search
main
0

Дети должны стать интеллигентами. Санкт-Петербург отдает «культурные долги» новым поколениям россиян

В Северной столице, известной педагогическими инновациями, стартовал новый культурно-образовательный проект «Лихачевские уроки в Петербурге». По замыслу его инициатора – Конгресса петербургской интеллигенции, основанного в 90-х годах прошлого века академиком-литературоведом Дмитрием Лихачевым вместе с писателем Даниилом Граниным, физиком и нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым, директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским и ректором Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП), академиком РАО Александром Запесоцким, лучшие старшеклассники из разных уголков страны должны непременно побывать в культурной столице России, чтобы напитаться на пороге юности ее духовными богатствами, увидеть воочию собранные тут культурные сокровища. И одновременно встретиться со столпами петербургской культуры, чтобы поговорить с ними об увиденном сквозь призму научного и нравственного наследия Дмитрия Лихачева.

– Развитие творческих способностей и дарований старшеклассников, их интереса к истории и культуре своего народа – задача насущнейшая, ибо мы явно теряем новое поколение молодежи как поколение культурных людей в том широком смысле, в котором Россия понимала культуру, по крайней мере, в ХХ веке, – разъясняет истоки замысла один из его авторов, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий. – Сейчас это особенно чувствуется в наших вузах и внушает специалистам и по культуре, и по воспитанию необычайную тревогу.

Для решения этой животрепещущей задачи и предназначен проект, который начал осуществляться на базе Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов при поддержке глав субъектов Российской Федерации. По существу, он продолжает лучшие традиции советской педагогики, когда обычным делом были поездки школьников со своими наставниками по местам, имеющим непреходящее значение для российской культуры и истории.

– За тридцать два года своей работы я объехала с учениками всю литературную Россию – и Пушкиногорье, и Спасское-Лутовиново, и Мелихово, и Ясную Поляну, – рассказывает заслуженный учитель России, завуч 34-й рязанской школы Тамара Худыш. Она привезла в Петербург три десятка старшеклассников, которых учит русской словесности. – И сейчас, как ни трудно, не перестаем по возможности путешествовать по Отечеству, ибо нельзя, чтобы наши дети видели его только по телевизору.

Идею Лихачевских уроков, придуманных в Петербурге, Тамара Васильевна оценивает очень высоко.

– Для моих учеников из девятых и десятых классов повышенного уровня – в нашей школе согласно ее уставу они называются классами развития интеллектуальных и творческих способностей – общение с людьми такого масштаба, как писатель Даниил Гранин, с которым мы встретились в гуманитарном университете во время этой поездки, просто неоценимо! – восторгалась она и лишь досадовала, что не осмелилась задать любимому писателю вопрос, который ее особенно волнует. – Вынуждена готовить детей к ЕГЭ по литературе в форме тестов – это же немыслимо! Жили они без оксюморона – и проживут! Главное, чтобы книги хорошие читали, поступали по совести, чтили и приумножали отечественную культуру, как завещал Дмитрий Лихачев.

По словам Тамары Васильевны, приехали рязанские школьники в Питер потому, что она много рассказывала им о Лихачеве как о личности, а также о красоте культурной столицы России. Об этом разными словами мне говорили и другие визитеры.

И ожидания 136 старшеклассников, побывавших на берегах Невы, из Южно-Сахалинска и Уфы, Ульяновска и Рязани, небольших городков Приморского края, Мурманской, Костромской и Белгородской областей, вполне оправдались. За пять насыщенных дней, проведенных в Северной столице, они ознакомились с историей ее создания, осмотрели архитектурные ансамбли ее парадного центра, полюбовались набережными Невы, Мойки и Фонтанки и дворцами на них, побывали в первом строении Петербурга – домике Петра I, в Эрмитаже, Исаакиевском и Казанском соборах, Русском музее, Петропавловской крепости, Кунсткамере, на крейсере «Аврора», совершили прогулки по Невскому проспекту и Дворцовой площади, посмотрели спектакли лучших петербургских театров.

– Я рада, что ребята смогли здесь побывать, и хотя все они увлекаются разными предметами, всем было очень интересно, – продолжает Тамара Худыш под одобрительные кивки своих учеников, которым не хотелось уходить из лекционного зала СПбГУП, где только что с экрана в новом фильме звучал голос покойного Дмитрия Лихачева, а из динамиков – живого Даниила Гранина. – Можно, конечно, было бы строже подобрать ребят по склонностям, но в реальной жизни сейчас все равно огромные «ножницы» между желаемым и целесообразным, – посетовала собеседница. – Вот сидят девочки – великолепные гуманитарии, победители городских олимпиад десятиклассницы Ксения Молчанова, Даша Мелкова, Ольга Васюкова. Да и Ольга Гамаюнова – она из девятого, правда, класса, но тоже повышенного уровня. А пойдут одна на юридический, а другая – в радиотехнический университет. Потому что вынуждены учитывать, какая специальность в будущем принесет наибольший доход…

И тем не менее высоконравственные юристы и инженеры стране тоже нужны. В юности очень важно самому прикоснуться к сокровищам родной культуры вне зависимости от того, чему посвятишь дальнейшую жизнь. Ведь главное – стать интеллигентным человеком, то есть, как учил Дмитрий Лихачев, способным к пониманию, к восприятию, терпимо относящимся к миру и к людям, без чего достойно жизнь не проживешь.

– Поэтому в нашем проекте только в этом году примут участие около двух тысяч школьников из разных городов и сел страны, – говорит ректор СПбГУП Александр Запесоцкий. – Подобным образом, по мнению руководства Конгресса петербургской интеллигенции, наш великий город, создававшийся с момента своего основания силами всей России, должен отдавать «культурные долги» новым поколениям россиян.

Александр ЖАБСКИЙ, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте