Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дети дождя. Все люди должны иметь возможность учиться вместе

УГ - Москва, №50 от 13 декабря 2016. Читать номер
Автор:

​Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка в возрасте от 3 до 18 лет этой средой является система образования.

Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. Этот принцип стал основополагающим для педагогов и родителей школы №2129, потому в нашем образовательном комплексе обучаются особенные дети: дети с расстройствами аутистического спектра. Впервые услышав этот диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку… Да и общество наше еще не готово до конца принять таких особенных детей. Вылечить аутизм, к сожалению, невозможно. Не придумали еще таких таблеток, приняв которые ребенок смог бы полностью выздороветь. Реальную пользу приносят лишь психотерапия и социальная адаптация. Но отчаиваться и опускать руки нельзя. Более того, начатое лечение в раннем возрасте поможет ребенку полностью адаптироваться к нормальной жизни и посещать обычную школу. Ведь нередко у таких деток очень развиты способности к творческим занятиям, к изучению языков. Иногда ребенок с РАС становится лучшим учеником в классе.Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть очень разным – от глубокой умственной отсталости до одаренности и гениальности в различных областях знаний и искусства. Различной степенью аутизма страдали Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Леонардо да Винчи, Ньютон, Эйнштейн, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо…Шесть лет назад в школе №2129 был открыт первый экспериментальный класс для детей с РАС, в котором были всего 5 мальчиков-аутистов. На сегодняшний день в школе обучаются 45 таких детей. Практически у всех инвалидность.Школа принимает даже очень тяжелых аутистов, у многих из которых нет речи и навыков самообслуживания. Но постепенно, шаг за шагом с помощью профессиональных педагогов дети делают первые шаги и показывают очень хорошие предметные результаты. Специально организованные условия, отвечающие особым образовательным потребностям детей: материально-техническое, кадровое, программное обеспечение –  вариативность предпрофессиональной деятельности в сочетании с мероприятиями воспитательной работы; программа комплексной поддержки родителей, имеющих детей с особенными возможностями здоровья, по профилактике социальной инвалидизации семьи – позволяют добиться заметных личностных и метапредметных результатов. Но главное, позволяют социализировать детей, которым это не дано по рождению. Специально для преодоления этих сложностей разработана программа «Тренировочная квартира». На кухне и в столовой дети осваивают  навыки похода в магазин за продуктами, приготовления пищи и сервировки. В ванной дети учатся обращаться со стиральной машиной, использовать место для сушки, в спальне  тренируют навыки самообслуживания, в том числе навык глажения белья, в гостиной учатся принимать гостей. Подготовка по данной программе реализуется с продолжительностью в четыре часа (на начальных этапах два часа) и с периодичностью три раза в неделю в группе до семи человек.Программа предпрофессиональной подготовки «Кулинарная студия» направлена на развитие междисциплинарных связей между социально-бытовой ориентировкой, хозяйственно-бытовым трудом, окружающим миром и способствует генерализации навыков. Такой вид подготовки способствует эффективному усвоению навыков самообслуживания, позволяет получить основы профессии «повар» на базе учреждения, что в свою очередь будет способствовать сокращению периода адаптации в учреждении профессионального обучения при соблюдении преемственности.Три направления предпрофессиональной подготовки – основы кулинарии, подготовка обслуживающего персонала, учебная пекарня – это возможность для наших солнечных детей в будущем иметь работу, которая у них талантливо получается. В стадии апробирования сейчас находится программа предпрофессиональной подготовки «Керамическая мастерская», работа в которой дает возможность решать терапевтические задачи и достигать результатов в коррекционной работе. У ребенка  есть возможность выполнять те виды работы, которые ему по силам. Для детей с расстройством аутистического спектра сложно подобрать вид деятельности, который бы он полностью выполнял самостоятельно. Такая работа будет скорее всего очень простой и не будет вызывать у ребенка интереса и мотивации к деятельности. Совместная работа с педагогом развивает у учащегося способности к сотрудничеству, коммуникацию, мотивацию.План воспитательной работы включает в себя такие блоки, как реабилитация средствами культуры, интеграция через спорт, адаптированная музейная педагогика, взаимодействие и совместная работа с деятелями искусства и  культуры. Например, Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма с нашими детьми провели детский доктор мира, президент НИИ НДХиТ, профессор Леонид Рошаль, глава управы Южнопортового района Москвы Сергей Никитин, телеведущие Светлана Зейналова, Юлия Барановская, Юрий Столяров, актеры театра и кино Любовь Руденко, Елена Захарова, Анастасия Задорожная, певец и композитор Дмитрий Дунаев, участница проекта «Голос» Анжелика Фролова, участницы проекта «Голос. Дети» Лариса Григорьева, Ивена Работова и детский театр-студия «Непоседы».Взаимодействие с благотворительным фондом «РЕТ – не просто собаки» дает нам возможность убедиться в эффективности альтернативного метода коррекции эмоциональной сферы учащихся с расстройством аутистического спектра с помощью собак-терапевтов. Сотрудничество с Городским психолого-педагогическим центром дает нам веру в успех, серьезную методическую и практическую поддержку.Мы постоянно ищем новые возможности, новые пути, стремимся быть в курсе новейших методик в работе с аутичными детьми. Наших педагогов объединяет главное – огромное желание не просто обучить детей в рамках школьной программы, но и помочь им адаптироваться во взрослую жизнь.Наталья СЫТИЛИНА, педагог школы №2129


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту