Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Детей учит то, что их окружает. Методика Марии Монтессори мотивирует ребенка действовать, познавать и принимать решения

Учительская газета, №06 от 7 февраля 2017. Читать номер
Автор:

Назови любому взрослому человеку в Вилючинске адрес «улица Победы, 29», и тебе не только покажут, как туда пройти или проехать, но и много чего расскажут про детский сад №6 «Журавушка». Вилючинцы гордятся «Журавушкой». Он ведь единственный такой не только в городе, но и во всем Камчатском крае. Спроси, кто там директор, и тебе без запинки ответят: «Как кто? А разве вы не знаете? Сабадаш Галина Васильевна. Наша легенда».

У Галины Васильевны в детском саду двенадцать групп. Из них три – группы Монтессори. Первая такая группа появилась двадцать лет назад. В группе создали несколько зон. Это обязательное условие. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие практические навыки. Например, дети от года до трех учатся щеткой с совком подметать пол, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, одевать-раздевать кукол. Старшие дети учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые отличаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобным материалом развивают моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также память и внимание. В математической зоне расположены материалы, которые помогают малышам освоить счет, ознакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. В языковой зоне находятся пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса: фактурные буквы, коробки с картинками, кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв. А космическая зона знакомит малышей с Вселенной, окружающей средой, загадками природы, погодой, культурой и обычаями народов мира. «Учебный процесс по Монтессори требует очень солидных вложений. Меня привлекает в этой педагогике то, что вся она построена на развитии самостоятельности ребенка, – признается Галина Васильевна. – И эта педагогика становится все более востребованной как родителями, так и педагогами дошкольного образования». Детский сад уже шесть лет как стажировочная площадка. Сюда едут со всего края посмотреть, как внедряют новый федеральный государственный стандарт, как реализуют познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность, как повышают свою квалификацию сотрудники, как организовано дополнительное образование и как можно жить без добровольных пожертвований родителей и платных услуг. Но надо сказать, что все-таки самой популярной остается тема «Применение Монтессори-материала в работе с детьми традиционных групп». В последнее время в шестой детский сад стали заглядывать не только воспитатели, заместители руководителей, заведующие дошкольными образовательными учреждениями, но и студенты педколледжа из краевого центра. Тема оказалась настолько востребованной, что был заключен договор о сотрудничестве. Галина Васильевна считает, что главное в педагогике Монтессори – дети до всего могут дойти сами: «Мы только помогаем, только направляем их поиск, стимулируем любопытство. Думаю, нам это удается. У нас как-то проводила курсы повышения квалификации создатель и многие годы бессменный председатель Межрегиональной Монтессори-ассоциации Надежда Смирнова. Так она, посмотрев на то, что мы делаем, поговорив с нашими специалистами, сказала, что и не подозревала, что вдали от центра можно работать на таком высоком уровне». Всего несколько цифр. В детском саду трудятся четверо почетных работников общего образования Российской Федерации и один заслуженный учитель России. Еще четверо сотрудников награждены грамотами федерального Министерства образования и науки. За последние три года все сотрудники прошли курсы повышения квалификации, а некоторые даже дважды. Темы освоенных курсов касаются всех аспектов деятельности дошкольного образовательного учреждения, но так или иначе все они связаны с федеральными государственными стандартами, их содержанием, механизмами реализации. Всего в детском саду 229 воспитанников и 37 педагогических работников, 35 из которых имеют педагогическое образование, в том числе больше половины – высшее. Кстати, средний возраст педагогических работников чуть больше сорока. И этот фактор, по мнению Галины Васильевны, играет ключевую роль для успешной работы. Здесь никому не отказывают в приеме. Но с теми родителями, которые хотели бы отдать детей в группу Монтессори, ведут подготовительную работу: на специальных встречах рассказывают о методике, приемах и технологиях, о том, что детям потребуется серьезная родительская поддержка. «Родители должны быть готовы работать вместе с педагогами над тем, чтобы детям было комфортно обучаться, чтобы они не существовали в двух разных образовательных реальностях – дома и в детском саду. Для нас важнее всего – готовность родителей к тому, что их ребенок будет заниматься именно по методике Монтессори», – утверждает Галина Васильевна. В детском саду родителей знакомят с правилами, которым вскоре придется следовать их чадам. Правил немного, и они просты. Но их соблюдение вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверенно, воспитывает в них терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым. Вот эти правила: «То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. (Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.) Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. (Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.) Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. (Это развивает уважение в детях к другим людям.) Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. (Таким образом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.)». В октябре-ноябре педагоги, выпустившие свои группы, отправляются к своим бывшим воспитанникам в близлежащие школы, посещают занятия, общаются с педагогами и возвращаются домой – а «Журавушку» они считают своим домом – довольные. Дети в школе очень легко общаются со сверстниками, задают умные вопросы, умеют реагировать на новую внезапно возникшую ситуацию. Говорят, что как-то директор педагогического колледжа задала бывшему выпускнику детского сада вопрос. Тот ей отвечает: «Вы неправильно сформулировали вопрос. Его нужно задавать вот так». Директор подумала-подумала и согласилась. Заходим в группу. Дети одеваются. Увидели нас. Почти в один голос: «Ой, здравствуйте!» – «Вы куда?» – «На лыжах кататься». – «Не замерзнете?» – «Ну что вы! Мы же закаленные!» Воспитателем в этой группе работает Ирина Владимировна Рякина. «Та самая Рякина, что стала пару лет назад воспитателем года в крае?» – «Та самая», – улыбается. «Сколько денег дали за победу?» – «140 тысяч». – «Детскому саду или вам лично?» – «Мне». – «Что вы с ними сделали?» – «Что-то купила для группы, что-то пожертвовала храму». – «Муж не обиделся, что домой ничего не принесли?» – «Что-то все-таки принесла. Компьютер себе купила». – «Чем вас привлекает работа в группе Монтессори?» – «Я работала в традиционной группе. Там было хорошо, но, если мне предложат сейчас вернуться туда, я откажусь. Не только потому, что здесь моя семья. Я всю жизнь мечтала, чтобы у меня были братья и сестры, но не случилось. Теперь эта группа заменяет мне многодетную семью. Если следовать заповедям Монтессори, можно столько сделать для ребенка! Вы только вслушайтесь в ее аксиомы: «Детей учит то, что их окружает. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться. Если с ребенком честны – он учится справедливости. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь». Эти слова, как «Отче наш», каждый воспитатель, учитель, педагог должен повторять каждый божий день». … Забыл сказать, что Галина Васильевна может похвастаться самым большим бассейном среди образовательных организаций Камчатки. И еще у нее роскошный зимний сад, за которым ухаживает специально обученный человек. Ветвистые пальмы, стройный бамбук, резные листья монстеры создают таинственную атмосферу путешествий и приключений. В ветвях тропических деревьев кричат попугаи…Вернувшиеся с лыжной прогулки дети, раздевшись, усаживаются в сказочном саду. Тихо, ни звука. Даже птицы смолкли. Малыши слушают, как шумит вода: то ли ручеек, то ли фонтанчик. Эту музыку можно слушать бесконечно. А за окнами начинает падать разлапистый камчатский снег… г. Вилючинск, Камчатский край


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту