Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дети просвечивают нас сразу. Наши ветераны – педагоги сильные и опытные

УГ - Москва, №11 от 13 марта 2018. Читать номер
Автор:

​Развитие сферы образования с каждым годом продолжает стремительно развиваться вместе с техническим прогрессом. Однако не всем эти усовершенствования легко даются. С каждым годом сфера образования развивается все стремительнее. За последние несколько лет уровень российского образования значительно повысился. Технический прогресс привнес в школы систему Московской электронной школы, современное оборудование и новый подход к обучению. Однако не всем эти перемены пришлись по душе. Советским учителям, для которых единственным учебным атрибутом были мел, учебник и слово, привыкнуть к школьным усовершенствованиям все сложнее. Но все же они до сих пор с радостью делятся своими знаниями с молодыми специалистами. Об обмене опытом и своем отношении к переменам в области образования рассказала Валентина БЕЛЯНИНА, председатель Юго-Западного окружного совета ветеранов педагогического труда.

– Валентина Сергеевна, расскажите о своей деятельности, чем конкретно вы занимаетесь?- Мы начали с создания в каждом комплексе первичных ветеранских организаций, а таких комплексов уже более десяти. Недавно мы договорились с молодыми специалистами, чтобы они в каждый комплекс предоставили нам одного человека, который будет помогать волонтерам. Вот, к примеру, к 9 Мая мы тоже будем просить молодых ребят поздравить от всех нас ветеранов педагогического труда. Даем им поздравительные открытки и сувениры, они что-то дарят и от себя. Также мы занимаемся развлекательной программой и социальной защитой. Организуем поездки, экскурсии, отдых в Поведниках, в доме ветеранов. Недавно прошли конкурсы по прикладному искусству и фотографии. Ветераны всегда активно принимают в этом участие. А скоро у нас будет конкурс художественной самодеятельности.- Тема нашего номера – «Учитель для будущего». Как вы думаете, есть ли у ветеранов педагогического труда возможность поспеть за стремительным развитием школ как в техническом, так и в педагогическом плане?- Сейчас очень многие ветераны пользуются компьютерами, в том числе я и мои заместители. Мы над этим упорно работаем. А вот что касается профессиональной деятельности, то все наши ветераны – педагоги сильные и опытные. Когда школы просят нас рассказать о своей работе и поделиться опытом с молодыми специалистами, мы, конечно, не отказываем. К примеру, школа №1995 проводит по воскресеньям директорские клубы. И недавно они пригласили нас посмотреть проекты учеников, среди которых была даже работа четвероклассников по математике, изумительно. Так что мы принимаем активное участие и стараемся вникать в жизнь современной школы, а сами оказываем методическую помощь.- Не тяжело ли педагогам, долго проработавшим в совершенно других условиях, осваивать систему Московской электронной школы?- Тяжело. Очень тяжело. Я считаю, что учитель «глаза в глаза» – это учитель. Я сама математик, и для меня мел в руке и глаза ребенка – это самое основное. Как только педагог перестает видеть душу ребенка, он не может научить так, как это нужно. Но время шагает вперед, и школа, конечно же, должна отвечать этим вызовам времени. В школу приходят молодые специалисты, с легкостью осваивающие эти технологии, по-моему, это здорово.- Какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать учитель для будущего?- Первое – он должен любить детей, быть добрым по отношению к ним и обязательно требовательным. Когда человек любит детей и требует от них, получается именно то, что надо. Честность по отношению к ребенку также играет большую роль. Дети, знаете, просвечивают нас сразу. Ты только зашел в класс и начал говорить, а они уже видят, кто ты и что ты.- 1 марта в Москве стартовала программа «Активное долголетие». Как вы относитесь к идее посадить за парты людей пенсионного возраста?- Совсем новые программы осваивать людям в возрасте тяжело. Вот с математикой и компьютерной грамотностью гораздо легче. Пенсионеры без проблем сядут и все это освоят. Особенно технари, физики и химики. Получить вторую специальность и пойти работать в школу таким путем, конечно, не удастся. Что ни говори, а дети любят молодых, да и прощают им, наверное, больше, чем нам, пожилым. Для саморазвития, проведения досуга это предоставляет поистине уникальные возможности.- Как вы считаете, стала ли система образования более эффективной? Или кроме новых технических нововведений сам уровень школьного обучения не поменялся?- Как математик, я не бросила свою науку полностью и по-прежнему занимаюсь с учениками. Кто-то занятие пропустил, кого-то просто подтянуть надо. И как мне дети говорят, «на уроке ничего не понял, пришел домой, открыл учебник, и мама объясняет. А в школе только спрашивают». Ну так ведь нельзя. Объяснять должен учитель. А если он этого не делает, то какой в нем смысл?- Сейчас вновь заговорили об отмене ЕГЭ. Что думает об этом старшее поколение преподавателей? Какие плюсы и минусы имеет такая система оценивания знаний учеников в сравнении с обычными экзаменами?- Я бы оставила все экзамены, которые были у нас в советской школе, когда я сама там училась. С четвертого класса русский и математику сдавали обязательно. Материал за этот год был изучен и проштудирован от начала до конца. А в пятом классе следующая тема и так далее. Так и сдавали математику и русский до 9-го класса. Я вообще считаю, что если ребенок хорошо освоил математику и логику, то все остальные предметы он будет щелкать как орешки. А то, что пройдено за каждый класс, должно быть выучено от начала до конца. Тогда на выходе получится система знаний.- Что из советской системы образования вы бы внедрили в современную школу?- Советская система от современной отличается тем, что сейчас дети нередко ориентируется на заучивание, а тогда понимание было. Если ты понял материал, значит, ты его знаешь и можешь применить. Даже определения и теоремы сначала надо понять. Сегодня учитель донес до ребенка знания, а завтра они уже выветрились, потому что понимания не было. А когда ученик вникал в глубину темы, то это оставалось уже навечно. Но изменились и сами дети, понятно, что к ним нужно находить новый подход.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту