search
main
0

Детские сады как важная ступенька в жизни ребенка. Вариативность форм как фактор успеха

В силу ряда причин некоторые родители сознательно отказываются от возможности отдать малыша в детсад и предпочитают домашнее образование или курсы, чтобы быть уверенными, что их ребенок не будет бояться сложных школьных заданий и общения со сверстниками. О том, как важно дошкольное образование, идущее в ногу со временем и учитывающее не только проверенные временем методики воспитания, но и новейшие требования, «Учительской газете» рассказала заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, член оргкомитета Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2012» Ольга МЕЛЬНИКОВА.

– Ольга Викторовна, расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет собой дошкольное образование? Какие изменения оно претерпевает?- Сегодня изменения происходят во всей системе отечественного образования, и естественно, что они затронули и его дошкольную сферу. Правительством Москвы утверждена государственная программа города Москвы на 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы». И одна из ее подпрограмм – «Дошкольное образование». Столичное дошкольное образование активно развивается. Оно отличается вариативностью своих форм – это группы кратковременного пребывания детей, лекотеки, службы ранней помощи, семейные детские сады, центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты наряду с традиционными детскими садами.Еще одним актуальным направлением является усиление роли государственно-общественных органов управления: в каждом детском саду создаются управляющие советы, в городе создана Ассоциация педагогов дошкольного образования, включающая 9 профессиональных секций, при Департаменте образования создан экспертно-консультационный родительский совет. Следующее новое направление – организационно-финансовые механизмы повышения качества образования. Так, с 1 января 2012 года большинство дошкольных образовательных учреждений осуществили переход на новые системы оплаты труда, результатом которого является повышение средней заработной платы педагогов на 20%.Нельзя не сказать сегодня о Московском регистре качества образования – городской информационно-аналитической системе, которая обеспечивает комплексную экспертизу и эффективное управление качеством образования на всех уровнях.Еще одним преобразованием является слияние дошкольных учреждений и школ в единые образовательные комплексы, которые призваны помочь организовать непрерывное образование ребенка с самого раннего детства.К сожалению, многие родители, «вырывая» ребенка из системы дошкольного образования, пытаются в силу своих представлений, достатка семьи и многих других факторов дать ему дополнительное образование и водят его по спортивным секциям, художественным кружкам, языковым занятиям. Кроме того, многие считают, что подготовить ребенка к школе может только сама школа, и записывают своих детей в подготовительные классы. Но это не так. Современные родители должны понимать, что детский сад занимается не только подготовкой ребенка к школе, его задачи гораздо шире – мы закладываем основы личности, работаем над первичной социализацией детей. Образовательный процесс в детском саду направлен на формирование общей культуры, развитие физических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Именно в детском саду ребенок учится общаться, взаимодействовать с людьми, не ограниченными кругом его семьи, строить новые отношения, социализироваться. В действительности детский сад готовит ребенка к жизни.- А в чем именно выражается забота детского сада о нормальной социализации ребенка?- Детский сад, как я уже говорила, дает возможность ребенку не замыкать свой круг общения рамками семьи. Вполне вероятно, что тому, кто вырос, общаясь лишь с небольшим числом сверстников, получая домашнее дошкольное образование, будет несколько труднее взаимодействовать с неожиданно большим числом людей, когда он придет в первый класс. Работа с детьми в саду как раз и направлена на то, чтобы помочь плавно увеличить их круг общения.Кроме того, в детском саду профессиональные воспитатели стараются расширять кругозор ребенка на доступном ему уровне, знакомить его с окружающим миром с учетом его способностей и потребностей. И делается это с помощью проверенных годами практик и программ. Вероятно, что в семье эта деятельность будет проходить путем проб и ошибок, будут идти долгие поиски подхода к ребенку, к подаче информации. В детском саду мы стараемся облегчить этот процесс для родителей, но ни в коем случае не отгораживаем их от образования своих детей. Так не лучше ли вначале довериться профессионалам, которые заложат важные навыки общения и взаимодействия с окружающим миром, а не вырывать ребенка из системы дошкольного образования в надежде по наитию дать ему самое лучшее?- И каким образом сегодня реализуется эта задача?- На самом деле существует очень много способов. Например, одним из них является участие детских садов в таких образовательных проектах, как «Дети в музее» и «Классическая музыка в детском саду». Их основная цель – использовать все социокультурные возможности города: музеи, галереи, выставки, концерты – для достижения более высокого уровня образования самых юных его жителей. Необходимо показать им, сколько интересного есть в окружающем их мире, заинтересовать, подтолкнуть, вдохновить. То есть опять же, если говорить в терминах социализации, сегодня каждому детскому саду и его воспитанникам дается возможность не замыкаться только на себе, а собираться вместе, делать интересные проекты, посещать интересные мероприятия.Кроме того, все сильнее делается упор на взаимодействие детского сада и семей воспитанников. Если мы заботимся о том, чтобы с раннего возраста привить ребятам желание стать добросовестными гражданами, патриотами, мастерами своего дела, то мы можем, например, пригласить на занятие тех из родителей или других родственников, которые своим примером это уже доказали. Дети очень живо воспринимают такой пример, особенно когда перед ними не нечто отвлеченное, а, например, профессиональные спортсмены, дирижеры, балерины, а когда еще и оказывается, что это чьи-то мамы и папы, это производит, конечно, большой эффект.- А как педагоги детского сада могут усовершенствовать свои знания, чтобы и на обычных занятиях ребенку было интересно? Чтобы он не жил от поездки до поездки в музей?- Таких возможностей всегда было немало: от собственной инициативы поискать интересную и полезную информацию до курсов повышения квалификации. В этом году прибавилась и еще одна. Прошедший в Москве конкурс «Детский сад для всех и каждого» выявил дошкольные образовательные учреждения в Москве, которые соответствуют наиболее актуальным направлениям развития дошкольного образования. Например, это «Мой садик дома: развитие семейных детских садов» (сегодня в столице существует более 500 садов такой формы), такое направление, как «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы», «Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья», «Выпускник детского сада – успешный первоклассник. Преемственность ФГТ и ФГОС» и т. д. Так, по итогам конкурса 36 дошкольных учреждений приобрели статус стажировочных площадок, которые теперь будут транслировать передовой опыт по своему направлению. На базе 12 стажировочных площадок все желающие в течение года будут посещать мастер-классы, семинары-практикумы, открытые просмотры и затем смогут нести полученный опыт дальше. Самое важное, что эти стажировочные площадки были созданы не на базе новых учреждений, а наоборот, принимался во внимание их длительный опыт работы по направлению, те результаты, к которым им удалось прийти. Кстати, в этом году конкурс будет проходить вновь с целью создания новых стажировочных площадок.- Каким образом будет строиться работа на стажировочных площадках?- Основная цель стажировочной площадки – создание инновационного образовательного пространства, которое обеспечит условия для приобретения новых профессиональных компетенций управленческими и педагогическими кадрами. Работа на стажировочных площадках предполагает обязательную двустороннюю связь. Это будет полноценный обмен мнениями, опытом. В рамках каждого направления будут созданы рабочие группы, которые будут заниматься отдельными аспектами проблемы, вырабатывать методические рекомендации. Одним из интересных методов работы, который хотелось бы задействовать, является мозговой штурм, потому что это было бы весьма продуктивно и позволило бы включить в обсуждение всех участников, дать слово большинству слушателей. Деятельность стажировочной площадки направлена на обеспечение практической отработки стажерами эффективных образцов содержания дошкольного образования, технологий воспитания и обучения, новых механизмов управления образованием.По сути, стажировочная площадка – это своеобразный промежуточный этап между курсами повышения квалификации, которые каждый педагог обязан пройти раз в пять лет. Но мы понимаем, что на сегодняшний день эта пятилетка – достаточно большой перерыв, особенно в такой динамичной сфере, как образование, так что стажировочные площадки призваны решить эту проблему. Тем не менее цели у стажировочных площадок и курсов повышения квалификации разные.- Можно ли говорить о каких-то результатах работы площадок?- Конкурс «Детский сад для всех и каждого» состоялся этой весной, и за это время стажировочные площадки успели оформиться, наметить план работы таким образом, чтобы можно было, не мешая основной воспитательной деятельности детского сада, вести еще и просветительскую деятельность для взрослых. И буквально пару недель назад состоялись первые презентации площадок. Сейчас площадки только начинают свою работу.По окончании занятий все получат единый сертификат участника стажировочной площадки, который разрабатывает наша кафедра. Кроме того, в работе двух площадок будут участвовать научные консультанты от нашей кафедры. Это профессор Ксения Юрьевна Белая, которая будет оказывать консультативную и методическую помощь по вопросам организации работы стажировочной площадки «Мой садик дома: развитие семейных детских садов», и доцент кафедры Марина Валентиновна Богомолова – научный консультант площадки «Новые образовательные проекты. Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей».- Вы отметили, что, несмотря на то что стажировочные площадки и курсы повышения квалификации встроены в одну систему повышения качества работы педагогов дошкольного образования, их цели разнятся. В чем это проявляется?- На стажировочные площадки и курсы повышения квалификации приходят специалисты разного уровня знаний, разного опыта. Например, на курсах повышения квалификации есть сознательное разделение на группы – для тех, кто уже является опытным специалистом, и новичков. Это позволяет не говорить с одними об общеизвестных вещах, а других более тонко и целенаправленно вводить в курс дела. К тому же такие курсы ведутся на базе окружных методических центров, чтобы сделать их посещение наиболее удобным для педагогов. Наш институт является головным учреждением в Москве, которое занимается вопросами повышения квалификации и переподготовкой кадров, в том числе и в области дошкольного образования. Ежегодно наши курсы посещает более 3,5 тысячи педагогов дошкольного образования разных категорий.На стажировочных площадках все по-иному. Каждый стажер должен будет приезжать на площадку самостоятельно, насколько бы далеко она от него ни находилась, чтобы погрузиться в атмосферу выбранного направления. Получается, что здесь реализуется настоящий классический принцип поиска знаний. К тому же здесь каждый, кто заинтересован выбранной темой, должен активно включиться в ее глубокое исследование и обсуждение, должен быть готовым работать с большими объемами информации без скидок на отсутствие опыта или недостаток каких-то навыков. Если тема интересна, то придется включаться и работать. Стажер активно участвует в разных формах, предлагаемых площадкой, выполняет предложенные задания, сам формирует свою профессиональную компетентность по выбранному направлению и создает свой индивидуальный образовательный проект.- Наверное, в какой-то момент у любого педагога возникает ощущение, что в ходе работы он уже достиг такого уровня, который может быть отмечен, поставлен в пример другим. Есть ли у педагогов дошкольного образования свои конкурсы, в рамках которых они могут получить признание профессионального сообщества?- Конечно, есть. Так, например, Всероссийский конкурс «Воспитатель года» будет проводиться в этом году уже в третий раз, но впервые – в Москве. Раньше конкурсантов принимала Московская область. Количество участников этого года уже известно – их 64! Популярность конкурса растет, педагоги дошкольного образования, как и их коллеги из школы, хотят собраться вместе, поделиться наработками, понять, двигаются ли они в правильном направлении, и, конечно, просто пообщаться с теми, кто разделяет их интересы.- Будут ли в конкурсе этого года какие-то изменения в сравнении с прошлогодним?- В этом году немного изменился формат мероприятия. Обязательным условием конкурса стал заочный этап, в ходе которого жюри ознакомится с сайтами, которые представляют участники. Мы будем оценивать структуру, наполнение сайта, его внешний облик. В остальном конкурс остался неизменным.Первым этапом, как и прежде, является творческая презентация педагога. Жестких требований к тому, как она должна выглядеть, нет, самое главное, чтобы в презентации были отражены его навыки работы с детьми. Ведь можно красиво и ярко представить себя: читать стихи, демонстрировать вокальные данные, но в то же время не дать жюри ни малейшего представления о себе как о профессиональном воспитателе.Второй, практический этап пройдет в 8 дошкольных учреждениях столицы, где наши конкурсанты должны будут провести занятия с детьми и продемонстрировать свои навыки. Обычно всех участников мы делим на 7-8 групп, в каждой из которых работает малое жюри, и в каждой группе будет выбран победитель. Лучшие из группы проведут свои мастер-классы и примут участие в круглом столе, где обсудят актуальные проблемы дошкольного образования. По результатам всех испытаний мы выберем абсолютного победителя – воспитателя года.- Какие возможности конкурс открывает перед победителями?- В первую очередь новый статус налагает большую ответственность: теперь победитель является лицом дошкольного образования целой страны, необходимо еще увереннее держать марку, что в новых условиях становится еще сложнее. Кроме того, традиционно победитель конкурса приглашается на следующий год в состав жюри и может уже с другого ракурса посмотреть на происходящее. Вообще к нему проявляется больше внимания, его приглашают к обсуждению проблем, могут предложить занять более выгодные должности в рамках основной профессии или войти в какой-либо общественный орган. Однако, насколько мне известно, победители конкурса «Воспитатель года» остаются верны своей профессии воспитателя, несмотря на все множество предложений и открывшиеся перспективы, и это говорит о многом. Профессия воспитателя уникальна, ведь недаром девизом московского профессионального конкурса «Воспитатель года» являются слова одной из его победительниц: «Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно!»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте