search
main
0

Дети болеют от безделья. А также от скуки и учебного стресса

Цитата, вынесенная в заголовок, принадлежит известному российскому академику, разработчику практики развивающего обучения Василию Васильевичу Давыдову. Казалось бы, ответ найден, но в 1998 году академика не стало, а дети болеют и сегодня. Отчего же год от года статистика по «школьным» заболеваниям все более напоминает сводки с поля боя и как сделать так, чтобы дети покидали школьные стены не только умными, но и здоровыми? «Мы сможем помочь детям не болеть, если будем больше развивать индивидуальные образовательные программы и формировать школу не на основе всемерно возрастающего объема знаний, а на основе компетентностей, которыми можно овладеть и благодаря этому освоить любые знания», – убежден директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь РЕМОРЕНКО.

– Игорь Михайлович, как сохранить здоровье ребенка в школе?

– Тема здоровья детей в школе всегда обсуждается в двух иногда соперничающих между собой ипостасях. Во-первых, отмечается, что школьная среда, нормы отношений и правила школьного поведения – все это должно в максимальной степени не ухудшать здоровье детей. Во-вторых, это тематика здоровья, то есть то, что некие поведенческие стереотипы, позитивный взгляд человека на проблему здоровья тоже должны обеспечиваться школой. В последнем случае речь идет уже не о среде, а о некоторых установках, интересах и ценностях человека. Первый подход подразумевает максимальное обустройство среды, необходимость сделать ее предельно комфортной для здоровья, а второй – выработать у человека позицию, при которой он самостоятельно и осознанно хотел бы заниматься своим здоровьем.

Если говорить об инициативе «Наша новая школа», то одно из пяти ее ведущих направлений – это как раз здоровье школьников. Когда инициатива только обсуждалась, дискуссия шла между двумя вышеозначенными подходами. С одной стороны, коллеги говорили о том, что необходимо усиливать методы контроля над здоровьем школьников, мониторить, анализировать и выявлять проблемы со здоровьем. А с другой – речь шла о том, что необходимо максимальным образом стимулировать все предпосылки для здорового образа жизни. Надо сказать, что в нынешнем формате инициативы «Наша новая школа» и тот и другой подход нашел свое отражение.

– И какими методами вы планируете добиться реализации этих подходов?

– Возьмем, например, то, что касается собственно контроля над здоровьем. В перспективе в каждой школе должны появиться индивидуальные карты здоровья. Некоторые школы сейчас уже заводят такие карты в рамках перехода на электронный документооборот. Суть в том, чтобы у ребят в течение всего обучения в школе велась карточка, где было бы запечатлено, какие проблемы со здоровьем у них были. То есть если ребенок, например, не ходил на физкультуру какое-то время, а после перехода в другую школу вдруг начал посещать занятия, эта карточка поможет предотвратить возможные негативные последствия. Конкретные упражнения, задания, которые ребята выполняют на уроках физкультуры, могут быть скорректированы.

Еще один момент, связанный с контролем, – это школьное питание. У нас сейчас идет проект по школьному питанию. Многие регионы дополняют этот проект какими-то своими доработками. Например, Воронежская область начала реализовывать проект «Школьное молоко». И наконец, необходимо проведение регулярной диспансеризации.

Мы в свою очередь считаем, что в этом контексте надо одновременно обсуждать и благоприятную школьную среду. Например, антивандальные стекла, которые разбиваются, но не режут, или экологически чистые материалы при отделке школ. Все наши задумки также развиваются в рамках этого направления. И конечно, отдельные моменты, связанные именно с безопасной школьной средой, мы планируем опубликовать на сайте «Безопасность наших школ» (http://www.schoolsave.ru/).

Второе направление – это создание стимулов для здорового образа жизни. Даже в послании Президента РФ говорилось о том, что индивидуальный подход в образовательном процессе должен рассматриваться в русле идеи сохранения здоровья. Когда на уроке скучно, муторно и неинтересно, то здоровье ухудшается. Когда же, напротив, материал подается захватывающе, а содержание урока «цепляет» школьника, то стрессовые ситуации и всё, что связано с насилием над собой, уходит, и здоровье не только сохраняется, но и укрепляется.

Соответственно все, что мы делаем по профильному обучению, по индивидуализации образовательных программ, по введению дополнительных штатных единиц в школы, по обновлению подходов к преподаванию, тоже находится в русле создания стимулов для ведения здорового образа жизни. Человек сам задумывается, чего он хочет, формулирует цели и задачи образования, а все, что связано с реализацией образовательных программ, ему не претит. Конечно, в такой среде он меньше испытывает стрессовые факторы, меньше заставляет себя делать то, что ему не интересно.

– Нередко можно наблюдать картину: идет первоклашка метр с кепкой ростом, а за спиной рюкзак, который и по размеру, и по весу больше, чем ребенок. Как уберечь школьника от такой чрезмерной физической нагрузки?

– Наша работа в том числе связана и с уменьшением агрессивности школьной среды. Изначально школа была создана как достаточно агрессивный институт: некоторые особым образом отобранные знания старшего поколения передаются поколению молодому. Сформирована некая машина передачи знаний. А учебники – составляющая часть этой машины.

В настоящее время в Москве и ряде других регионов реализуется проект так называемых модульных школьных учебников. То есть толстый учебник разбивается на части, и можно набрать эти самые части, скажем, только на первую четверть. Носить с собой приходится лишь несколько легких учебников. Современные ГОСТы учебной литературы это делать позволяют, а мы со своей стороны всячески поддерживаем и пропагандируем такие учебники.

– Игорь Михайлович, если говорить о том, что дети болеют от безделья, то приходит на ум зарубежный опыт. В частности, в Южной Корее школьный день начинается с половины седьмого утра и длится до одиннадцати вечера. Как вы считаете, насколько адекватна такая практика борьбы с бездельем?

– Я более знаком с опытом Китая. Учиться они начинают с половины восьмого утра, и в течение всего школьного времени у них проходит несколько занятий на стадионе. Ребята приходят в школу уже в спортивных костюмах и в зависимости от возраста три или четыре раза в день делают двадцатиминутную зарядку на школьном стадионе. То есть они усиленно и массово занимаются спортом.

Однако даже при такой интенсивности образовательных программ надо учитывать, что процент поступления в вузы в Китае в несколько раз ниже, чем выпуск школьников. То есть их стремление учиться и введение таких интенсивных школьных программ объяснимы, так как до вузов доходят далеко не все. При этом стоит напомнить, что в Китае достаточно большой процент юношеских суицидов и психологических срывов.

Но даже в китайских школах при очень жесткой организации обучения, в том числе и строгой обязательности физических нагрузок, у них есть возможность выбора и самореализации. Во второй половине дня ребята могут пойти в любую секцию по выбору. То есть даже в Китае понимают, что иначе человек и его позитивное отношение к своему здоровью не формируются.

NB!

К факторам риска для здоровья российских школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести снижение их физической активности, чрезмерную интенсивность образовательного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, ухудшение качества питания и материально-технического оснащения образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте