search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Брянская гимназия, где произошла стрельба, переводится на дистанционное обучение Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Пятого декабря отмечают День волонтера Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Роль учителя в формировании межкультурного диалога Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов В Самаре пройдет XVII Всероссийский форум «Педагогическая гавань» В Вологодской области молодым учителям выделят средства на первоначальный взнос по ипотеке
0

Дети читают

Утверждение? Вопрос? Восклицание?

По результатам недавнего опроса ВЦИОМ, за последние полгода почти половина россиян (44%) прочитали не больше пяти книг, а почти треть опрошенных (30%) не прочитали ни одной. Об этом пишет РИА «Новости». Давайте разберемся, как обстоят дела среди подрастающего поколения.

Дети читают… Обратите внимание – насколько меняется смысл от интонации предложения. Что это – утверждение? Вопрос? Восклицание?

Формула «читающие дети растут у читающих родителей», по моим наблюдениям, чаще всего бывает верна, хотя не без исключений. Но не стоит забывать о том, что наши читательские привычки формировались в совершенно другое время. Доинтернетное, библиотечное, догаджетное. В те времена у книг было два основных соперника – двор и занятия в кружках. Двор как функция почти исчез (не повсеместно, но в мегаполисах точно).

Кружков, которые теперь называются дополнительными занятиями, стало больше, поскольку в настоящее время родители решают, чем будет заниматься ребенок в свободное время. До книг ли?.. И все-таки есть семьи, которые формируют у детей привычку к чтению. Практика семейного чтения вслух иногда приносит на удивление хорошие результаты.

Выбор чтения в годы нашего детства зависел от семейных библиотек. Сейчас конкуренции книгам на несколько порядков больше. Но больше и книг. Причем для самых разных возрастов – от пестушек и потешек, книг-игрушек, которые можно пробовать на первый зубок, до юношеских изданий, поднимающих самую серьезную проблематику: темы взаимоотношений полов, военные, психологических травм, мрачных страниц истории… Достаточно ознакомить ребенка с книгой раньше, чем со смартфоном или планшетом. Импринтинг – понятие биологическое, его никто не отменял. А дальше – показывать направления и (что касается школы) не отбивать желания читать.

В других случаях гаджеты – те самые, которые «зло», – могут послужить неплохими помощниками в нелегком деле введения в чтение. Никогда не надо заставлять детей делать выбор между «живой» книгой и гаджетом. Часто к тому же предлагают читать раритеты – книги своего детства. Тогда как процессы современного книгоиздания ушли далеко вперед, и то, что годилось для поколения 80‑х, никак не подходит нынешним юным читателям даже визуально, не говоря о содержании.

Книги в виде электронного текста, закачанные в ридер, ничуть не хуже. По крайней мере, для подростка, которому для привлечения внимания не требуются картинки, иллюстрации. А вот шанс найти интересную книгу самому, да еще опробовать заодно все опции новой читалки, вашему подростку точно понравится. И еще есть аудиокниги, записанные как авторами, так и актерами. Ассортимент очень широк, к тому же их можно слушать на прогулке, на тренировке, в поездке и так далее. Вариантов немало.

Мнения о том, можно ли привить детям любовь к чтению, от организаторов и членов жюри премий в области детлита.

 

Ольга ПОТАПОВА, замдиректора Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи имени В.П.Крапивина (премия имени В.П.Крапивина):

– Универсального рецепта нет. Книга должна быть частью повседневной жизни ребенка и семьи. Книжки-картоночки, книжки-игрушки, книжки с окошками – малыш привыкает к книге как к предмету. Потом в ней открываются новые смыслы, требующие рассматривания и чтения. Совместное чтение и позже обмен мнениями с другими людьми – книга как повод к коммуникации. Нельзя не упомянуть знаменитую книгу Даниэля Пеннака «Как роман» и его Декларацию прав читателя. Пеннак не только дает советы, касающиеся детского чтения, его книга может напомнить потерявшимся в повседневной суете взрослым о том, что может значить для читающего книга.

 

Михаил ПЕРШИН, писатель, куратор премии «Большая сказка» имени Э.Н.Успенского:

– Что можно сделать, чтобы привить ребенку, а затем подростку любовь к книгам, к чтению? То же, что в любом другом направлении воспитания, – сначала стать самому таким, каким ты хочешь видеть ребенка, а потом – что еще сложнее! – заслужить его уважение и стать для него неким эталоном. Это относится и к поведению за столом, и к занятиям спортом, и к чтению. В первую очередь читать самим. Если ребенок слышит: «Читай, читай!» и при этом видит, что ни папа, ни мама не читают, толку от этих указаний будет немного. Оглянитесь вокруг: много ли взрослых регулярно читают, причем не посты в Сети или даже статьи в газетах, а книги, толстые журналы? Я уже не говорю о сборниках стихов. Так чего же требовать от детей? И, конечно, нужно обсуждать с ребенком прочитанное, причем не втолковывая ему, как нужно понимать то-то и се-то, а спрашивать его мнение. Пусть он даже скажет глупость, если вы с вниманием отнесетесь к его словам, даже и поспорите, но не так: «Ты ничего не понял», это само по себе будет для него стимулом для дальнейшего чтения.

Количество книжных магазинов сократилось, по приблизительным данным, в 8 раз. Да, Интернет, ЛитРес, «Лабиринт» и другие ресурсы. Но они, то есть их доступность, сформировали зачастую чисто потребительское отношение к писателю. Покупатель, он же клиент, он же потребитель…

Помочь воспитать вкус – это дело родителей. И показать многообразие мира книг – тоже. В книжном мире ребенку нужны лоцманы и навигаторы. Тут следует поблагодарить критиков и писателей (детских и взрослых), многие из которых составляют свои вишлисты: Жвалевский и Пастернак рекомендуют, Евгения Шафферт рекомендует, Галина Юзефович рекомендует и т. д. и т. п. Подростки любят книги дуэта Жвалевский – Пастернак и поэтому доверяют им в выборе книг, прислушиваются к ним.

Сами родители в ряду авторов, наиболее уважаемых подростками, называют Джоан Роулинг, Наринэ Абгарян, Стивена Кинга, других мастеров фантастики… Нередок и такой рефрен: «Моя 12‑летка читает все, кроме школьной программы».

И вот он, камень преткновения.

 

Сейчас, как никогда, пожалуй, заметно отставание школьной программы от современности. И это несмотря на все попытки обновления, когда в списках дополнительной литературы оказываются любимые книги… любимые предыдущим поколением: «Хоббит», «Хроники Нарнии». Еще лучше, если в этих списках дети видят и Джоан Роулинг с «Гарри Поттером». Как известно, история Мальчика, Который Выжил, вернула к чтению многих детей из разных стран. И сегодня подростки начинают читать именно с «Гарри Поттера». Впрочем, прорываются к читателю-школьнику и отдельные отечественные современные авторы типа Нины Дашевской, но очень-очень избирательно и не везде.

Недаром нынче существует такой спрос на всевозможные литературные курсы и клубы от известных писателей. Потому что большинству детей для понимания классики и пробуждения интереса к ней нужен посредник, и это точно не школьный учитель. А писатели, среди которых много профессиональных филологов и педагогов, с задачей посредника справляются прекрасно, у них получается подружить героев прошлого с современностью, найти точки соприкосновения. А вот следующая ступень, то есть собственное литературное творчество подростков, требует большей осмотрительности. Ведь за «вундеркиндность» иногда приходится потом платить не родителям, а детям. И не деньгами…

Предложения со всех сторон звучат самые разные. Например, каждое знаковое произведение (тех же «Онегина», «Войну и мир») изучать не как сейчас – за 8-10 часов, а в несколько раз дольше. Метод глубокого погружения. Что же касается начальной школы, то здесь намного важнее просто привить любовь к литературе. А для этого достаточно было бы литературного слушания (взамен литературного чтения – с ответами, тестами и обязательными дневниками читателя)… Очевидно одно: нужно находить новые формы преподавания школьной литературы. (Уточню: мы говорим о государственных школах с программой по ФГОС.) Скорее всего, литература должна преподаваться в контексте эпохи – истории, культуры. Тут нужен комплексный подход.

Сейчас ведутся оживленные дискуссии на тему введения в школьную программу киноуроков. Прежде всего предполагаются, конечно, лучшие экранизации школьной классики, а кроме того, фильмы о Великой Отечественной войне. Идея сама по себе неплохая, если при этом ни один ребенок не пострадает от дополнительных нагрузок, поскольку школьная программа и так переполнена. А вот мнение эксперта.

 

«Это один из мифов – про читающих детей в предыдущих поколениях», – считает Леонид КЛЕЙН

Леонид КЛЕЙН, старший преподаватель РАНХиГС, российский журналист, радиоведущий:

– Когда я начинал работать в школе в 1992 году, до появления компьютеров, читающих детей в классе было от 5 до 10%. Мне кажется, что этот процент существенно не изменился, может быть, незначительно уменьшился. Так что читающих детей всегда было немного. Это один из мифов – про читающих детей в предыдущих поколениях. Мне кажется, что невозможно вдохновить и даже, если угодно, воспитать, привить любовь к литературе с помощью текстов, которые были написаны 150-200 лет назад. У нас сейчас вместо литературы кастрированный вариант истории литературы. Мне представляется, что дело не в классике, а в количестве произведений, в обязательности их, в хронологическом порядке. И вообще в целом вызывает сомнение идея, что нужно идти вперед с головой, повернутой назад. Конечно, мне кажется, что это надо менять. Но пока это у нас все очень сильно зацементировано…

Я как минимум сократил бы количество изучаемых произведений, изучал бы их дольше, свободнее, дал бы учителю гораздо больше свободы на пространстве, где будет буквально 20-30% от школьной программы. Дальше должен быть выбор школы, выбор учителя. А не сплошные методички. Далеко не все тексты, что называется, одинаково полезны, и не потому что они плохие. Они хороши для филолога, для историка литературы, а ребенку нужна не история литературы. Ему надо, чтобы ему понравилось, зацепило его. Пример – Некрасов и его «Кому на Руси жить хорошо». Кто-то читает это с удовольствием?.. Эта вещь хороша больше для уроков истории. А мощной любовной лирики Некрасова – того, что как раз цепляет, – в школьной программе нет. Неужели нам нужен литературный музей вместо живого изучения литературы?.. Или еще аспект: что, разве все главные произведения мировой литературы написаны в России?.. Очень сильный крен. На Шекспира отводится всего два часа. Это мы так растим патриотов?.. На самом деле нет: мы растим людей, не читающих тексты.

 

Марина ТЕРЕХОВА, кандидат филологических наук, библиотекарь (Санкт-Петербург), на вопрос о том, читают ли дети и какова роль чтения в школе, отвечает так:

– Первое, что стоит сделать, – определиться с тем, что мы вкладываем в значение глагола «читают». Если мы договариваемся считать чтением только чтение художественной литературы – то это одно. Если мы считаем чтением любое взаимодействие с написанным буквами текстом – другое.

Я считаю, что дети читают. Но подозреваю, откуда растут ноги у распространенного мнения, что нет, не читают: они читают не то, что мы хотим, чтобы они читали.

В школе… Измениться, конечно, может. В жизни всегда есть место чуду. Но это вряд ли произойдет в обозримом будущем. Потому что прошлое нам известно плюс-минус. А под стремительно меняющееся настоящее и поливариантное будущее надо так же стремительно и смело меняться самим. Мало кто жаждет этих изменений.

Ольга КОРОБКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте