search
main
0

Дети и политика – проблема, которая требует обсуждения

​Московские митинги для педагогической общественности стали поводом для серьезного разговора о том, должны ли взрослые одобрять или не одобрять присутствие на таких митингах несовершеннолетних детей. Об этом писали СМИ, об этом шел разговор на волнах радиостанции «Эхо Москвы».

Виктория МОЛОДЦОВА, журналист:- Совершенно нормальное чувство, которое возникло сразу же после информации о том, что митинги состоятся, – присутствие детей на них опасно. Мы видели, какая давка была на митинге на Чистых прудах, уберечь детей там, где не могли устоять на ногах взрослые, было практически невозможно. Счастье, что никто не пострадал.В преддверии митинга на Болотной площади дискуссия об участии или неучастии детей развернулась весьма широко, так как Департамент образования объявил в этот день проведение контрольной. По логике этот шаг можно было одобрить: педагоги думают о том, чтобы уберечь детей от возможных опасностей. Но департамент осудили со всей страстью, причем исключительно те, кто имел возможность публично высказывать свое негодование, но большинство-то родителей были педагогам благодарны и позже высказали это. Да, нужно было провести собрание в школах, да, нужно было объяснить заранее хотя бы все старшеклассникам, но опыта в подготовке к таким мероприятиям пока еще не было. Школа вообще могла бы устраниться от каких-либо шагов – за все отвечают родители, вот пусть и решают, идти детям на митинги или нет. Но она взяла ответственность на себя, за что ей и «воздали» по первое число. Удивительно, но учитель одной из школ Дмитрий Быков, выступая на митинге, поблагодарил своих учеников, которые пришли вместе с ним. Мама двух учеников Тина Канделаки даже написала письмо Президенту РФ с требованием отменить контрольные по субботам во время проведения митингов. Что бы сказали эти активные люди, сами имеющие детей, если бы с одного из балконов, на которые местные жители пускали не прошедших рамки журналистов или просто любопытствующих за несколько десятков тысяч рублей, кто-то выстрелил, если бы возникли паника и давка, если бы пострадали дети? Кого бы обвинили в происшедшем, в чей адрес высказывали благородное негодование? Мы жалеем декабристов, которые выступили против царя и были наказаны, но знает ли кто-то, что в тот декабрьский день погибли 150 детей? Может быть, эта информация охладила бы чьи-то горячие головы? А я до сих пор помню ужасный крик толпы, когда погибли трое ребят, задавленные бронетранспортерами в подземном переходе близ Белого дома. Все ждала, что кто-то из публично дискутирующих скажет: «Детей жаль, не надо их вовлекать во взрослые игры!» – но, увы, этого так и не произошло и не происходит. Должны ли дети интересоваться политикой? Да ради бога, пусть интересуются, пусть обсуждают ее с родителями и учителями, но ведь речь в спорах идет совсем о другом – участвовать детям или не участвовать в политическом противостоянии.Кстати, на митинг на проспект Сахарова желающие родители пришли со своими детьми, никаких вопросов по этому поводу уже не было ни у школы, ни у политиков. И возникает нехорошее предположение, что дискуссия ранее возникала потому, что кого-то из активных членов нашего общества волновала не сама по себе объявленная субботняя контрольная, а пиар мероприятия. И еще одно: масла в огонь подливали… некоторые педагоги. Ситуация выявила, что некоторые школы норматив получают как работающие по шестидневной неделе, а работают на самом деле пять дней. Не случайно позже развернулась уже другая дискуссия: детям вредно учиться шесть дней. Чего больше было в этих обсуждениях: заботы о детях или заботы о себе? Об этом нам всем еще предстоит крепко подумать.Илья КОЛМАНОВСКИЙ, учитель биологии лицея «Вторая школа»: – Моя социализация пришлась на перестройку. Я помню, как мы выходили из пионеров, как я подбивал на это друзей, как меня выгнали из школы. Это важный эпизод моей биографии, потому что такое учит тебя формулировать мысли, осознавать, что такое закон, общественный договор. Я знаю семью, которая своих шестилетних детей специально возила в Киев на майдан. Всем нам известно, что в школе не должно быть политики, тут важно нащупать рубежные критерии, где начинается, а где заканчивается разговор о гражданских свободах, о демократии, о конституции, о ее защите. Если я узнаю, что в школе, где учится мой ребенок, или в моей школе коллега как-то агитирует за какую-то партию, я буду стремиться к тому, чтобы его уволили. Надо направить гражданское самосознание в правильное русло, учить детей мыслить и сотрудничать, не боятся этого. А нам надо за детьми подтягиваться. Лолита ГРУЗДЕВА, ученица международной русско-испанской школы №1558:- За день до митинга на Болотной площади я обзвонила огромное количество школ Центрального округа, завучи отнекивались всеми правдами и неправдами от ответа на вопрос: «Пришло ли вам распоряжение о том, что 10 декабря дети должны писать контрольную работу по русскому языку?» Мне говорили всевозможные вещи: «Кто вы? Откуда вы? Зачем вам?» – или просто бросали трубку. Я считаю, что назначили контрольную правильно, потому что такие огромные митинги можно отслеживать и дистанционно, сейчас XXI век, и можно участвовать, не находясь там. Правда, сама я была на митинге от редакции, с которой сотрудничаю. Никто, кроме родителей, не может разрешить или запретить детям ходить на митинги. Каждая школа обязана была собрать родителей и сказать им: сложилась такая ситуация, что-то нужно делать. Уже очень давно все партии хотят проводить свои мероприятия на территории школы и работать со школьниками. Об этом я неоднократно писала. Сейчас политикой занимаются не только люди в возрасте, этим интересуется и большинство школьников, в некоторой степени это стало модным веянием. Но любая политическая жизнь сейчас должна проходить через родителей, потому что, когда дети вклиниваются в поток политической жизни, их может засосать не туда. Много молодых людей входит не только в составы таких организаций, как «Молодая гвардия», есть люди, которые приходят на митинги, организуют, выражают свою позицию, причисляют себя к анархистам. Я побывала на нескольких митингах анархистов, и это самое страшное, что когда-либо видела, – анархизм как некое неприятие вообще никакой власти.Сейчас политическое выражение своих мыслей стало неформальной организацией. Получается, ребята, которые ходили с ирокезами и слушали рок, раньше считались неформалами, сейчас они считаются активными политическими деятелями, потому что они выходят на улицу, выражают свою позицию. Школа – огромное поле для дискуссий. Изначально институт образования заложен так, что нужно не говорить, а слушать, но если дети будут говорить, то у них будет меньше того пара, который они захотят вылить.Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор центра образования «Царицыно» №548, член Общественной палаты РФ:- Объявляя контрольную в день проведения митинга, Департамент образования, думаю, руководствовался тем, что нет ничего дороже ноги, руки, ушей, головы ребенка. Мы у себя в школе в 8.30 в субботу собрали всех 11-классников и объяснили, что происходит, зачем решили писать контрольную работу. В 9.30 я собрал всех 10-классников и рассказал им примерно то же самое, тем более что и с теми, и с другими я много лет подряд встречаюсь в субботу в актовом зале. Они понимают больше, чем мы предполагаем, поэтому самый комфортный способ общения с ними – говорить правду. Вторая сторона ситуации: школа и директор школы (если этот день объявлен учебным, а его объявили учебным) отвечают за жизнь и здоровье каждого ребенка. То, что можно увидеть сейчас, услышать разные позиции, – своеобразная школа жизни, которая имеет больший потенциал, чем все образовательные программы вместе взятые. Да, только родители имеют право пустить или не пустить своего ребенка на митинг. Никто, кроме родителей, выставить эти ограничения по отношению к ребенку не имеет права. Школа, министр образования могут только рекомендовать или не рекомендовать. Надо буквально воспринимать то, что школа вне политики. Я недавно читал новую редакцию нашего устава, там написано: «Вне политических партий, вне политических объединений». Это зафиксировано в законе об образовании, и если партия приходит в школу, то давайте позвоним в прокуратуру. Если директору за «пускание» партии пообещали отремонтировать крышу, это уже на совести директора. Школа прекрасно понимает, что родители несут ответственность и сделают все возможное, чтобы уберечь своего ребенка. Детей нынче начинают привлекать не модные течения, а начинает привлекать политика, привлекает все, связанное с выстраиванием их личной карьеры. Школа и семья – проводники информации. Если семья в чем-то может заблуждаться, школа на это права не имеет, это будет непрофессионально. Детям нужно объяснять, рассказывать, давать оценку. Мы точно знаем, что протестное движение 60-х годов, антивьетнамское в Америке, студенческие дела, привели к изменению мира. Лидеры тех времен стали современными политическими лидерами, поэтому нам не дано угадать, чем отзовется тот или иной призыв, следовательно, нужна только правда, для нее мы, школьные работники, должны что-то делать, а также немного за детьми подтягиваться, иногда надо у них спросить, а что они думают. Помочь им надо, иначе они не те полюса соединят, и как рванет!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте