search
main
0

«Дети слишком понимают!»

Весна – всегда пора обновления, и, наверное, поэтому именно в эту пору появилось столько праздников, посвящённых культуре. Международный день детской книги отмечается ежегодно 2 апреля. Его празднуют в России, Украине, Беларуси и других странах. Инициатором праздника выступил в 1967 году Международный совет по детской книге (IBBY). Идея получила поддержку и широкое распространение. Выбранная дата приурочена к дню рождения легендарного человека – Ханса Кристиана Андерсена.

Фото: Юлий Пустарнаков

Цель  праздника – обратить внимание правительств, общества, системы образования на проблемы издания и популяризации литературы для ребёнка.

Поддержку в проведении праздничных мероприятий оказывает одна из национальных организаций IBBY. Торжества сопровождаются вручением писателям и художникам-иллюстраторам премии имени Х. К. Андерсена. Международный совет по детской книге присуждает её один раз в два года.

В этот день проводятся конкурсы, игры, выставки, фестивали. Лауреаты получают призы, награды, дипломы, почётные грамоты. Проходят мероприятия, которые развивают творческие и познавательные способности участников. Организуются тематические занятия в детских садах и школах. Устраиваются выставки, презентации книжных новинок.

Ханс Кристиан Андерсен, в честь которого выбрана дата праздника, создал более 160 произведений. Кто не знает их? Его работы экранизировали. Правда, писатель приходил в неистовство, когда его называли сказочником, автором для детей. Он видел своё творчество иначе.

В советское время его произведения издали тиражом в 100 миллионов экземпляров.

В нашей стране существует Совет по детской книге России. Детских книг у нас издаётся много: в разных издательствах и на любой вкус. Много российских и зарубежных авторов. Но цены на детские издания обескураживают. При такой дороговизне их могут покупать только очень обеспеченные люди. Я, к сожалению, могу приобрести не больше пяти книг в год.

И потому книжные магазины с роскошными изданиями почти всегда полупустые. Значит, надо идти в библиотеку или покупать книжки на уличных развалах. Можно ещё книгами обмениваться. И самый доступный вариант покупки новых книг – книги электронные, чтение в интернете. Но детям, на мой взгляд, нужны книжки реальные, которые можно держать в руках, листать, рассматривать иллюстрации. Книжки ЖИВЫЕ.

Марина Цветаева писала: «Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, – как мы. Но говорят: что вы есть, что вы – особая порода, ещё поддающаяся воздействию».

И возникает вопрос: что такое – детская книга? И чем, собственно, детская книга отличается от книги взрослой?

Если честно, я не нахожу большой разницы.

Безусловно, для совсем маленьких детей существуют именно детские книжки. Обычно они красивые и яркие, часто – с музыкальным сопровождением и другими развлекательными приспособлениями. А вот содержание часто страдает. Мои родные в Германии просят меня покупать роскошные издания зарубежных авторов на русском языке. Я радуюсь прекрасным иллюстрациям, качеству оформления и почти всегда расстраиваюсь из-за содержания.

Мне нравятся давние и современные издания многих советских авторов – Радия Погодина, Владислава Крапивина, Иосифа Дика, Валентины Осеевой, Вильяма Козлова, Сергея Козлова, Ирины Пивоваровой, Натальи Долининой. Детские поэты: Агния Барто, Елена Благинина, Корней Чуковский, Вадим Левин, Рената Муха, Валентин Берестов. Много у нас превосходных авторов! Из зарубежных очень люблю Анне-Катрине Вестли, Отфрида Пройслера, Йозефа Ладу, Астрид Линдгрен.

В семьях, где понимают значение книги в жизни и судьбе детей и взрослых, рано начинают приучать ребёнка к «взрослым» книгам, к классике. Тут важно учитывать характер и особенности психики, интересы и способности детей. Иногда мамы читают хорошие детские и взрослые книжки даже младенцам. Они воспринимают правильную речь, её ритм и звучание, её мелодику.

Снова вспомним Марину Цветаеву: «Я думаю о книгах. Как я теперь понимаю «глупых взрослых», не дающих читать детям своих взрослых книг! Ещё так недавно я возмущалась их самомнением: «дети не могут понять», «детям это рано», «вырастут – сами узнают». Дети – не поймут? Дети слишком понимают! Семи лет Мцыри и Евгений Онегин гораздо верней и глубже понимаются, чем двадцати. Не в этом дело, не в недостаточном понимании, а в слишком глубоком, слишком чутком, болезненно-верном!»

Её знаменитое эссе «Мой Пушкин» стоит прочесть всем думающим родителям. Уже в 4 года девочка умела читать. А наш гениальный современник, химик Артём Оганов с раннего детства увлёкся мировой историей и химией, и, ещё учась в начальной школе, параллельно проходил институтский курс химии.

Важно вовремя приучить ребёнка к книге, чтению. Очень хорошо, когда родные читают ребёнку вслух: и малышу, и школьнику, и даже старшекласснику. Важно, чтобы это вошло в привычку, стало потребностью. Совместное чтение сближает, и это очень радостное действо, если, конечно, такое чтение добровольно и не назидательно.

А что же Андерсен? Он в самом деле не был детским писателем! Его книги более взрослые, чем детские. Они более жизненны, чем сказочны. Они более грустны, чем радостны. И это подтверждает моё мнение, что собственно детские книжки нужны только самым маленьким.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте