У системы дошкольного образования тоже должен появиться свой федеральный государственный стандарт образования, заявила сегодня на закрытом заседании Делового клуба на Тверской директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко. Встреча была посвящена приоритетам дошкольного образования и ФГОС общего образования.
«Чтобы реализовать федеральные государственные стандарты образования в полной мере, начинать нужно с дошкольного возраста», – пояснила тему встречи Низиенко. Она привела последние данные по ситуации с доступностью детских садов: сегодня дошкольные учреждения посещают 5,5 миллионов детей, что примерно на 300 тысяч больше, чем в 2009 году. Но очередь с детсады все равно неумолимо растет: если в прошлом году возможности ходить в детсад были лишены 1,7 миллиона малышей, то в этом году цифра приблизилась к 2 миллионам. Однако, по словам чиновницы, 70% из этих 2 миллионов составляют дети от 0 до 3 лет, то есть записанные мамами заранее и не столь остро нуждающиеся еще в детсадах. На создание новых мест в дошкольных учреждениях государство выделяет 1 миллиард рублей. В этом году в программе задействовано 80 регионов страны, в следующем – к ней присоединятся оставшиеся. В этом году должно быть создано около 200 тысяч мест, то есть 300-тысячная очередь в детсады среди детей старшего дошкольного возраста значительно сократится. Собирается Минобрнауки распространять и положительный опыт отдельных регионов, в которых практически нет очередей в детсады. В рамках проекта по развитию муниципальных систем дошкольного образования будут созданы 16 стажировочных площадок. На них команды из 2,5 тысяч муниципалитетов страны (а дошкольное образование находится в их ведении) будут отрабатывать новые модели развития самой первой ступени образования. Оттуда управленцы должны будут вернуться в свой регион уже с готовыми программами развития дошкольного образования и начать внедрять их на практике. Государство принимает и другие меры по снижению критичности ситуации с детсадами: оно обещает платить родителям, выбравшим частные детсады, компенсацию. Также готовится к первому чтению в Госдуме законопроект о госфинансировании негосударственных дошкольных учреждений. Последних в стране совсем еще мало – около 1 тысячи, а потребность в них велика. Однако, пока закон не принят, дело движется медленно – так, по словам министра образования Рязанской области Надежды Бушковой, в их регионе пока действуют всего два частных детсада и решается вопрос об открытии еще двух. Но уж если государство решит финансировать частников (по нормативу, принятому для госучреждений), то оно будет их и контролировать – как они будут расходовать средства, по каким программам заниматься с детьми. Сейчас эти программы, по сути, никто не контролирует – Минобрнауки известно о чуть более 120 программах, сколько их на самом деле и насколько они эффективны, чиновники не знают. Для того, чтобы такой разнобой устранить и установить преемственность с остальной системой общего образования, нужно внести изменения в проект нового закона об образовании и утвердить ФГОС для дошкольного образования. «Дошкольное образование сейчас становится уровнем образования, частью системы общего образования, которое переходит на ФГОС, поэтому и само должно соответствовать стандарту», – пояснила Низиенко. По ее словам, государство должно гарантировать обязательность получения дошкольного образования, но в какой оно форме будет, решать родителям – самим ли воспитывать малышей, отдавать в муниципальный, частный детсад, семейную группу и т.д. И, разумеется, с детей не потребуют аттестации, хотя, возможно, какие-то рекомендации по необходимым навыкам и умениям и будут даны. Они будут касаться не умений читать или считать, а навыкам общения, социальной адаптации, развития мелкой моторики и т.д. Все эти предложения будут обсуждать на августовских педсоветах в школах. Говорили на встрече и о стандартах образования на других уровнях. Что касается дискуссионного ФГОС для старшей школы, то, по словам главы Департамента общего образования Елены Низиенко, оба проекта, рассматриваемые комиссией по доработке стандарта, находятся примерно на равном положении. «Они совпадают друг с другом примерно на 60% , – заявила Низиенко. – Не обсуждается в них системно-деятельностный подход в обучении, требования к метапредметным и личностным результатам (нужно научить ребенка анализировать, делать выводы, находить выход из разных ситуаций, уметь применять предметные знания в других областях, а главное, научить детей быть успешными), и выстраивание индивидуальной траектории для каждого». Возможность самим старшеклассникам выбирать предметы, которая вызвала так много споров в обществе, по словам чиновников, во ФГОС сохранится в любом случае. «Им все равно придется выбирать после школы, куда поступать», – резюмировала Елена Леонидовна. И реформированная система образования, по замыслу чиновников, должна привести его к такому умению. Фото автора
Комментарии