагогами города. На «круглых столах», семинарах, конференциях, которые прошли на базе ресурсного центра и сетевых площадок, уже обсуждены вопросы создания развивающей среды для общения с природой, проблемы проектно-исследовательской деятельности детей и взрослых, подготовлены методические пособия, во многих дошкольных учреждениях очень интересно отметили международные экологические праздники, например, День Земли, День птиц, День моря, для которых были разработаны специальные рекомендации. Сегодня президент нашей страны и мэр Москвы уделяют большое внимание проблемам энергосбережения, экономии природных ресурсов. Мы также работаем в этом направлении, разработан «Экологический паспорт детского сада», который позволяет оценить окружающую среду дошкольного учреждения. Очень важное направление нашей работы – экологическое просвещение родителей. Но главный наш результат в том, что дети стали по-другому относиться к окружающей среде, меняется их поведение, восприятие природы, они говорят: «Экология – это так интересно!» Мы планируем, что благодаря проекту «Мы и природа» экологическим образованием будут заниматься все дошкольные учреждения города.

Сергей ПУШКАРЕВ, глава управы района Митино:

– Ни для кого не секрет тот факт, что год от года мы наблюдаем ухудшение экологической ситуации в нашем мегаполисе. Становится больше машин, гибнут деревья. И это сказывается прежде всего на нашем же здоровье и самочувствии.

Сложившаяся на сегодняшний день экологическая ситуация в мире требует отказа от потребительского отношения к природе, формирования экологически грамотного поведения, которое базируется на эмоциональном отношении к окружающему миру, понимании существующих в природе взаимосвязей, осознании зависимости благополучия человека от состояния окружающей среды.

Мы рады, что есть люди, которых очень волнуют эти проблемы. Их число растет. Еще более отрадно, что есть ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2337 «Дельфиненок» нашего Митина, в котором работают люди, знающие и умеющие донести до родителей мысль о важности с ранних лет воспитывать в детях любовь к природе и учить жить с ней в мире и согласии. Многолетний опыт работы сотрудников в области экологического образования дошкольников, огромный багаж теоретических и практических знаний позволили сотрудникам этого детского сада принять участие в международном проекте «Московское образование: от младенчества до школы» в качестве Ресурсного центра «Мы и природа», миссия которого – донести до каждого мыль о самоценности природы и научить бережному общению с ней.

Обогатив эмоциональный мир дошкольников общением с природой, научив их дружить и любить окружающую природу во всех ее проявлениях, мы общими усилиями сможем изменить потребленческую позицию общества, научим понимать, что все в природе взаимосвязано, научим видеть ее красоту, сформируем у детей и у взрослых экологически ориентированную систему ценностей, элементарные навыки экологически грамотного и безопасного поведения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте