Дистанционные технологии дают большие возможности для реализации ученических инициатив. К такому выводу пришли эксперты круглого стола «Среда обучения: воспитание через инициативы школьников», который прошел в пресс-центре ТАСС в Санкт-Петербурге 27 ноября. В дискуссии приняли участие представители органов власти, вузов, школ и проектов платформы «Россия – страна возможностей», которые занимаются образовательной тематикой.
Собравшиеся эксперты отметили, что поддержка инициатив школьников возможна только при условии создания в образовательных учреждениях воспитательной среды, которая будет соответствовать и образовательным стандартам, и запросу учеников.
– Ученики, демонстрирующие инициативу, зачастую предвосхищают решения педагога, не ждут, когда им скажут, что и как они должны делать, предлагают новые форматы внеучебных активностей. В мастерской управления «Сенеж» мы также стараемся следовать этому принципу и разрабатываем образовательные программы под запрос аудитории, а не наоборот. К примеру, онлайн-курс «Среда обучения» как раз направлен на это, – сказала проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» Мария Афонина.
По мнению участников круглого стола, воспитание при переходе на дистанционное образование может быть основано только на доверии между учителем и учеником. Педагогам не стоит бояться мобильных телефонов, гаджетов и компьютеров, так как это огромный ресурс для организации смешанных и онлайн-мероприятий, несущих в себе и воспитательную функцию.
В Северной столице в этом году приняли концепцию воспитания юных горожан, в которой предусмотрены основные направления воспитательной работы на ближайшие пять лет.
– В Петербурге 1390 детских общественных объединений, и более 200 тысяч детей вовлечены в эту деятельность, в работе Российского движения школьников заняты 494 школы города, – отметила Елена Спасская, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга.
Участники круглого стола поделились практиками организации воспитательного процесса через реализацию ученических инициатив. Так, директор «Академии талантов» Ингрид Пильдес рассказала о наиболее востребованных образовательных форматах. Среди них формат проектных программ – коротких двухчасовых занятий, цель которых – создание своего небольшого продукта, проекта, отработка конкретного навыка.
По словам экспертов, когда учителя слышат инициативы детей, поддерживают их, у учеников формируется восприятие школы как безопасного и дружелюбного мира.
Комментарии