search
main
0

Дети – наше настоящее. Решать скопившиеся проблемы надо быстро и комплексно

Брак, семья и детство признаются сегодня приоритетными ценностями на самом высоком уровне. На них сосредоточилось внимание ведомств и общественных организаций, которые общими усилиями стремятся навести порядок в системе законодательной защиты данной сферы. Как известно, Президент РФ В.В. Путин 1 июня 2012 года подписал Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 гг., в которой заложены основные направления деятельности государства по улучшению жизни детей и механизмы их реализации. Одними из первых шагов стали выработка плана первоочередных мероприятий, исследование региональных стратегий и приглашение к сотрудничеству высококлассных специалистов в данной области. В итоге в конце ноября на заседание впервые собрался Координационный совет по реализации Национальной стратегии.

– Мы часто и привычно говорим о том, что дети – наше будущее, но далеко не всегда делаем все необходимое, для того чтобы они росли физически здоровыми, интеллектуально развитыми, духовно богатыми, нравственно порядочными, внутренне свободными личностями, – отметила председатель Координационного совета, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. – Сегодня для решения назревших проблем детства необходим широкий комплексный подход. Национальная стратегия – документ, который его реализует. Подготовка стратегии велась с привлечением широкого круга общественности, некоммерческих организаций, обеспокоенных проблемами детей и семьи в нашей стране, представителей различных ведомств. Большая работа была проведена и уполномоченными по правам ребенка.- Количество предложений, которые были внесены во время общественного обсуждения  стратегии, превысило 500, – подчеркнула высокую заинтересованность общества в решении проблем  данной сферы заместитель председателя Координационного совета,  заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец. – Более 50 предложений, внесенных общественными гражданскими институтами, легли в основу плана первоочередных мероприятий по реализации стратегии.- Национальная стратегия должна быть поддержана хорошей законодательной базой. И Государственная Дума рассматривает эту задачу в качестве одной из основных, – сказала заместитель председателя Государственной Думы РФ Людмила Швецова. – Законотворческий процесс в этом направлении сейчас идет весьма активно. Только в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей находятся на обсуждении три законопроекта. Многое делается и на региональном уровне.Члены совета, в числе которых также член Общественной палаты РФ Любовь Духанина, директор центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро, президент межрегионального благотворительного фонда «Новые имена», народный артист Российской Федерации Денис Мацуев, главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, признали – сейчас самое время действовать, так как есть все возможности для решения скопившихся проблем. Кроме того, та часть населения страны, для защиты и улучшения условий жизни которой и создана стратегия, является сейчас крайне уязвимой и подверженной внешнему негативному влиянию. Сегодня в стране проживают 23 млн  несовершеннолетних граждан. По данным, озвученным Ольгой Голодец, только за прошлый год более 90 тысяч детей стали жертвами преступлений, более тысячи погибли в результате преступлений и почти тысяча – в результате ДТП. На сегодняшний день в России более 600 тысяч детей-сирот, и 80 тысяч из них до сих пор остаются в детских домах. Кроме того, в прошлом году в стране были расторгнуты 50 тысяч браков. Более половины из них – в судебном порядке, а это значит, что здесь вновь фигурируют интересы детей. И не только материальные, но и моральные.Это не просто суровая статистика: за каждой цифрой либо затронутая недетскими проблемами психика, либо и вовсе оборвавшаяся юная жизнь. И еще больший вред наносится психике и здоровью детей, когда эти беды в подробностях разбираются в рамках многочисленных телешоу, где пострадавшие дети детально описывают то, что с ними произошло. В ходе заседания Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов отметил, что, несмотря на то что разглашение этой информации является нарушением не только этических, но и юридических норм, телеканалы продолжают выпуск таких передач. Он отметил, что  Координационный совет должен найти способы для прекращения подобной практики.Приведенные данные и факты красноречиво свидетельствуют о том, что стратегия нужна. Необходимы консолидированные усилия, чтобы остановить снижение возраста жертв преступлений. Однако эти усилия должны быть соразмеренными ситуации. В частности, Валентина Матвиенко отметила, что благополучные семьи должны быть ограждены от чрезмерного вмешательства контролирующих органов. Тем не менее это достаточно тонкий вопрос, и справедливо замечание Ольги Голодец о том, что нередко семейное неблагополучие зарождается и в нормальных на первый взгляд семьях. Далеко не в каждой школе сегодня налажена работа медико-психологического персонала, и в этих условиях достаточно трудно предупреждать жестокое обращение с детьми. Но забота о выявлении таких случаев не должна ложиться только на плечи школы. Сами законы, по словам члена Общественной палаты РФ, лидера движения «Сопротивление» Ольги Костиной, должны внятно описывать ситуации, когда можно и нужно призывать к ответу родителей. В Уголовном кодексе РФ до сих пор нет четкого определения понятия «невыполнение родительских обязанностей».  Статья 156 УК РФ в ее текущем виде открывает простор для тех, кто бездумно и жестоко относится к детям, и в то же время ставит под удар семьи, находящиеся в трудных социальных условиях.Одной из наиболее острых проблем, также обсуждавшихся на первом заседании Координационного совета, стало обеспечение детей в разведенных семьях алиментами. Сегодня, по данным Людмилы Швецовой, в стране насчитывается более 3 миллионов таких детей. Из них вообще не получают алименты 2 миллиона. В качестве меры по решению данной проблемы члены совета предложили создать алиментный фонд, откуда государство могло бы выплачивать средства детям, оказавшимся в этой непростой ситуации. Тем не менее для того чтобы в таких условиях неплательщики не почувствовали себя еще более свободными от обязательств по поддержке своих детей, необходимо ужесточить и законодательные меры в отношении нарушителей.Поддержал идею и министр финансов РФ Антон Силуанов. Однако он отметил, что прежде всего необходимо понять, за счет каких средств будет пополняться планируемый фонд, так как суммы будут требоваться значительные. В рамках подготовительной работы, по его мнению, можно изучить опыт других стран. Согласился министр и с необходимостью применения более жестких мер к уклоняющимся от уплаты алиментов, иначе государство действительно откроет для них возможность безнаказанно оставлять своих детей на произвол судьбы в материальном плане. В качестве одной из мер по предотвращению такой ситуации он назвал повышение взысканий с неплательщиков. В целом, по словам Людмилы Швецовой, вопрос создания алиментного фонда находится в «высокой степени проработанности». Уже прошло его обсуждение среди экспертов, Государственная Дума и Министерство труда и социальной защиты РФ также уделили ему пристальное внимание. Включен данный вопрос и в план работы Правительства РФ. В ряду дальнейших шагов по организации фонда – проработка размера выплат, механизма их выдачи и возвращения. Также предстоит подготовить проект федерального закона об улучшении системы обеспечения детей алиментами и предложить ряд поправок в действующее законодательство, в частности в Семейный кодекс РФ.Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец считает, что некоторые темы координационному совету подскажет редакционная почта: «Наша газета получает много писем от родителей  детей с ограниченными возможностями здоровья.  К сожалению, таких детей не сотни, а тысячи.Понятие «ограниченные возможности здоровья» применяется в ряде федеральных и региональных нормативно-правовых документов, определяющих порядок оказания государственных услуг  данной категории граждан, в том числе оно присутствует в Законе «Об образовании»,  вашем Указе «О Национальной стратегии действий в интересах детей», приказе Министерства образования и науки «Об утверждении положения о психолого-методической комиссии» и постановлении Правительства РФ от 1996 года. Понятие «ограниченные возможности здоровья» не синоним слова  «инвалид». Если с инвалидами сегодня все более или менее понятно  с нормативно-правовой точки зрения,  то с «ограниченными возможностями здоровья» не совсем. Потому что в настоящее время отсутствует перечень заболеваний, нарушений развития, обучения и социализации, которые включены в это понятие. Отсутствие определения затрудняет, а в отдельных случаях  просто делает невозможным реализацию законных прав  детей с ограниченными возможностями здоровья. В стране начало развиваться инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями включаются как равноправные участники в образовательный процесс в учебных заведениях. Но этим детям требуется постоянная психолого-педагогическая помощь, но пока нет системы или модели  расчета необходимых бюджетных средств на оказание такой помощи. Нет и нормативного регламента по определению направлений и объема государственной услуги по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Отсутствует и нормативно-правовое обеспечение профессиональной ориентации для данной категории учащихся. Такие дети не могут получить реабилитационные услуги в учреждениях Министерства социальной защиты населения.  Их невозможно включить в систему межведомственной помощи и создать для них индивидуальную программу реабилитации.Кроме того, для таких детей требуются специальные государственные образовательные стандарты, но они могут быть созданы только после определения состава данной категории и предполагаемых результатов обучения.Четкое определение понятия «ограниченные возможности здоровья» может помочь тысячам наших детей. Если не десяткам тысяч. Эта проблема из тех, которые не стоит откладывать на завтра».В ходе дискуссии было не раз отмечено, что вопросы, касающиеся семьи и детства и попадающие в ведение стратегии и Координационного совета, многоплановы,  требуют решений на стыке полномочий и компетенций. Тем не менее, по словам руководителя Администрации Президента РФ Сергея Иванова, у нас все еще существуют межведомственные барьеры, в ряде регионов нет уполномоченных по правам ребенка и т. д. Все это, без сомнения, может тормозить реализацию стратегии.Однако, несмотря ни на что, Координационный совет строит планы на будущее. Планируется, что заседания будут проводиться не только в столице, но и в регионах, чтобы на местах обсуждать ход реализации стратегии. Из наиболее близких планов – распределение полномочий членов совета. В частности, каждый должен будет выбрать направления стратегии, отвечающие его интересам и способностям. Таких направлений может быть несколько. Кроме того, предполагается, что сам состав совета с течением времени будет меняться, это позволит многим способным и неравнодушным гражданам  внести свой вклад в сохранение семьи и детства современной России. Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», кандидат педагогических наук, координатор Всероссийской акции «Я – гражданин России»: – Включение проекта «Я – гражданин России» по инициативе «Учительской газеты» в план Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы открывает новые перспективы. Образовательный проект «Гражданин» появился на свет 13 лет назад, когда в немногих  российских школах  начиналась практика разработки и публичного представления ученических социальных проектов. Постепенно этот опыт перерос   во Всероссийскую акцию «Я – гражданин России». Все эти годы она проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ при непосредственном участии нашей газеты, Самарского центра гражданского образования и других общественных организаций.  Сверхзадача  проекта  – воспитание гражданина России, что соответствует стратегической цели государственной политики в области образования, и потому так важно наращивать  интерес  школ к  подобной форме развития у детей активной гражданской позиции и понимания личной ответственности за решение общих дел. Благодаря  проектной деятельности дети учатся  видеть социальные проблемы в окружающей жизни. Они задумываются о путях их решения,  выстраивают взаимодействие с различными структурами власти, бизнесом, обосновывают и отстаивают свою точку зрения, самостоятельно делают выбор из нескольких вариантов и  осуществляют намеченную программу действий. И самое важное – добиваются результатов, работая в команде, распределяя в ней роли, организуя себя и своих одноклассников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте