Невозможно представить жизнь ребенка без игрушки. Играя, дети импровизируют, примеряютна себя те или иные ситуации, превращаются в добрых волшебниц и бесстрашных героев.
Игры с куклами помогают развивать у детей фантазию, речь, моторику, способствуют эмоциональному обогащению опыта ребенка. Идея сформировать интерес к народной кукле в рамках образовательного проекта возникла благодаря нашим воспитанникам. Во время похода в этнографический музей наши дошкольники увидели сундук, в котором хранятся необычные старинные куклы. С помощью воспитателя дети обратили внимание на эти игрушки, стали с интересом рассматривать их. Из рассказа педагога наши воспитанники узнали, что куклы могут быть сделаны не только из пластмассы и металла на фабрике, но и своими руками практически из любого подручного материала. Ложка с легкостью может превратиться в девушку в косынке, а цветной лоскуток – в румяного парня или в зайчика, в петушка; деревянная болванка – в нарядную барышню, а солома может стать лошадкой.В рамках проекта мы подобрали такие куклы-самоделки, самостоятельное изготовление которых доступно ребенку 4-5 лет. Овладение детьми приемами изготовления куклы мы начали с куклы-пеленашки. Как же радовался каждый ребенок тому, что САМ сделал куклу! Наши дети сделали своих первых кукол из деревянных чурочек, а затем играли с ними, как с обычными куклами. Они пеленали, кормили, пели им колыбельные, укладывали спать.Наши любознательные четырехлетки снова и снова изъявляли желание посетить музей, совместно с воспитателем рассматривали других кукол, просили научить делать этих кукол, приобрели навыки самостоятельного изготовления куклы-пеленашки, скрутки, освоили различные способы работы с тканью, нитками, деревянными ложками и болванками, стали самостоятельными созидателями, выражая свою инициативу в выборе материала из имеющихся тканей (по фактуре, величине лоскутка, его цвету). При организации коллективной работы мы включали в нее и ребенка с особыми образовательными потребностями, однако подходили к его участию с учетом индивидуальных особенностей – подбирали такую форму работы, с которой он может справиться. Ткань для его куклы мы подбирали определенной плотности, фактуры и величины, так чтобы ее легко было скрутить в процессе изготовления, например, куклы-скрутки.Иногда в процессе изготовления новой куклы у детей получались совсем неожиданные персонажи. Такие моменты вызывали бурю эмоций у всех и неописуемый восторг у самого «создателя», который, в свою очередь, ни на минуту не сомневаясь, определял, кто же в итоге получился. Например, работая над изготовлением зайца и завязав узелок не в том месте, ребенок с радостью обнаружил, что у него получился не белый пугливый зайчик, а «лохматая ворона», о чем он тут же известил окружающих громким карканьем.Дети стали придумывать и обыгрывать различные сюжеты, помещать своих героев в необычные ситуации. Обратив на это особое внимание, мы пришли к выводу о необходимости создания специальной площадки для инсценировок, так возник театр с декорациями. Все декорации, начиная от травы и заканчивая солнцем, мы сделали съемными. Они легко монтируются в зависимости от желания ребенка и возникшего сюжета.По сложившейся теперь традиции декорации и куклы, а также материалы для их изготовления хранятся в нашем «чудесном сундуке», который стоит в группе, доступен всем детям.Вот так получилось, что дети имеют самостоятельно сделанные куклы для театрализованных игр, в которых они и художники, и сценаристы, и режиссеры, и актеры.Наталья ЗУБКОВА, Татьяна ДАВИДОНИС, лицей №1367
Комментарии