Елена Климова — по профессии литературный редактор и корректор. Работала журналистом. В 2013 году она подготовила серию публикаций для сайта «Росбалт» о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Тогда законопроект только обсуждался и еще не был принят, действовало несколько региональных законов.
Тогда же Лена опросила 115 подростков, которые относили себя к ЛГБТ-сообществу. (ЛГБТ – аббревиатура, обозначающая лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.)
В том материале Лена Климова написала: «Я хочу дать слово им, невидимым детям, ЛГБТ-подросткам… Прочитав больше сотни историй, я думаю: а кто защитит детей-«404», которых в медийном пространстве не существует? От безграмотных учителей, жестоких одноклассников, непонимания родителей? Кто поговорит с ними, когда им одиноко и не с кем поделиться тяжелыми мыслями? И кто подаст им руку помощи?»
В апреле 2013 года проект запустили в соцсетях – с тех самых пор его аудитория и география расширяется каждый день.
– Для публикации стали присылать письма не только ЛГБТ-подростки, но и взрослые, со словами поддержки и рассказами о своей жизни. Помимо российских подростков начали писать ребята из других стран бывшего СССР. Сформировалась постоянная команда волонтеров и психологов. Так «Дети-404», задуманный как краткая акция, стал долговременным проектом. Не так давно мы открыли свой официальный сайт deti-404.com, – рассказывает Елена Климова. – В конце 2013 года российские режиссёры Аскольд Куров и Павел Лопарёв сняли документальный фильм «Дети-404». Героев для съёмок они нашли с нашей помощью. Режиссёры записали 45 интервью, большинство из которых вошли в фильм. Его международная премьера прошла 28 апреля 2014 года в Торонто (Канада) на фестивале документальных фильмов. В 2014 году на основе писем проекта и общения с подростками, их родителями, психологами и ЛГБТ-активистами я написала книгу «Дети-404. ЛГБТ-подростки: в стенах молчания». Она была закончена летом. Было напечатано 1200 книг при частичной финансовой помощи немецкой ЛГБТ-организации «Квартира». Электронная версия книги, бесплатная, доступна по ссылке https://docs.google.com/file/d/0By0NBy5KEhHvc2ZrcTBXR2hrNDA.
– Лена, объясните для тех, кто живет в традиционных семьях с традиционными устоями, педагогам российских школ в том числе, что же такое – нетрадиционная сексуальная ориентация?
– Вначале мне хотелось бы сделать небольшое отступление. Нет «обычной/необычной», «традиционной/нетрадиционной» сексуальной ориентации. Само выражение «нетрадиционная ориентация» считается дискриминационным. Что считать традицией? То, что существует достаточно давно? На протяжении всей истории человечества наряду с гетеросексуалами известны и геи, лесбиянки, бисексуалы. Само слово «лесбиянка», например, произошло от названия греческого острова Лесбос, где в VII веке до нашей эры родилась поэтесса Сапфо, известная стихами о любви к женщинам. Представляете – VII век до нашей эры! Такие отношения и такие люди были во все времена и во всех обществах.
Сексуальная ориентация – это психофизиологическая особенность человека. Человек может быть гетеросексуален, бисексуален, гомосексуален, асексуален. Что это такое? Гетеросексуального человека физически, романтически и эмоционально привлекают люди противоположного пола: гетеросексуального мужчину привлекают женщины, гетеросексуальную женщину – мужчины. Гомосексуального человека физически, романтически и эмоционально привлекают люди своего пола. Гея привлекают мужчины, лесбиянку – женщины. Бисексуального человека физически, романтически и эмоционально привлекают люди и своего, и противоположного пола. Это не означает, что бисексуалы распущенные или одновременно заводят отношения с мужчинами и с женщинами; это просто потенциальная возможность привлекательности человека любого пола. Асексуального человека физически не привлекают никакие люди. Он не чувствует потребности в сексе вообще. Но это не значит, что асексуал не может заводить с людьми романтических отношений, не может любить. Также существуют пансексуалы, которых привлекают люди вне зависимости от их гендерной идентичности.
– Что же такое гендерная идентичность?
– Гендерная идентичность – более сложная и непонятная для многих тема. Если кратко, то люди делятся на цисгендеров, то есть их биологический пол совпадает с самоощущением и трансгендеров – их биологический пол с самоощущением не совпадает. Трансгендеры необязательно стремятся скорректировать внешний вид в соответствии с этим ощущением. Это особенность транссексуалов. Выделяют транссексуалов MtF (Male-to-Female) – родившихся с мужским телом, но ощущающих себя женщиной, и FtM (Female-to-Male) – родившихся с женским телом, но ощущающих себя мужчиной. – Что говорят врачи на этот счет? Считается ли сексуальная ориентация болезнью? – Никакая сексуальная ориентация в современном мире не считается болезнью. 17 мая 1990 года решением общего собрания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) гомосексуальность была исключена из списка психических заболеваний. В современной международной классификации болезней МКБ-10 в разделе F66 (Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией) указано: «Сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство».
Официальная российская медицина присоединилась к МКБ-10 в 1999 году, тем самым признав все ее положения. Если вы идёте к врачу и он ставит вам диагноз, врач указывает код болезни, пользуясь именно классификацией МКБ-10. Если у вашего ребенка ветрянка – это код В01. Если у вашего ребенка гомо- или бисексуальная ориентация – это не болезнь. Судите сами: она не передается, как инфекционные болезни; не причиняет неудобств человеку и его окружению, как психические болезни. Гомо- или бисексуал отличается от гетеросексуала лишь направленностью романтических, эмоциональных и сексуальных чувств, только и всего.
– Можно ли изменить сексуальную ориентацию?
– Нет. Это заблуждение. Хотя до сих пор, к сожалению, можно встретить псевдоспециалистов, которые обещают «излечение». Способы они предлагают самые разнообразные: психологическое консультирование, пост, медитации, сыроедение, молитвы. Но работают ли они?
В прошлом были неоднократные попытки вылечить гомосексуальность. Например, во времена Третьего Рейха. Как известно, геев нацисты не жаловали – и ставили в концлагерях эксперименты на них. Об излечившихся информации нет – есть только об умерших.
История знает немало жертв такого бесчеловечного «лечения». Британский ученый Алан Тьюринг, который внес огромный вклад в основание информатики, был гомосексуален. За это его подвергли химической кастрации, и через два года он покончил с собой.
Как показала жестокая практика, на сексуальную ориентацию не влияет гормональное лечение, электрошок, лоботомия и даже пытки. «Перевоспитать» гомосексуала – так же невозможно, как превратить огурец в помидор.
Татьяна Борисовна Дмитриева, директор Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, академик РАМН, доктор медицинских наук, в работе «Руководство по судебной психиатрии» писала: «Современная официальная российская психиатрия выступает против любого психиатрического лечения… Что же касается практики, то не известно ни одного случая, чтобы психиатрическое или медикаментозное лечение в этой области имело положительный результат. Сексуальные, чувственные, эмоциональные переживания человека искусственно не изменяемы».
Таково же мнение и Игоря Семеновича Кона, социолога, сексолога, доктора философских наук: «…За отменой диагноза стоят не только и не столько политические соображения, сколько глубокие изменения в понимании природы сексуальности, сексуального здоровья и самой философии медицины». Игорь Кон еще в советские времена писал (не так категорично, как позже): «Сексуальная ориентация в большинстве случаев не является делом свободного выбора, изменить ее чрезвычайно трудно, а то и вовсе невозможно». Позже он высказался куда более жестко: «В настоящее время „лечить“ гомосексуальность берутся преимущественно безграмотные и страдающие психосексуальными проблемами религиозные проповедники»..
– Лена, тогда почему, на ваш взгляд, взрослые и умные люди с высшим образованием часто хотят вылечить и исправить ребенка, который просто отличается от них? У него другое мироощущение, другие влечения, чувства, устремления. С чем связано желание вылечить и переделать?
– С вопиющим, чудовищным, катастрофическим невежеством. Мне трудно винить кого угодно: людям крайне сложно добыть информацию о том, что сексуальная ориентация – не болезнь, не отклонение. Это кажется очень странным в наш век доступности Интернета и разных источников информации. Но во-первых, не каждый озаботится поиском; обилие информации, по моим наблюдениям, соседствует с тем, что люди не умеют воспринимать ее критически, проверять факты, анализировать. Во-вторых, в людях сильны стереотипы, страхи и мифы, которые заглушают голос разума, голос науки.
– Как вы считаете, станет ли наше общество чуть терпимее к ЛГБТ-сообществу? От кого это зависит?
– Станет. Это лишь вопрос времени. Уровень нетерпимости во многом зависит от государственной политики и СМИ. Государство принимает дискриминационные законы (статья 6.21 КоАП РФ), а СМИ подогревают ненависть к ЛГБТ. Это неудивительно: нейтральные или положительные материалы они попросту боятся публиковать из страха обвинений в пропаганде гомосексуализма. Об этом мне рассказывали мои знакомые. С этим сталкивалась я сама. Терпимость зависит не только от властей и СМИ, но и от каждого из нас, от учителей в том числе.
– Каким образом? Расскажите об этом.
– Работников сферы образования – геев, лесбиянок, бисексуальных людей и тех, кто просто поддерживает ЛГБТ, – часто заставляют увольняться. Конечно, учителя, как правило, и раньше не распространялись о личной жизни на работе, но теперь это стало попросту опасно.
В подтверждение этих слов я хочу рассказать несколько историй российских учителей.
В сложную ситуацию в 2013 году попал учитель географии Александр Ермошкин из Хабаровска. Администрация школы знала о сексуальной ориентации Александра и его деятельности по защите прав ЛГБТ в городе. Работы это не касалось, поэтому администрация не придавала этому значения. Только после протеста «заинтересованной общественности» его потребовали уволить. Ермошкин рассказывал, что директору школы поступали угрозы: «…Сказали, что уволят и ее в случае чего». Он написал заявление, затем отозвал его. К сожалению, в школу вернуться не удалось. Почти одновременно Александру отказали в работе внештатного преподавателя Дальневосточного государственного университета.
Учительницу из Магнитогорска Ольгу Бахаеву в 2013 году вынудили уйти из школы за поддержку ЛГБТ. Травля в Интернете, угрозы, заявление в прокуратуру от родительницы, сын которой зашел на страницу Ольги ВКонтакте. Педагог уволилась из школы, написав на личной странице в соцсетях: «Простите меня, идеальные люди, но я хочу, чтобы моя жизнь принадлежала мне. Да, я устала от давления, от шушуканья за спиной, от той непонятной агрессии со стороны людей, которым я ничего плохого не сделала». Ольга лишилась работы, ей пришлось переехать в другой город.
Случай Екатерины Богач стоит особняком в этом грустном списке. Богач, моя хорошая знакомая, учительница испанского языка из Санкт-Петербурга, гетеросексуальна, она не раз участвовала в акциях в поддержку ЛГБТ. «Интернет-активисты» устроили ей настоящую травлю. В октябре 2013 года написали письмо в Комитет по образованию Петербурга. В письме говорилось: «Учительница, возможно, не пропагандировала в своей школе извращения и ЛГБТ-идеи, но она абсолютно точно делала это на каждой акции ЛГБТ-растлителей и пропагандистов, в которых принимала участие». Чиновники управления образования Петроградского района СПБ провели проверку и не нашли гей-пропаганды в работе учительницы, Екатерина Богач работает до сих пор.
Я рассказала лишь о случаях, о которых мне подробно известно, но их намного больше. Есть те, кто специально отслеживает информацию о личной жизни учителей. При любом подозрении на гомо- или бисексуальность учителя они пишут на него доносы всем, от Минобра до директора школы и даже родителей учеников…
Учителя абсолютно беззащитны! Это гигантская невидимая проблема. Кто сказал, что профессионализм педагога зависит от его сексуальной ориентации или его мирного, спокойного отношения к ЛГБТ? Но, к сожалению, под давлением «возмущенной общественности» либо власти директора школ не решаются отстаивать своих педагогов и вынуждают их уходить…
– Если с такими сложностями сталкиваются взрослые люди, что уж говорить о жесткой подростковой среде… Я читала истории проекта «Дети-404». Знаете, меня удивило, что дети сталкиваются с неприятием себя прежде всего в семье и школе. А ведь это два жизненных пространства, где ребенок должен получать поддержку, помощь и видеть, что его принимают, уважают и ценят. Судя по историям, которые появляются в группе «Дети-404» ежедневно, среди учителей тема ЛГБТ-сообщества вызывает неоднозначную реакцию…
– К сожалению, вы правы. Неоднозначную – это еще мягко сказано. Что касается школы, учителя нередко крайне негативно высказываются об ЛГБТ при своих учениках, часто не пресекают травлю подростков в школе, а порой и сами организуют и поддерживают ее. Подростку приходится сложно, когда учитель, уважаемый, авторитетный человек, плохо отзывается об ЛГБТ. К тому же поддержку педагога чувствуют одноклассники, которые осознают свою безнаказанность и начинают усиленно травить «иного» подростка.
Читать эти рассказы мне странно и страшно. Я, несмотря на возраст, полагаю, что отношусь к тому поколению, для которого учитель был Учителем, а не поставщиком образовательных услуг.
Возможно, дело не только в невежестве… Возможно, дело в эмоциональной глухоте и категоричности. Не представляю, чтобы хоть кто-то из моих учителей позволил себе высказывание вроде «убивать их надо, сжигать их надо, расстреливать!» по отношению к кому угодно, даже к серийным убийцам. Нас учили добру, гуманизму, уважению к личности. Не представляю, что бы подумала и что бы сделала я, если бы Учитель сказал, что такие, как я, недостойны жизни. А ЛГБТ-подростки слышат такое и от родителей, и от учителей. – Лена, что бы вы посоветовали учителю, который столкнулся, например, с таким подростком в своей работе? Как вести себя?
– Вести себя так же, как если бы это был обычный подросток-гетеросексуал. Это есть обычный подросток, просто у него, к сожалению, намного больше проблем. Если происходит травля – не молчать, показывать свое неодобрение. Какая разница, за что подростка травят: за очки, за полноту, за робость, за подозрение, что он гей? Травля в любом случае губительна и отвратительна, и учитель, на мой взгляд, обязан ее пресекать и тем более не поддерживать.
Если подросток признался вам в том, что он би- или гомосексуален, – значит, он вам очень доверяет. Поддержите его, покажите свою поддержку и участие. Это не означает одобрения всего, что он говорит и делает; это означает «я слышу тебя, мне не всё равно, ты можешь обратиться ко мне с проблемой, я всегда выслушаю тебя и постараюсь помочь».
Нужно ли рассказывать родителям? Ни в коем случае. Потеря доверия подростка – не самое страшное последствие. Вы не знаете, какая у него семья, как они относятся к гомосексуалам. Подростка может ждать что угодно, от простого порицания до выдворения за порог. К сожалению, это не страшилка – так бывает, и мы с таким сталкивались.
P.S. Не так давно Елена Климова провела анкетирование 378 подростков из России и ближнего зарубежья. В числе прочих был задан вопрос: «Возникали ли у вас трудности в отношениях с учителями, связанные с вашими сексуальной ориентацией/гендерной идентичностью?» Вот несколько ответов ребят.
И., 17 лет, Иркутск, FtM-трансгендер
Меня вызывала заведующая отделением на разговор, объясняя, что то, что я говорю о себе в мужском роде, каким-то мистическим образом влияет на учебный процесс. Мы мирно разобрались, что ничего подобного не наблюдается, и разошлись, но куратор, которая и уговорила заведующую вызвать меня, до конца гнула свое. Могла на весь коридор кричать мое имя, наглядно показывая всем сомневающимся, какой у меня пол.
К., 17 лет, Ростовская область
Как-то учительница заговорила на тему «Однополая любовь – это ужасно», я сказала, что если нельзя высказывать мнение «за», то и «против» нельзя. В любом случае каждый имеет право на свободную любовь. После этого она сказала: «Если ты попрешь против природы, то природа попрет против тебя, ведь дело не в обществе, в котором ты находишься…» Это был первый и последний раз, когда я спорила на эту тему со взрослыми. В основном я стараюсь не вмешиваться либо говорю, что не нужно навязывать свое мнение.
Н., 15 лет, Саратов
Учитель английского любит заявлять на уроках, что «это ненормально, это извращение, Бог покарает». Я не умею молчать в таких ситуациях – потому начинаю спорить. Окончательно испортила отношения.
К., 15, Татарстан
Учительница биологии говорила, что «таких» убивать надо, что это неполноценные люди.
Учительница обществознания – о том, что «они» заразу передают. Всё это слушать нет сил.
Без подписи, 17 лет
Школьный психолог, к которому меня повели, почти напрямую сказал, что в травле я виноват сам. А на выпускном одна из учительниц заявила: «Через это проходят многие, в классе должен быть изгой. Тебе просто не повезло».
О. К., 15 лет
Как-то у нас с учительницей был разговор о моем внешнем виде, и от нее я услышал: «Ты представь, что с тобой в армии делать будут, тебя там перевоспитают». Своими действиями учитель показывает, что гомофобия – это норма, что можно унижать и оскорблять человека, если он отличается от тебя.
Аня, 15 лет, Тамбов
Два дня назад меня пригласили учителя в учительскую на большой перемене. Там была добрая половина учительского состава. Они настоятельно порекомендовали удалить мне страницу в соцсети. Вот несколько цитат из их речи:
«Как ты не понимаешь, что своими наклонностями позоришь школу?»
«Если уж так случилось, то помалкивай, не стоит грязное белье напоказ выставлять».
«И как мы теперь должны относиться к ученице с лесбийскими склонностями?»
«Фу, какой позор! Надеюсь, что никто еще не увидел, а то такая тень на репутации школы».
Я так растерялась, что не смогла ничего возразить. Немного поколебавшись, удалила страницу. Но теперь в школу ходить стало страшно. Мои одноклассники, зная о моей ориентации, теперь почувствовали поддержку учителей. Они начинают достаточно серьезно надо мной издеваться.
Таких примеров очень много. Но есть и другие – положительные.
Мария, 17 лет, Санкт-Петербург
После окончания девятого класса, в начале лета, я обратилась за советом к преподавательнице истории и обществознания. А в середине июня совершила перед ней камин-аут. Я была уверена, что меня точно примут. Невозможно было все держать в себе, молчать, утомительно и лишняя трата сил. Я поняла – вот он, мой шанс, и либо я откроюсь сейчас, либо никогда. Как и ожидалось, она приняла меня, постаралась помочь и помогает по сей день. Вначале я чувствовала себя не в своей тарелке, мне было не совсем удобно обсуждать личную жизнь с педагогом, но в итоге я искренне счастлива. Если бы я не поговорила с ней, не знаю, что бы было со мной сейчас.
Анастасия, 16 лет, Тува
Я очень благодарна своей учительнице литературы. Имени указать не могу, иначе она может лишиться работы. Это человек, ум и понятия о жизни которого выходят далеко за привычные рамки. С ней я могу спокойно обсуждать фильмы «Горбатая гора» и «Комната в Риме» (последний мне посоветовала она) или делиться малоизвестным творчеством гомосексуального поэта начала ХХ века. Во многом именно она помогла мне принять себя и не терять надежду на всеобщее светлое будущее.
Комментарии