search
main
0

Дети и школа: кто кого?

У нас трое детей. Двое – уже школьники. Сын учится во втором классе и изучает в профильной школе два языка. Дочка – первоклассница в той же школе и пока у нее один иностранный язык. У моих ребят прекрасные педагоги – именно такие, о каких мечтает каждая мама для своих детей.

– Почему я вижу, что учителя такие уставшие? – спросил у меня однажды муж.- Заметь, дети тоже устали не меньше. Они с трудом дотягивают до пятницы (в школе пятидневка), что уж о взрослых говорить? У учителей по 30 человек в классе! – ответила я.У меня есть знакомая. Острый на язык человек. Когда три ее дочки окончили школу – младшая дочь уже учится на первом курсе в местном вузе, старшая – востребованный специалист, живет в другой стране, она написала в соцсетях: \”Все, закончился ад!\” Тогда я подумала, что это разновидность родительского сарказма – так о школьных годах дочери сказать. Но, кажется, она была права: обучение детей в школе занимает почти все свободное родительское время, прихватывая выходные, а, порой, и отпуск. Вы думаете это такое родительское преувеличение? Отнюдь. Если бы не помощь в организации дня – по этому вопросу нас консультировал психолог, не полноценная помощь мужа – наш папа не лежит на диване и не смотрит футбольные матчи часами, не моя работа – основная занятость приходится на выходные дни, то можно было бы говорить, что детские уроки занимают все свободное время не детей, а семьи.Так уж случилось, что сын и дочка, почти погодки, с уроками справляются по-разному. Сын, как и все мальчики его возраста, за тетрадки с учебниками не спешит, хоть и любит читать. В шесть лет он научился складывать буквы в слова и с тех самых пор от книги отрывается с неохотой. Но все, что касается дисциплины, строгих рамок и требований вызывает у него, как мне кажется, отторжение. Поэтому на уроки у него уходит от двух до трех часов в день. Самое сложное — мотивировать второклассника сесть за стол и уже начать делать что-то из заданного. Находится невероятное количество других дел, которые важно сделать в тот самый момент, когда пришла пора приняться уроки. К моему сожалению, приходится проверять и перепроверять то, что сын выполнил в своих тетрадях. Какое-то время назад мне казалось, что это проблема только моего ребенка, но оказалось иначе.Я разговорилась с мамой одноклассника.- Прихожу с работы домой, а там ждет вторая смена: уроки с сыном. Иногда мне нужно только сидеть рядом, чтобы он делал задания, но чаще — объяснять, контролировать и главное — никуда не отлучаться, иначе все делание прекратится тут же.- Уроки? – говорит мама другого второклассника. – Когда сын болеет, то иногда целый день решает только один урок по математике! Это настоящее мучение. Особенно это стало понятно, когда в школе был карантин. Дети получали задания через электронные дневники. В итоге мы сидели головы не поднимая целыми днями. Хорошо, что я не работаю и имею возможность помогать.- Я всегда говорю своим ученикам, что задания по русскому и литературе не должны занимать больше получаса в день. Конечно, сюда не входит время, потраченное на чтение книг, – говорит знакомый филолог одного из лицеев.- Уверена, инициатива министра хороша. Вопрос только в том, кто будет контролировать время, потраченное на домашнюю работу, особенно первоклашек и второклашек. Лично у меня, когда дочка училась в начальной школе, была составлена специальная табличка, по которой она сама организовывала свои занятия — в напоминалке были учтены все нюансы.- У меня внучка пошла уже в шестой класс, – говорит бывший директор школы, в которой я когда-то училась. – Сейчас, конечно, стало полегче, в этом возрасте дети становятся более самостоятельными, а вот с младшим внуком-второклассником приходится сидеть — и в школу отводить, и уроки делать с ним вместе.- Без уроков в начальной школе нельзя! Хоть и говорят, что в первом классе задавать не должны, только как вы потом ребенку скажете, что он должен учиться? Если до этого он за тетрадками и учебниками сидел только в школе, а дома делать ничего не привык? Поэтому я весь день своих учеников организую сама, веду у них и группу продленного дня, где каждого могу подтянуть, уделить время, – рассказывала на родительском собрании первая учительница моего сына…. Месяц назад я с сыном обсуждала его сочинение о Маленьком Принце Экзюпери. Книжку он прочел на весенних каникулах, а сочинение на тему \”Возвращайся, Маленький принц\” задали написать чуть позже. К моему огромному сожалению, я поняла, что самостоятельное чтение и обсуждение произведения на уроке не помогли моему второкласснику. Ход событий он запомнил, а смысл ускользнул, словно вода из решета. Так уж случилось, что мы вышли на более глобальное обсуждение проблемы чтения. Сын мне сразу сказал: \”Книги – это книги, а жизнь – она совсем другая\”. Меня такое отношение к литературе не порадовала, но я не оценивала его словами и воздержалась от нудных нотаций. Все больше задавала вопросов, а в процессе написания сочинения вообще варила суп, помогая лишь формулировать и подсказывала обороты, с помощью которых можно выразить свои мысли. Правда, через пару дней я получила долгожданный результат. Сын, недовольный взрослыми разговорами, сказал: \”Прав был Маленький Принц, взрослых интересуют только цифры\”. Речь шла об отметках в дневнике.А что же дочка? Она с нетерпением ждет каникул. Радуется – три месяца можно будет кататься на велосипеде, самокате, роликах, читать книги и не ходить в школу! Правда, до майских праздников заболела. Было заметно, насколько ребенок устал. Постоянное сидение за уроками, ранние вставания и шум явно утомили девочку, которая откровенно говорит: \”Не хочу в школу!\” При этом у нее нормальные отношения с учительницей и одноклассниками, она чувствует себя успешной и трудностей особый в учении у нее нет.Каждый раз, думая об инициативах министерства образования, я испытываю недовольство. Понятно, что, скорее всего, чиновники по-настоящему хотят, чтобы обучение наших детей было современным, качественным и берегло здоровье самих школьников и их близких. Но, как ни крути, министр образования работает в далекой Москве, а указы его исполняются или нет на огромной территории России. К сожалению, многие из заявлений и инициатив ведомства – это лишь слова, которые провоцируют бурные обсуждения, вводят в оцепенение, но качественно жизнь школы не меняют. Так это ощущается в провинции, где кажется невероятной авантюрой катание чиновников на коньках в Татьянин день и поход к Северному Полюсу министра образования. Хочется всех тех, кто отвечает за будущее нашей страны, попросить просто работать, а не устраивать шоу в прямом эфире из разных инициатив, новостей и постоянных нововведений. Ощущение, что под всей этой эйфорией вокруг самого процесса обучения скрывается только одно — недостаток средств и взвешенных решений о том, как учить. Не буду искать примеры из жизни других школьников. Вот то, с чем столкнулась я в этом и прошлом году.Говорят, учебники в школах нынче бесплатные, но за каждого ребенка я сдаю деньги для покупки рабочих тетрадей и пособий – 2800-3000 тысячи рублей мы уже сдали на будущий год за каждого из детей. Старший ребенок учится во вторую смену – на федеральном уровне говорят, и этот вопрос должны решить в скором времени…Но ведь детей не станет меньше. О каком решении проблемы речь? Питание в школьной столовой – сын и дочка отказались есть завтраки, потому как то каша пригорела, то картошка пересолена, а сосиски дети едят с трудом. Собираем дома контейнер с домашней едой и термоса прикупили, чтобы теплый чай всегда был с собой. Дочка и сын стараются не ходить в школьные туалеты – в них плохо пахнет и нет кабинок. Дети жалуются, что в классе шумно и душно – они быстро устают, ведь за партами сидят 30 человек!Так что вопрос с домашними заданием – конечно, актуален… Хотелось, чтобы многое из того, что задают детям, они делали не из последних сил и с родительским нажимом, но с удовольствием и радостью. Иногда мне кажется, что важнее не выполнить задание, а сохранить интерес к предмету и желание учиться. И проблема тут не в том, что опытный учитель не может или не хочет, чтобы школьник учился. Одна из причин происходящего – усталость самих учителей от колоссальных нагрузок, низких зарплат, новостей о подорожавших учебниках и продуктах, от того, что дети с трудом осваивают программу.- Ребенок должен учиться в свою силу. К концу года ребята устают. Программа сейчас другая, неоправданно сложная, – так сказала мне учительница дочери.Я поверила ей. Столько грусти и понимания было в словах педагога, который старается делать все возможное, чтобы дети развивались, росли, усваивали новую информацию, бывали в музеях и на концертах, участвовали в конкурсах, учили стихи, пели песни и радовались. Но не все зависит от учителя. Есть те решения и условия, с которыми он вынужден мириться.Несмотря на все усилия учителей, мои дети устали от шума, нагрузки, школьной формы, монотонности и того, что каждый день нужно делать домашние задания – даже в выходные, ведь русский язык, математика, иностранный и окружающий мир – это то, что есть почти каждый день в их рабочей неделе. Может быть, ничего в этом страшного нет: многие из нас еще помнят школьную форму, домашние задания, которые нельзя не выполнить, иначе поставят двойку, нежелание заходить в школьный туалет из-за неприятных запахов, давку в школьной столовой, толкотню в гардеробе. Может быть. У меня только одно уточнение. На дворе 21 век, а проблемы-то прошлого века в современной школе так и не решены. Доколе? P/S Обычно чиновники говорят  о проблемных материалах, что в них описана ситуация в конкретной школе. Но я склоняюсь к иному мнению: проблема не в школе, а в том, что образование у нас финансируется недостаточно.  Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте