search
main
0

Дети Севера. Состояние и перспективы развития этнообразования

«Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык», – напутствовал учеников своих, имеющихся и грядущих, Пифагор Самосский. Да и у просветителя Вольтера встречается фраза: «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку». К сожалению, погоня за количеством освоенных разговорников порой приводит к потере практики в собственном речении. Для многих народов, населяющих нашу страну, русский стал не просто способом войти в огромную культуру, он стал единственным инструментом общения. Уникальные языки и диалекты оказались под угрозой вытеснения из употребления великим и могучим. Проблемой сохранения лексических норм редких языковых семей озабочены не только ученые. В Югре, поражающей разнообразием традиций коренных народов Севера, стараются удовлетворить все их этнокультурные образовательные потребности, формировать и коррелировать этнокультурную самоидентификацию обучающихся, подготовить их к жизни как в традиционном, так и современном социуме.

Места компактного проживания в Ханты-Мансийском автономном округе народа угорской группы ханты: Белоярский район (казымский диалект), Сургутский и Нижневартовский районы (сургутский и ваховский диалекты).

Их родственники по языковой семье манси в основном живут в Березовском (северный диалект), Кондинском и Октябрьском районах.

Лесные ненцы облюбовали Нижневартовский район.

Система этнообразования

Есть специальные интернаты. 382 ребенка коренной национальности круглосуточно проживают в школах Березовского, Белоярского, Октябрьского, Сургутского районов.

В интернатах созданы все условия для детей, чьи родители занимаются традиционными видами деятельности и живут на родовых угодьях. Все ребята едят вне дома 5-6 раз в день и во время трапезы могут полакомиться привычными им свежей рыбой, олениной, ягодными напитками. Эти блюда национальной кухни обязательный атрибут таких школьных столовых.

Большое внимание уделяется здоровью детей коренной национальности. Два раза в год проводятся медицинские осмотры, диспансеризация по рекомендации. Детям дают витамины и укрепляют их самочувствие с помощью аэрофитоционной терапии, массажа, закаливающих процедур. Постоянный врачебный контроль за здоровьем и физическим развитием школьников ведется неуклонно.

Согласно ст. 15 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает учебный план самостоятельно, опираясь в первую очередь на социальный заказ родителей и местного сообщества. Количество часов на изучение родного языка, особенно в начальной школе, регламентируется желанием родителей, общины, представителей общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, входящих в управляющие советы школ.

В рамках учебного плана реализуются предметы, отражающие специфику региона: родной язык, родная литература, история Югры, география округа, интегрированные курсы МХК, модернизированные программы (с включением этнокультурного компонента) по технологии, изо, физической культуре.

В целях учебно-методического обеспечения преподавания родных языков Департаментом образования и науки автономного округа в рамках программ «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе» национального проекта «Образование» и «Дети Югры» (подпрограммы «Дети коренных малочисленных народов Севера») разработаны и изданы:

– программы: по родной литературе для 5-9-х классов, по мансийскому языку для 1-4-х, 5-9-х классов общеобразовательных школ;

– учебно-методический комплект по литературе обских угров для 5-го класса;

– словарь-минимум для учащихся 1-4-х классов;

– учебник «Литература (сургутский диалект): учебная хрестоматия на хантыйском языке для 5-го класса»;

– методические пособия «Обучение мансийской грамоте в дошкольных образовательных учреждениях», «Методика обучения мансийскому языку для образовательных учреждений»;

– дидактические пособия сборник хантыйских песен «Поющее озеро», «Хантыйские загадки» на казымском, сургутском, ваховском и шурышкарском диалектах хантыйского языка.

В 2008 году разработаны учебно-методические комплекты на основе единого шаблона для школ с этнокультурным содержанием образования для начальной школы; готовятся для среднего и старшего уровней образования.

Для повышения статуса языков коренных малочисленных народов Севера Департаментом образования и науки автономного округа проводится окружная олимпиада по языкам обских угров. Отмечается тенденция увеличения количества участников олимпиады и качества их подготовки. В 2008 году в олимпиаде приняли участие около 40 школьников. Проводится конкурс на получение грантов губернатора автономного округа школьниками и студентами, изучающими языки обских угров, а также конкурс кабинетов родных языков и литератур с этнокультурным компонентом содержания образования коренных малочисленных народов Севера. В период летних каникул на базе детских стойбищ Белоярского, Березовского районов реализовываются программы Летней школы коммуникативного общения. Ее программы направлены на расширение знания родного языка, развитие навыков коммуникации и формирования культуры межнационального общения.

В режиме эксперимента находятся 6 сельских школ (Саранпауль, Полноват, Кышик, деревня Русскинская, Варъеган, Шеркалы), работа которых направлена на приобщение школьников к национальной культуре, родному языку, обычаям, традициям, на формирование у детей национального самосознания. Обобщается и распространяется передовой педагогический опыт преподавания родных языков и литературы, обеспечивается предпрофильная подготовка учащихся в целях ориентации их на выбор профессий, связанных с языком и культурой коренных народов, а также с традиционными видами хозяйственной деятельности. Особое место занимает взаимодействие школы с окружающим социумом, родителями учеников, ведущими традиционный образ жизни, родовыми общинами, этнокультурными центрами. Именно благодаря совместной деятельности на базе школ организуются кружки декоративно-прикладного искусства, народного творчества, секции национальных видов спорта. Школьники, обучающиеся основам оленеводства, рыболовства и охотоведения,  имеют возможность проходить производственную практику на родовых угодьях коренных малочисленных народов Севера.

Кадровые ресурсы

В рамках Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации предусматривается повышение уровня и качества профессиональной подготовки педагогических кадров школ с этнокультурным содержанием образования.

Кафедрой этнообразования обско-угорских народов Института развития образования автономного округа организована курсовая подготовка учителей родного языка и литературы, учителей начальных классов, учителей-предметников, руководителей образовательных учреждений, учителей технологии и изо, истории и краеведения, культуры народов Севера, декоративно-прикладного искусства, физкультуры, методистов, воспитателей интернатов.

В декабре 2008 года проведены обучающие семинары для учителей родного языка и литературы по освоению новых образовательных технологий.

Впервые в 2008-м состоялся конкурс «Учитель родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в котором участвовало 6 человек. Победитель Марина Прасина, учитель родного языка Варьеганской школы Нижневартовского района, приняла участие во II Всероссийском конкурсе «Учитель родного языка». В номинации «Автор-разработчик учебно-методических комплектов по родным языкам» она заняла I место. А абсолютным победителем 2009 года стала учитель начальных классов из села Казым Белоярского района Софья Каксина, которая поделилась со своими коллегами опытом использования информационно-коммуникативных технологий на уроках родного языка как средства активизации младших школьников.

Педагогические кадры для системы образования коренных малочисленных народов Севера выращиваются в основном в Югорском госуниверситете и Педагогическом колледже Ханты-Мансийска.

Слушатели подготовительного отделения ЮГУ получают подготовку в соответствии с уровнем требований, предъявляемых на вступительных испытаниях в высшие учебные заведения, в том числе и в форме ЕГЭ. Статус слушателя из контингента коренных малочисленных народов Севера подготовительного отделения в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента.

Развитие этнообразования

Для повышения качества образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера и их социализации разработаны научно-исследовательские проекты «Концепция образования коренных малочисленных народов Севера в современных условиях на всех уровнях образования, ориентированная на развитие этнообразования в регионе, сохранение и развитие этнокультуры», «Программа воспитания детей малочисленных народов Севера на основе традиционной культуры», «Обзор природосообразных методик обучения детей коренных малочисленных народов Севера в условиях общеобразовательной школы и выработка методических рекомендаций по их применению».

С целью сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера в 2006 году учреждены гранты губернатора автономного округа школьникам и студентам, изучающим языки обских угров. Ежегодно определяются 13 получателей из учреждений общего и профессионального образования.

Три года проводится конкурс на получение грантов губернатора автономного округа в номинации «Лучшее образовательное учреждение, реализующее программы культурного наследия коренных народов Севера», ежегодно 6 школ получают по 250 тыс. рублей. Призовой фонд направлен на развитие материально-технической базы и сохранение этнокультуры.

Программы, по которым работают школы, направлены на внедрение современных технологий на принципах природосообразности с учетом этнокультурного содержания образования, на формирование культуры межнационального общения у школьников, эколого-этническое воспитание школьников.

Основные задачи

Формирование специфических форм и средств обучения, программ профессиональной подготовки, учитывающих психофизиологические особенности: преобладание образного, а не формально-логического мышления, качественное отличие культурно-предметной среды в дошкольный период формирования личности, непосредственно-деятельный характер традиционных форм обучения.

Изменение направленности и содержания образования, предусматривающее воспроизводство особенностей национальной культуры народов Севера (язык, содержание традиционных занятий – оленеводство, звероводство, охотоведение).

Применение образовательных технологий, не деформирующих национальную психику и мировоззрение школьников.

Организация деятельности образовательных учреждений, ориентированной на особенности уклада жизни северных народов, на способы культурной эволюции, интеграции этих народов в складывающуюся региональную общность.

Подготовка школьников к жизни в поликультурном обществе.

Решение вопросов обеспечения школ с этнокультурным содержанием образования современными программами, учебниками, методическими пособиями возможно при создании академического НИИ образования коренных малочисленных народов Севера, где планируется сосредоточить все кадровые ресурсы из числа научной интеллигенции ханты и манси. Данная работа в настоящее время проводится Департаментом образования и науки автономного округа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте