Наверное, каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда, забирая своего ребенка из детского сада, слушал историю о том, что какой-то мальчик или девочка из его группы с ним больше не дружит. Ни один родитель не может остаться равнодушным к переживаниям ребенка, поэтому начинает его успокаивать и уверять, что скоро они обязательно помирятся. Но про себя думает, что через пару дней ребенок про Вову или Сашу уже и думать забудет, найдет себе нового друга. У них такой возраст, что каждый день новый друг.
На самом деле детская дружба скоротечна, а выбор следующего приятеля порой необъясним. Некоторые психологи считают, что выбор друга совсем не случаен. Уже в яслях можно наблюдать, что один ребенок имеет стойкий интерес к другому, а у детей более старшего возраста могут быть и настоящие привязанности. Если случается разлука с другом (например, в связи с переездом) ребенок абсолютно искренне скучает по своему товарищу, часто вспоминает о нем. К шести годам дружба, как устойчивое чувство, совершенно очевидна.
Взрослые обычно дружат для чего-то, но более всего остального, чтобы не оставаться в одиночестве. Вот и когда в группе у ребенка есть друг, он ощущает себя в большей безопасности, ему легче переживать тревогу и неуверенность. Друг – это человек, с которым он может разделить радость и грусть, с которым легко и приятно играть, проводить вместе время. И здесь даже самые лучшие родители не могут конкурировать с друзьями своих детей.
Как вести себя родителям, чтобы помочь своим детям преодолеть все сложности детской дружбы? В возрасте 3-4 лет ребенку крайне важно, чтобы мама была рядом, и в то же время ему все сильнее интересен окружающий мир. Мама – это тот человек, который может научить ребенка знакомиться с другими детьми, именно она объясняет, почему другой ребенок ведет себя так или иначе, подсказывает, как разрешить ссору. Но чем старше ребенок, тем меньше участия должны принимать родители в его взаимоотношениях с другими детьми.
Елена Смирнова, воспитатель, ГБОУ Школа № 2070 ОП «Улыбка», г. Москва
Комментарии