Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Инновации

Дети в Мегалете

Учительская газета, №39 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

Герценовский университет реализовал новый масштабный онлайн-проект

Когда семьи оказались в изоляции и основным способом коммуникации стало общение через призму монитора, в том числе во время школьных каникул, первыми руку помощи в этой ситуации протянули педагоги. И, что самое замечательное, будущие педагоги. Именно в апреле в разгар пандемии в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена родилась идея проекта «Онлайн-центр «МегаГерц». Открытие центра состоялось 8 июня. За время каникул прошло 12 смен по 5 дней. В них приняли участие более 5 тысяч детей не только из России, но и из 10 разных стран, более 400 вожатых. За это время на сменах было проведено более 700000 активностей, из них: более 23000 зарядок, 55000 мастер-классов, 97000 игр, 225000 зарядок для глаз, 200000 физкультпауз, 23000 итоговых «свечек». Было придумано 60 авторских программ смен, и ни одна из них не повторялась! Как удалось реализовать столь масштабный проект, рассказывает инициатор и руководитель проекта, начальник управления развитием воспитательной деятельности РГПУ имени А.И.Герцена, профессор, доктор педагогических наук Раиса БОГДАНОВА.

– Проект возник в условиях, когда различные формы нашего существования перешли в онлайн-формат. Завершался учебный год. Дети и их родители были в преддверии летних каникул. Было известно, что детские оздоровительные лагеря и пришкольные лагеря в ближайшее время не откроют, туристический отдых тоже не разрешен. Многим родителям в мае предстояло выйти на работу, и дети оставались дома одни. Возник вопрос: как Герценовский университет может помочь петербуржцам организовать досуг детей этим летом? Появилась идея – силами студентов при содействии специалистов создать центр, в который родители могли бы бесплатно направлять своих детей на культурно-досуговые смены в режиме онлайн.

– На что опирались, когда продумывали формат?

– На практику традиционной деятельности детских оздоровительных лагерей, а также на появляющийся в стране опыт организации детского отдыха онлайн. Прежде всего это опыт Всероссийского детского центра «Океан», частных лагерей Ульяновской области, «Лиги вожатых», предпринимателей в сфере детского досуга и отдыха нашего региона. Но мы сделали по-своему – создали целое онлайн-учреждение – онлайн-центр с 5 лагерями. Особенность его в том, что работой лагерей руководила студенческая административная команда при сопровождении сотрудников управления развитием воспитательной деятельности нашего университета. Студенты выступили в роли руководителей лагерей, вожатых-методистов, менеджеров, контент-менеджеров, дизайнеров, видео­монтажеров, вожатых, ведущих мастер-классы, организующих другие активности детей.

Еще очень важно, что содержательное наполнение этого формата мы придумывали вместе со студентами. Начиная с названий центра и лагерей, выбора платформ, на которых происходит проведение активностей с детьми, дизайнерского оформления смен и заканчивая программами смен и распорядком дня для детей и студентов – сотрудников центра.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об организации работы центра.

– Как я уже сказала, мы ориентировались на опыт ведущих детских центров. Однако в них работают профессионалы – управленцы, в чьем подчинении разные службы, и все сотрудники находятся на одной территории. Мы же создали онлайн-центр силами студентов. Из взрослых – я, как инициатор и руководитель проекта, и два куратора, помогающих организовать работу менеджеров и информационной службы. Все мы работали на «удаленке», без выходных, часто в режиме 20х7. При этом физически студенты находились не только в Петербурге, но и в другом регионе России. 55 из них работали как административная дирекция центра при моем организационно-методическом содействии. А организация работы внутри лагерей, распределение ребят по отрядам, по возрастам – это все было обязанностью самих студентов – старших менеджеров и методистов.

В Петербурге мы работали с Комитетом по образованию, специалисты которого помогали осуществлять набор детей в центр. Также мы тесно взаимодействовали с родителями. Ни один ребенок не попадал в лагерь, если не было прямой связи с ними. Мы работали ВКонтакте, Zoom, адрес и пароль конференции давали только родителям. А это значит, что вожатые всех лагерей накануне смены созванивались с ними и получали подтверждение, что ребенок будет участвовать в ней. Иногда родители отпрашивали детей с какой-то части программы в связи с семейными делами. Раз в неделю проводили родительские собрания, постоянно вели чат.

Особенность нашего центра в том, что мы начинали работу в условиях неопределенности: непонятно было, какие методики и формы работы с детьми можно использовать, как с ними можно взаимодействовать в режиме онлайн. Мы считали очень важным, чтобы ребенок не сидел непрерывно у экрана, а имел возможность оторваться от него. И здесь речь идет не только о соблюдении СанПиНов. Дети сегодня живут в Интернете, и это пространство чаще всего оказывается вне педагогического влияния. Но сейчас мы можем это пространство опедагогизировать через организацию различных активностей, в которые ребенок может включиться. Он должен уметь пользоваться Интернетом, но не для того, чтобы там «зависать», а для того, чтобы решать задачи, с которыми он сталкивается (бытовые, учебные и т. д.), и чтобы его реальная жизнь стала более насыщенной, интересной и комфортной. Когда мы выстраивали программу лагерей онлайн-центра, мы стремились именно к этому.

Приведу всего лишь один пример: кулинарный мастер-класс. Понятно, что ребенок не может научиться готовить, если он не отрывается от компьютера. Что мы делали? Ведущие рассказывали и показывали, как приготовить, скажем, десерт. Дети готовили его и угощали своих родителей. Естественно, за пределами экрана. То есть мы старались посредством Интернета приобщить детей к созидательным ценностям, организовать их деятельность, полезную для них самих и других. В этом, по сути дела, и заключается назначение педагога.

– Студенты, которые работали в онлайн-центре «МегаГерц», на ваш взгляд, справились?

– Считаю, что они справились на «отлично». Административная команда центра работала четыре месяца, как уже сказала, 20х7. Многие вожатые отработали не менее четырех смен. Все делали вместе – от замысла до реализации. Вместе придумали содержательное наполнение программ лагерей. Программа включала аннотацию, цели, задачи, план-сетку. К ней готовили описания активностей, которые будут проведены с детьми, ссылки на методические материалы, мастер-классы, делали презентации. Вожатые знакомились с программой проводимых активностей, изучали материалы методистов, каждый день подготавливали для отряда индивидуальный план, который обогащали своими новыми идеями, ну и, конечно, реализовывали это с детьми, поддерживая постоянную связь с родителями.

Главное – что студенты нашли интересные, педагогически целесо­образные формы взаимодействия с детьми. Например, очень привлекательными для ребят оказались встречи с интересными людьми. Дети внимательно слушали профессионалов своего дела, а потом засыпали их вопросами. Еще ребята полюбили викторины в различных форматах. Также они отметили, что им понравилось общаться со сверстниками, заводить новые знакомства, играть.

Важно, что вожатым удалось включить в активности не только детей, но нередко и их родителей. Не все, конечно, но многие из них помогали своему ребенку, участвовали в программе смены.
О том, что студенты справились на «отлично», говорит и то, что нам вместе удалось создать новую практику работы с детьми в период каникул в онлайн-режиме. Педагог, будь он учитель или вожатый, в онлайн-формате должен работать по-другому. Взаимодействие с ребенком через экран компьютера, планшета или телефона требует других технологий и техник коммуникации, владения различными интернет-платформами, умения работать в кадре и с микрофоном, способности удерживать внимание ребенка, находящегося в своем домашнем пространстве, организовывать его активность и взаимодействие с другими детьми, тоже находящимися не рядом с ним. В онлайн-пространстве приходится учитывать и семейный уклад ребенка.

Конечно, не может быть механического переноса методик обучения и внеурочной работы педагогов в онлайн. Нужна не только модификация офлайн-форм, но и создание новых, в том числе тех, которые выводят ребенка из Интернета в реальную жизнь. Что мы и пытались делать в нашем центре. Этому пока не учат в вузе. Такая практика только появляется. И то, что студенты, участвуя в нашем проекте, включены в создание новых практик взаимодействия с детьми, это и есть обучение в действии. Оно в нашем проекте было успешным.

– Смены в «МегаГерц» завершились, получен большой опыт. Что дальше?

– «МегаГерц» будет продолжаться. Прежде всего смены на школьных каникулах. Кроме того, мы думаем и над другими формами активностей в течение учебного года. Это различные клубы, например клуб выходного дня для семей, международный детский клуб, клуб эрудитов, онлайн-психологический кабинет, юридическая клиника и т. д. Это мегавстречи с успешными молодыми людьми, тематические онлайн-марафоны. Планов много. Главное, что нас побуждает двигаться дальше, – это положительные отклики о сменах в «МегаГерц» детей и их родителей.

То, что наработано нами, может быть использовано не только в онлайн-, но и в офлайн-формате воспитательной, внеурочной деятельности образовательных организаций. Мы собрали видеотеку с разными активностями для классных руководителей и вожатых. Также подготовили методический сборник, в котором раскрыли технологию создания онлайн-центра.

Нашим опытом уже заинтересовались другие вузы. В августе к нам присоединились студенты Рязанского госуниверситета и Донецкой Народной Республики. Мы хотели бы, чтобы этот круг расширился. Предлагаем объединиться и масштабировать наш опыт по стране. Мы готовы делиться наработанным, планируем разработать и провести программу повышения квалификации для специалистов. Было бы интересно организовать площадку для заинтересованных школ, педагогов, вузов и вместе продолжить поиск наиболее интересных, оптимальных вариантов воспитательной деятельности на основе сочетания онлайн- и офлайн-форматов.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt