search
main
0

Детсад в помощь. Как организовать комплекс новых возможностей

В кабинете Андрея Цвециха, директора Ингалинской средней школы, стоит телескоп. «Рассматриваем с ребятишками, – немного смущается Андрей Викторович. – Космос – это ведь мир без границ. Помогает расширить горизонты. Рано или поздно каждый найдет свою звезду…»В 2014 году Ингалинская школа вместе с другими образовательными учреждениями Большереченского района расширила свои горизонты – стала образовательным комплексом. Школа и детский сад теперь действуют как единый организм.

– Идея звучала в Министерстве образования Омской области, а начальник Управления образования Большереченского района Валентина Александровна Шульгина решила, что мы ее можем реализовать. Не сразу, не копируя, а адаптируя под особенности района, под каждое учебное заведение, – рассказывает Андрей Цвецих. – Очень помогло то, что район много лет сотрудничает с Институтом социально-педагогических проблем сельской школы РАН. Вместе с другими учебными заведениями провели мониторинг, ряд социально-педагогических исследований: изучили и описали социальный портрет населения, инфраструктуру, материально-технические и кадровые условия, основные характеристики образовательных результатов, просчитали риски, обратились за научной поддержкой в Омский областной институт развития образования.Ингалинская школа находится в 50 километрах от районного центра. Вроде недалеко, но не по сельским дорогам и заработкам. Российское село переживает трудные времена: недостаточное количество рабочих мест, низкая оплата труда, невысокий уровень социально-бытовых условий, низкий образовательный уровень родителей. В Ингалах 22 процента семей являются малообеспеченными, 18 – неблагополучными, 8 – семьи, в которых дети находятся в социально опасном положении.- В Федеральном законе «Об образовании в РФ» подчеркнуто обеспечение права каждого человека на образование, – объясняет Андрей Викторович. – И мы задумались, как реализовать право каждого ребенка на дошкольное образование, например, из удаленных населенных пунктов нашего поселения – деревень Ростовка, Милино, Боровянка, где нет детсадов. Да и в самих Ингалах дети посещали садик неважно – село вытянуто в длину на 6,5 километра, и многим трудно доставить ребенка. Особенно если учесть, что чаще этим занимаются бабушки-дедушки, мамы и папы заняты работой. Дальше – больше: выделили множество проблем первого уровня общего образования исходя из наших особенностей. В том числе недоступность дополнительного образования для малышей. Не было преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования, не хватало согласованности в работе органов государственного общественного управления ДОУ и ОУ, слабо был организован электронный документооборот, не чувствовалась открытость системы дошкольного образования. Ну и, конечно, всегда есть существенная разница между оснащенностью образовательного процесса в школе и детском саду.Сейчас в образовательном комплексе 220 учеников – 140 школьников, 50 детсадовцев, 22 воспитанника группы кратковременного пребывания, в том числе пятеро, которые занимаются в консультационном пункте Ростовки, еще пятеро проходят обучение в мобильной группе. Дошкольным образованием в итоге охватили всех желающих детей с трехлетнего возраста.- По закону на школьных автобусах прежде мы не могли возить дошколят, теперь Ингалинский комплекс – одно юридическое лицо, – радуется директор. – Малышей подвозим на школьных автобусах не только из Ростовки, но и в самих Ингалах. Не все родители платежеспособны, поэтому в детском саду кроме групп полного дня организовали мобильные, когда родители бесплатно приводят детей на занятия. Открыли группы кратковременного содержания, консультационный центр в Ростовке, который работает на базе начальной школы. Психолог, логопед, социальный педагог несколько раз в неделю отправляются в малое поселение, чтобы помочь родителям, дать консультацию по любому вопросу. Консультации – это уже немало, кроме того, обеспечиваем родителей литературой, они могут и сами приехать в Ингалинскую школу, посоветоваться. Без Интернета, компьютеров в детском саду дистанционная форма консультаций для родителей с детьми таких поселений была нереальна.Образовательный комплекс помог решить проблему доступности не только основного, но и дополнительного образования. Опыт совместной работы воспитателей и педагогов дополнительного образования из числа учителей Ингалинской школы уже был: учитель музыки – одновременно и музыкальный руководитель детсада, он же педагог Большереченского центра детского творчества. Цепочки взаимосвязей продолжили, грамотно встроили их в образовательный процесс в рамках выполнения программы развития комплекса. Нынче в первый класс пришли 19 учеников. Благодаря тому что педагоги дополнительного образования стали полноправными членами образовательных комплексов, 18 из них занимались по программе «Будущий первоклассник», 15 посещали спортивные секции, художественно-эстетические кружки, изучали язык в рамках Центра немецкой культуры. В школе в 2013 году был дополнительно открыт класс для детей, занимающихся по адаптированной образовательной программе. Оказалось, что дело это нужное – немало ребят имеют задержку речи, проблемы в психическом развитии. Наверное, можно было бы помочь им раньше, но в детском саду не хватало ни нужных специалистов, ни программ ранней коррекции. В 2014-м малышам, а теперь уже ученикам образовательного комплекса стали доступны услуги логопеда, социального педагога, педагога-психолога.- Не увеличивая фонд оплаты труда из бюджета области, района, мы увеличили охват дополнительным образованием на 8-10 процентов, – рассказывает Андрей Цвецих. – Кроме того, решили вопрос преемственности по реализации федеральных государственных общеобразовательных стандартов двух уровней. Сейчас педагоги прошли курсы повышения квалификации, из троих воспитателей двое имеют 1-ю категорию, один получает высшее образование. Стало интереснее, есть за кем тянуться. Нам удалось продумать и реализовать виртуальную страницу тогда еще дошкольного образовательного учреждения на едином образовательном ресурсе – официальном сайте школы. У нас единый сайт, документооборот, совместные авторские программы, более целенаправленное непрерывное профессиональное развитие педагогов, аттестация на 1-ю и высшую категории. А также единые педагогические советы, родительский комитет, преемственность не на словах, а на деле дошкольного и начального уровней под единым руководством.Штат работников не расширился, никого не уволили – это тоже было просчитано заранее: отправили на переквалификацию, перевели на другие должности, добавили работы. Устроили медицинский кабинет, за счет местного бюджета его отремонтировали, по программе модернизации приобрели оборудование. Материально-техническое оснащение школы работает и на детский сад. Улучшилось и удешевилось питание в детском саду – у школы свой большой огород, все овощи выращивают сами. Хватило еще и на продажу. Тем более что школа старается зарабатывать, например, обучает взрослых машиноведению и вождению трактора. В прошлом году начали работы по созданию доступной среды, вместе это сделать легче. Отремонтировали спортзал, теперь в нем занимаются и малыши, так же как и на школьном стадионе.- Реорганизация – не ликвидация образовательного учреждения, – объясняет Андрей Викторович. – Конечно, потребовалась огромная подготовительная работа, потом бумажная по внесению изменений и созданию новых локальных актов. Рабочая группа из педагогов и воспитателей с привлечением общественности разработала программу развития организации «Образовательный комплекс – комплекс новых возможностей». На Всероссийском конкурсе материалов по управлению дошкольным учреждением он вошел в десятку лучших проектов страны. Мы поняли, что дошкольный уровень – это не «присмотр и уход», а серьезное содержательное дело. Создание комплекса расширило наши возможности и скооперировало возможные ресурсы на решение проблем каждого. ​Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте