search
main
0

Дети чтения. Разве так бывает?

…- Вообще удивительно, что кто-то обратил внимание на нашу скромную профессию. Сами понимаете, ну что такое школьный библиотекарь. – И это говорит Надежда Петровна Молодцова, заработавшая для своей школы, для своей библиотеки 600 тысяч рублей! Всего лишь три года назад был объявлен Первый Всероссийский конкурс «БиблиОбраз». (Организатором его стал Институт русского языка и литературы). Одним из его победителей в номинации «Окно в мир» стала заведующая столичным санаторным детским домом №48 Надежда Молодцова. На полученный грант закупила для своих технику – компьютеры, ксерокс, принтер и даже кондиционер. И что самое для нее главное – новые книги. Сейчас сокрушается, что не может мне их показать. Практически все уже собрано, увязано и ждет переезда. С первого этажа на второй.

– Это директор наш Виктор Яковлевич Пушнин делает ремонт, причем вдвое расширяет наше помещение, – хвастает героиня. – Я мечтаю создать настоящий современный читальный зал с выходом в интернет, с собранием видеофильмов.

А ведь был период, когда вообще не получали ни одной книжки. Огромный пласт литературы, мимо которой проходили дети.

Туры и слезы

Бегом, бегом… Надежда Петровна и девятиклассница Виктория Луканина все никак не отдышатся даже в удобных креслах школьного кабинета библиотеки. Обе возбуждены, нервны по той простой причине, что только что держали своеобразный экзамен. Если в 2003-м Молодцова победила во «взрослом», то нынешний конкурс «Лучик» ориентирован на лучшего юного читателя. И результат, понятно, важен и для тех и для других: как учили – так учились.

Вика вошла во второй тур, и вот сегодня была защита, а уж что скажет жюри… Всего шесть работ по четырем номинациям по Восточному округу «пойдут» «на город». «Нервничаем еще и потому, – поясняет Надежда Петровна, – что очень уж серьезные конкуренты достались: один молодой человек из 9-го класса писал работу по Достоевскому, другой из гимназистов – о чем-то уж очень заумном. Тем не менее мы осмелились, рискнули принять участие в этом конкурсе, хотя все считают, что «детдомовские» слабее. – И улыбается – не мне, – хотелось бы, чтобы больше девочек приняли участие в этом состязании. Но некоторые не дотянули, и восьмиклассница Настя Дудкина торопливо опускает глаза. Впрочем, лукавит, она уже одной ногой на паркете в любимом танцзале. Готовится к Всероссийскому конкурсу «Надежда».

…А умничка Вика, выбрав номинацию «Слово книге», взяла рассказ Шолохова «Судьба человека».

– Раскрывая ее, я еще «пришила» сюда наш Дом, проблемы детей-сирот. «Пришила», а глаза грустные.

У вас возник вопрос: чем связаны между собой Великая Отечественная война, «Судьба человека» и дети-сироты? Отвечу. Я надеялась, что, прочтя все это, вы поймете несколько вещей: во-первых, нельзя забывать о таких событиях, как Великая Отечественная война; во-вторых, можно пережить самое страшное в жизни и остаться человеком, как Андрей Соколов. Нельзя поддаваться судьбе и опускаться на «дно» жизни, и появится у вас кто-то или что-то, приносящее радость. В-третьих, в душе каждого из нас – сирот – живет такой же шолоховский одинокий ребенок, надеящийся на понимание и на то, что однажды встретит самого дорогого человека в жизни.

«Наоборот – прием»

– Руководить детским чтением очень сложно, особенно в наше время. Когда видеофильмы выходят быстрее, чем сама книга. Почему та же Настя до конкурса «не успела «Два капитана» дочитать»? Зато мюзикл «Норд-Ост» посмотрела. Так, может, теперь такой вот «наоборот – прием» использовать, чтобы к чтению приобщать, – смеется Молодцова.

У каждого школьного библиотекаря на сей счет свои хитрости. Во всяком случае она после районной детской библиотеки, изучив детскую литературу, знает, как работать с маленькими читателями.

– А при чем тут возрастная разница? – неосторожно интересуюсь я.

С ребенком говорить надо по-другому, заинтересовать. Как? Хороший вопрос. Тонкий. Как материнская жилочка – где или вовремя остановиться, или продолжить разговор.

В летящем полукруге…

Полукруг зданий, как будто прижимающихся друг к другу. Утопающий в зелени двор и огромная детская площадка. И опять зелень, зелень – не зря же Дом-санаторий. Он такой единственный Детдом. Идешь в школу – не заблудишься. И все свои. И все свое. И все открыто и радуется тебе…

Когда особенно взгрустнется, Вика чаще всего бежит к Надежде Петровне в библиотеку. И, всхлипывая на ее ладони, слышит: «Нет такого ребенка, который сам захотел оказаться в неродном доме. Просто дети не могут сопротивляться судьбе в силу своей беспомощности, здесь главное – не сдаться, не потерять себя.

Глупо называть индивидуальной работой «материнскую жилочку».

Каждому возрасту свое время

Дом-то Дом, да не все так просто. К сожалению, среди детей-сирот – а только они его и заселяют – трудно найти здоровых по разным причинам.

«Очень часто люди думают, будто все мы умственно отсталые, физически неполноценные и бездушные люди. Мы совсем не такие». (Из конкурсной работы Виктории Луканиной).

– Честно говоря, – признается Надежда Петровна, – мы, сотрудники Дома, не важно, на каких должностях состоим, стараемся делать так, чтобы в этом Доме ребятам было хорошо и уютно. И всяк по-своему воспитывает здесь. И мы к ним относимся как к обычным детям, живущим рядом с нами. Школа у нас сильная, программы мощные, поблажек не делаем. Конечно, сложности возникают, когда ребенок приходит в школу с улицы, чаще всего это дети и социально запущенные, и педагогически. Многих – не всех – удается «вытащить». Для таких, – говорит Молодцова, – нахожу свои обходные пути. Например, у нас в библиотеке очень приличная периодика. Журналы и проще читать, и интереснее. Скажем, это «Страна игр» или «За рулем» – никогда не знаешь, где «гуляют». Ими пацаны увлекаются. Пристрастие же девочек… Ну первым делом любимые сериалы. С малышами, конечно, все легче – возраст благодарный. В первом классе провожу библиотечный урок. Рассказываю все от и до – как устроена библиотека и что такое книга…

А начинает ребенок читать со сказок, разумеется. Я, кстати, заметила, что этот жанр литературы можно изучать в любом возрасте.

А дальше, как водится, – хитрого мало. «Традиционные недели литературы» с играми, конкурсами, викторинами.

Ей хочется, чтобы это было ярко, сочно, энергично.

Я работаю со всеми коллегами в контакте. Ну а уж с литераторами сам Бог велел. Проводим с Валентиной Романовной Николаенко конкурс сочинений.

Ну а что касается чисто учебной работы, так ее можно сделать не менее увлекательной. Например, во 2-3-м, когда начинают изучать Пришвина, мы с коллегами заранее договариваемся, что учитель в классе готовит, а что я ребятам – «на перемене».

Кстати, стараюсь к открытому фонду малышей приучить сразу, с первого класса.

– А если возьмет что-то «не то»?

– Осторожно советую: эта книжечка тяжеловата, подожди, давай я тебе лучше собачку дам. Каждому возрасту свое время.

Внимание!

Пожалуй, самые первые наши читатели – это школьные библиотекари. Именно от вас зачастую зависит, дойдет ли наша газета до учителя. Сегодняшний библиотекарь разительно отличается от тех, кто работал 10-20 лет назад. Во многих библиотеках появились компьютеры, электронные учебники, медиатеки, видеомагнитофоны, музыкальные центры… А значит, есть возможность провести в библиотеке интегрированные уроки музыки и истории, живописи и литературы… Сегодня мы объявляем конкурс для библиотекарей образовательных учреждений всех уровней на лучшее эссе об опыте своей работы. Мы ждем от вас рассказа о новых технологиях, применяемых вами, об уроках, внеклассных мероприятиях, которые проходят в вашей библиотеке.

Присланные на конкурс работы будут оцениваться специальным жюри.

Победителей в номинации ждут призы. Срок подачи разработок до 1 октября 2005 года.

Ждем ваши эссе по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, строение 1, редакция «УГ».

– Осторожно советую: эта книжечка тяжеловата, подожди, давай я тебе лучше собачку дам. .

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте