search
main
0

Детская организация

«Детьми надо заниматься, иначе из них вырастают настоящие разбойники». Эта сентенция Ханса Кристиана Андерсена применима как к советской, так и к нынешней воспитательной системе школы. «Пионеры», «Скауты», «Юные экологи»… В сущности, не важно, как называется детская организация. Важно другое – в ней должно быть интересно.

Николай СИНЦОВ, директор Арьевской средней школы, Уренский район, Нижегородская область: Если куришь, в скауты не попадешь

Все наши 570 учеников могут выбрать занятие по душе сразу в нескольких школьных организациях.

Работу в детском объединении «Родина» ведут заместитель директора по воспитательной работе Елена Александровна Торопова и старшая вожатая Наталья Васильевна Соловьева. Здесь есть своя структура, своя интересная методика, система игр, праздников и других мероприятий, в которых участвует вся школа.

Есть экологический отряд «Дубок», где занимаются ребята, интересующиеся экологией.

Еще одна общественная организация, действующая в Арьевской школе, – это росскауты. Создал ее в 1995 году и руководит по сей день учитель Владимир Михайлович Киселев. В росскауты идут ребята в основном средней и старшей школы. Требования, которые предъявляет Владимир Михайлович к членам организации, довольно жесткие. Дети, во-первых, должны учиться без двоек. Надо сказать, что сразу же исключают из росскаутов и больше не принимают тех, кто курит и употребляет спиртные напитки. Это очень помогает в воспитательной работе школы.

Детям нравится романтика походной жизни, когда они живут в палаточном лагере, ведут археологические раскопки, путешествуют по Уренскому району, изучают историю родного края – у Владимира Михайловича своя авторская программа по краеведению.

На мой взгляд, ребенок может быть в разных организациях, главное, чтобы ему это было интересно и принесло пользу.

Юрий ВАХРУШЕВ, директор Первомайской школы поселка Уткино, Вологодский район, Вологодская область: В нашем «Королевстве» нарушителей нет

Первомайская школа создавалась в 1990-е годы, то есть как раз в то время, когда в России произошел развал прежней системы школьной воспитательной работы – системы пионерско-комсомольских организаций. Идея детско-юношеского самоуправления пришлась по душе и ученикам, и молодому коллективу преподавателей. Детская общественная организация в нашей школе носит необычное название – «Королевство «Радость».

Это название после долгого обсуждения разных вариантов выбрали сами ребята. Ежегодно дети проводят выборы короля, королевы и министров школы. Министерства работают по определенным направлениям: досуг, спорт, учеба. По всем этим направлениям подводятся итоги соревнования между классами в конце каждой четверти. Класс-победитель, определяемый в конце учебного года, награждается призом – например интересной поездкой. Курируют работу «Королевства» организатор внеклассной работы и заместитель директора школы по воспитательной работе.

Эту форму воспитательной работы – через детское самоуправление – можно считать весьма эффективной: в течение многих лет в нашей школе практически нет отсева учеников, а случаи правонарушений единичны. Школа, в которой учатся всего 106 человек, конкурентоспособна в районе, имеет высокие результаты спортивной работы, получила в этом году миллионный грант.

Наши старшеклассники входят еще и в молодежную поселковую организацию – у нее названия пока нет, она только формируется, но заметно проявляет себя. Например, проводит соревнования КВН в районе.

Вместе с тем существовала и существует опасность вовлечения молодых людей и подростков в сектантские и экстремистские организации. В 1990-е в нашем поселке появилась секта – ее представители активно пропагандировали свое учение, даже меня попросили устроить собрание этой организации в помещении школы. Я, естественно, отказал. Но они нашли все-таки, где собираться. Некоторые ребята и взрослые, к сожалению, поддались влиянию их пропаганды, время было тяжелое, люди потеряли духовную опору в жизни. Именно в такие времена и появляются как грибы подобные «помощники»…

Школе пришлось поработать тогда и с детьми, и со взрослыми. Педагоги встречались с родителями на общих собраниях, индивидуально проводили беседы. На встречи приглашали специалистов: психологов, представителей правоохранительных органов, приехал в школу по инициативе верующих сельчан священник Русской православной церкви.

Сегодня так остро, как 10 лет назад, проблема сектантских организаций у нас не стоит. Та секта, о которой я рассказал, ушла из наших мест. А духовный вакуум заполняется, с одной стороны, восстановлением церквей, а с другой – общественными организациями, в том числе молодежными, занятыми нормальной общественно полезной работой.

Василий МЕФЁД, директор Пореченской школы имени К.С.Заслонова, Великолукский район, Псковская область: Идеология ушла, а цель осталась

В нашей школе существует детская общественная организация «Алые паруса», входящая в состав районной детской организации СТЭМ, что означает Союз творческой эрудированной молодежи.

Организация состоит из трех ступеней: «Родничок» для ребят из начальной школы, «Алые паруса» для учеников среднего звена и «Старшеклассник». Руководящий орган носит название Совет друзей. У организации есть свое положение, устав, песня, девиз, заповеди и символ – факел, в котором вместо огня «горят» семь лепестков, означающих направления работы: красный – патриотическое воспитание, синий – спорт и здоровье, фиолетовый – труд и культура поведения…

Заповеди «Алых парусов» – это определенные правила, которым дети стараются следовать, например, не отступать перед трудностями, твердо выполнять свои обещания, не терять времени даром. Вступление в организацию происходит не автоматически – дети должны проявить себя в учебе, в жизни класса и школы. В апреле ученики первого класса вступают в «Родничок», и им вручаются символические голубые «капельки» – памятки, где записаны заповеди членов организации.

Не правда ли, прослеживается связь с традициями пионерии? Но из организации ушла партийная идеология, при этом осталась цель – воспитывать в детях нравственные качества.

На заседаниях Совета друзей ребята рассматривают вопросы, связанные с жизнью школы: это подготовка к общим праздникам, подведение итогов конкурсов, выставок, дежурства по школе, а также поведение и успеваемость учеников. Дети организуют традиционные общешкольные акции, такие как «Помоги ветерану», «Чистый двор». В нынешнем учебном году реализуется идея двух новых акций – «Доброе дело» и «Подари школе праздник».

Я считаю, детская организация в школе нужна обязательно! Она формирует у детей лидерские качества, умение общаться с людьми, что пригодится им во взрослой жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте