Время не стоит на месте. И вот уже 20 лет прошло с того момента, как в Переделкине встретились учителя-новаторы, определившие целую эпоху в педагогике. За это время многое изменилось, поменялись не только школы, но и само общество, стали другими учителя. Изменились и сами новаторы, двое из них – Борис Павлович Никитин и Игорь Павлович Волков ушли из жизни. Как же сложилась судьба остальных учителей-новаторов? Чем они живут сейчас?
Кто не мечтал о школе, где ребенку все было бы в радость, но при этом он становился бы образованным, развитым, социально организованным?! Школа Михаила Щетинина в Текосе Краснодарского края именно такая.
Здесь нет классов, возрастных групп, уроков, привычных программ, привычных учебников, привычных учителей, привычной иерархии, привычных форм отчетности. Вся школа состоит из нескольких уютных домов разной этажности, расположенных на небольшом пространстве у подножия горы.
В каждом доме живут дети разных возрастов – ученики. В доме с этой разновозрастной группой учеников живет старший или старшая, выпускники школы Щетинина, получившие педагогическое образование. У домов-отрядов есть названия: «Сура», «Урал». За каждым названием – целая история.
Каждый дом выбирает себе в качестве основного тот или иной образовательный предмет или образовательную область. Каждый ученик проходит предмет в трех ипостасях: как ученик, как преподаватель и как методист.
Преподавателей в традиционном смысле в школе нет. Это либо старшие ученики, либо руководители этого научно-педагогического производственного объединения, либо приглашенные со стороны специалисты.
Все «щетининцы» независимо от возраста проходят программу средней школы за один год. Проходят за год, а изучают несколько лет. Поэтому поступить сюда возможно в любой момент и догнать остальных.
Можно сказать, что в школе Щетинина идет одна большая многолетняя деловая игра вокруг проблемы приобретения знаний, в результате которой усовершенствованы старые и разработаны новые образовательные области, созданы совершенно новые курсы-учебники, которые предполагают целостный взгляд на проблему в любой точке изучения, и что, наверное, самое главное, все участники этой деловой игры приобретают настоящие знания.
Комментарии