Мы продолжаем разговор о моделях образовательных учреждений будущего, над которыми сегодня успешно работают школы, ДОУ, городские педагогические вузы. В одном из предыдущих номеров шел разговор об очень интересной программе, в реализации которой участвуют Северное окружное управление образования, Московский гуманитарный педагогический институт, ЦО №1409 и четыре детских сада, расположенных на Ходынском бульваре. Многие наши читатели с большим интересом отнеслись к этому проекту, ставшему развитием на новом этапе идей национального проекта «Образование», и попросили более детально рассказать о том, как организована эта работа. Для этого мы предоставили слово кандидату педагогических наук, доценту МГПИ Наталье МИКЛЯЕВОЙ.
Сегодня общепризнан тезис о том, что в Детском саду и Школе Будущего необходимо создать все условия для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей. При этом никто не будет отрицать, что воспитать личность может только личность. Поэтому в основе всей методической работы должен быть личностно-ориентированный подход к работе с педагогами, направленный на формирование у них личностной и профессиональной готовности к работе в условиях выбора образовательных альтернатив и формирования личностных смыслов профессиональной педагогической деятельности. Это возможно только в условиях формирования такой системы координат, в рамках которой происходит не только развитие педагогической деятельности и становление профессионально значимых качеств личности педагога Детского сада и Школы Будущего, но и отработка способности к самостоятельному конструированию личностного смысла профессиональной деятельности. Однако для этого вся система методической работы с кадрами должна быть перестроена, переориентирована на режим развития.
Что для этого нужно? Прежде всего учет потребностей, личностных и деловых мотивов педагогической деятельности воспитателей, учителей и специалистов в процессе методической работы в Детском саду и Школе Будущего, диагностика потребностей в самообразовании и личностном росте, составление карты образовательных запросов педагогов. Составление карты особенно редко используется в условиях детского сада, но не потому, что это технологически очень сложно, а скорее всего потому, что непривычно для дошкольных образовательных учреждений. В школе ситуация выглядит иначе, но опыт такой работы учителей может быть использован, так как тут требуется описание отдельных задач педагогической деятельности, пометки о необходимости ознакомления с теорией или практическим опытом решения педагогических задач по тому или иному вопросу, «раскрытии содержания вопроса» или необходимости ознакомления с опытом других членов педагогического коллектива. Во многих детских садах и школах, претендующих на статус учреждений Будущего для каждой группы детей и класса, отдельного воспитанника и учащегося выстраивается индивидуальная траектория образовательного процесса, где сочетается образовательная подготовка, подготовка повышенного уровня по наиболее интересующим предметам и образовательным областям, спортивно-оздоровительная работа, дополнительное образование компенсирующего характера, досуг. Однако очень часто здесь «забывают» о самом педагоге, его интересах и возможностях, а такого в Детском саду и Школе Будущего быть не должно.
Составление карты образовательных запросов может стать основанием для разработки индивидуального плана профессионального развития педагога. При этом могут быть учтены такие компоненты непрерывного воспитательно-образовательного пространства Детского сада и Школы Будущего, как эмоционально-рефлексивный, культурно-коммуникативный, духовно-эмоциональный, спортивно-оздоровительный, практически-действенный, опытно-экспериментальный и интеллектуально-познавательный. Они определяют специфику планирования работы с детьми, педагогами и родителями, специфику реализации программы сотрудничества Детского сада со Школой Будущего, выбор приоритетных форм методической работы с творческими группами и научно-методическими объединениями воспитателей и учителей. Поэтому в индивидуальный план развития педагога обязательно включается описание форм его участия в методической работе Детского сада и Школы Будущего. (В то же время разнообразие и вариативность программ, моделей организации воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процесса и технологий, направленность на реализацию индивидуальных интересов и возможностей каждого ребенка на реализацию его прав на свободу выбора обеспечивают его конкурентоспособность как Детского сада и Школы Будущего).
Какие же формы совместной работы способствуют продуктивному взаимодействию воспитателей и учителей, развитию инновационного потенциала коллективов Детского сада и Школы Будущего?
Во-первых, это проведение доминантных дней и методической недели. Доминантные дни – это дни игры, здоровья, театра и так далее, уже вошедшие в традиции детского сада. В процессе подготовки и проведения таких дней, тематического погружения в определенную проблему воспитания и обучения детей не только накапливается богатый опыт методического консультирования и взаимопосещений педагогов, коллективных просмотров, различных форм организации воспитательно-образовательного процесса, но и создаются условия для внедрения интерактивных методов работы с ними и с родителями воспитанников, налаживается система мониторинга удовлетворенности воспитателей и специалистов результатами свой работы и обратной связи с семьями детей. Вот этой системы обратной связи как раз и недостает методической работе в современной школе, тем более в Школе Будущего. Частично на уровне обратной связи с педагогами она отработана в процессе формирования традиций проведения методической недели.
Методическая неделя берет свое начало в опыте работы школы. Там она используется тогда, когда уже накоплен большой педагогический опыт, и педагоги могут его продемонстрировать, следуя принципу «от общего к частному» – от демонстрации деятельности учащихся, педагогического коллектива и отдельных учителей администрации до открытых показов учебно-воспитательного процесса, используемых методов и приемов, а также результатов работы, создавая условия для его распространения. Для этого создается пресс-группа, оргкомитет лаборатории форм и методов обучения или педагогическая лаборатория, микрогруппы учителей для подготовки открытых мероприятий, группы планирования и консультирования, поддержки и стимулирования, группа экспертной оценки. В таком виде методическую неделю проводит администрация и творческие группы педагогов не чаще одного раза в год в течение одной учебной недели по 2-3 часа в день. При этом количество обсуждаемых тем не должно превышать 5-6. В свою очередь методическая неделя в Детском саду Будущего и Школе Будущего может проводиться 2-3 раза в год для активизации творческих инициатив и повышения педагогической и методической компетентности воспитателей и учителей. Ее тематика должна быть связана с планированием и подведением итогов решения задач годового плана и программы развития образовательного учреждения. Это может быть, кстати, и программа экспериментальной работы научно-методического объединения сотрудников детского сада, школы и педагогического вуза. Например, в МГПИ такая программа «Развитие креативных способностей детей и молодежи города Москвы с учетом различных сензитивных периодов в условиях непрерывного образования» осуществляется под руководством ректора МГПИ Александра Кутузова, начальника Северного окружного управления образования Виктора Кичатова и проректора МГПИ по инновациям Владимира Новичкова на базе дошкольных образовательных учреждений, детских садов, центров развития ребенка и центров образования Северного округа.
Темой первой методической недели может быть «Поиск путей повышения эффективности использования здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками ДОУ и учениками начальной школы», второй – «Развитие способностей на занятиях, уроках и в процессе организации свободной деятельности воспитанников и учеников», третьей – «Метод проектов как условие эффективного сотрудничества семьи, детского сада и начальной школы».
В соответствии с темой методической недели подбирается и ее содержание. При этом используется принцип тематического планирования разных форм работы с детьми, педагогами, родителями воспитанников и учеников. Например, в начале методической недели можно устраивать тематические педагогические советы, проводить лекции-консультации и теоретические занятия с участием замечательных людей, ученых и педагогов-практиков, много лет занимающихся проблемами воспитания и обучения детей, в частности, теми проблемами, которым посвящена методическая неделя.
Когда у педагогов сформирована установка на расширение и углубление своих знаний, совершенствование практических навыков и умений, связанных с темой методической недели, можно переходить к проблемно-поисковому этапу работы. Обычно этот этап проводится в середине недели – во вторник или в среду. При этом используются такие формы работы, как «круглые столы», проблемные семинары, брейн-ринги, блиц-игры. Обязательно для этого этапа составление списка проблемных вопросов, которые необходимо сформировать в процессе совместной работы членов педагогического коллектива и подготовки проекта решений.
В соответствии с проектом решений в конце методической недели нужно провести показ открытых занятий, организовать мастер-классы и практические занятия, семинары-практикумы, организационно-деятельностные игры, педагогические КВНы и конкурсы профессионального мастерства, презентации творческих проектов, педагогические аукционы. После этого необходимо подвести итоги методической недели, утвердить методические рекомендации и памятки, разработанные педагогами в ходе обобщения опыта своей работы и его презентации.
Кроме опыта проведения доминантных дней и методических недель, в Детском саду и Школе Будущего необходимо формировать традицию использования таких форм методической работы, которые бы сочетали методы активизации деятельности педагогов с методами обучения педагогическому прогнозированию и проектированию и методами формирования педагогической рефлексии. Нужно сделать так, чтобы педагоги научились прогнозировать Будущее и, что еще более важно, управлять им, находить пути его оптимизации. При этом важно не запрограммироваться на стопроцентно положительный результат, а, наоборот, научиться анализировать проблемные ситуации, находить варианты их решения и видеть альтернативы осуществления воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процессов и сотрудничества с родителями воспитанников и учеников. В этом педагогам Детского сада и Школы Будущего может помочь участие в семинаре-практикуме по созданию условий для реализации прав детей на свободу выбора. Цель семинара-практикума – формирование у воспитателей и учителей установки на формирование единого методического сообщества и создание педагогических условий, способствующих предоставлению детям свободы выбора. Проводится семинар-практикум обычно с использованием методики интерактивного обучения, методов «кейсов» и «модерации», метода проектов. Один из таких семинаров-практикумов, например, разработан профессорско-преподавательским коллективом МГПИ и лег в основу программы «Проектирование Детского сада Будущего: направления совершенствования образовательного процесса» для курсов повышения квалификации воспитателей и учителей современных детских садов и школ. Одна из его задач – подготовка воспитателей к овладению методикой проведения «Общего круга» – элемента педагогики Марии Монтессори, которая позволяет детям реализовать свои права на выбор деятельности и отношений в течение дня, а воспитателям на конкретных примерах оценить ее эффективность. Затем воспитатели и учителя участвуют в проведении «Общего круга» уже самостоятельно, им предлагают, используя метод игрового моделирования, войти в игровую ситуацию и провести утренний или вечерний «Общий круг», представив, что остальные педагоги и есть их группа или класс детей. После этого педагогов просят провести такую работу в своей группе или в своем классе в течение недели (в утреннюю и вечернюю смены), обсудить с воспитанниками и учениками их желания, рассказать о своих планах и способах их осуществления на предстоящий день (утром) или оценить, что получилось из задуманного, а что нет и почему (вечером). Затем воспитателей и учителей поощряют к тому, чтобы они рассказали о результатах апробации этой методики на педагогическом и методическом советах их образовательных учреждений. Как показывает опыт, это способствует тому, что методика «Общего круга» успешно внедряется в методическую работу с воспитателями и учителями. Например, в ходе проведения деловой игры, тренинга профессиональных умений или конкурса профессионального мастерства можно предложить педагогам найти решение педагогических ситуаций, проблемы которых связаны с организацией развивающего общения воспитателя или учителя с детьми, используя методику «Общего круга». Конечно, при этом можно использовать и другие методики, например, связанные с реализацией метода «мозговой атаки» или «штурма», методов генерации творческих идей и так далее. Однако, как показывает опыт, они не решают одной важной проблемы, которая стоит перед членами педагогического коллектива, – проблемы объединения усилий педагогов детского сада и школы, преодоления разногласий и взаимных упреков по поводу подготовки детей к школе, эффективности воспитания и обучения детей на уроках и так далее. Методы обострения конкурентных отношений, которые связаны с такими методиками, на первых порах сыграют отрицательную роль, но их можно будет использовать на следующей стадии развития коллектива – стадии формирования единой команды.
Комментарии