search
main
0

Дети, вы не в «Школе»!

Именно так сейчас учителя в сердцах делают замечания своим воспитанникам, имея в виду, что вести себя, как в сериале «Школа», не следует. Хотя и ребята не в восторге от сериала, некоторые из них, увидев еще первые серии, с уверенностью говорят, что «мы не такие тупые», «у нас в школе многое не так», «с родителями у нас другие отношения». И в самом деле, несмотря на пугающую реалистичность сериала, жизнь куда богаче и многообразнее, чем такая однобокая подача школьной действительности.

Однако хотим мы того или нет, новый проект Первого канала стал не только предметом семейного или даже школьного обсуждения, но и актуальной темой образовательной политики. Нет, наверное, ни одной фракции Государственной Думы, которая бы не выработала свою позицию по отношению к сериалу. Многие получили еще одну возможность повлиять на свой электорат. Во всей этой игре особое внимание общества будет привлечено к мнению педагогов, от которых с учетом того, что сериал состоит из 6 десятков серий, до самого конца учебного года будут ждать откликов и комментариев.

Как мы, профессионалы-педагоги, должны к этому относиться? Категорически возмущаться? Отказываться от дискуссий? Или спокойно и аналитически относиться к происходящему? На мой взгляд, наша позиция должна быть прежде всего спокойной, взвешенной и аргументированной.

Во-первых, не следует говорить, что в фильме все сплошная неправда. Некоторые ситуации очень точно отражают определенные грани школьной действительности. Более того, многие наши стремления что-то в этой действительности поменять как раз вызваны подобными ситуациями. Зачем, к примеру, мы вводим профильное обучение? Именно для того, чтобы у ребят была возможность найти свой интерес в запутанном содержании образования. Почему так важно дополнительное образование? Именно потому, что оно поможет сделать образование не отчужденным, а близким и, главное, востребованным.

Во-вторых, ряд сюжетов сериала сделан откровенно неправдоподобно. Это стало видно уже со второй серии. Давно известно, что школьная медаль не дает преимуществ при поступлении в вуз. Однако родитель дает взятку классному руководителю именно с целью получения медали и облегчения последующего поступления в университет. Некоторые ситуации на уроках также высосаны из пальца.

В-третьих, да, конечно, в нынешней школе есть и отчужденность, и скука, и грубость, и многое что еще. Однако большинство из нас знают, что есть и удачные уроки, крайне интересные занятия с ребятами. Такое тоже случается. И если кто-то вдруг понял красоту стиха, раскрыл логику доказательства теоремы, выявил те или иные исторические закономерности, то это по праву можно считать не только удачным стечением обстоятельств, но и результатом работы учителя, иногда – всего педагогического коллектива школы.

И еще. Уже появились комментарии, что сериал плохо может повлиять на школьников, задать, впечатать, сделать привлекательными те или иные негативные образцы поведения. Это действительно так. Такой риск, безусловно, есть. Но одновременно это и вызов нам, педагогам. Мы должны помочь ребятам разобраться, проанализировать увиденное, сказать самим себе: мы все такие же, как в сериале, и с этим ничего нельзя поделать? Или мы хотим быть другими? Наверняка хотим быть другими. И у нас есть серьезный повод решить, как можно измениться.

Игорь РЕМОРЕНКО, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте