search
main
0

Десятая клепка. «Отдай меня за того, что ложечки струже»

Куда ни кинешь взгляд вокруг сельских изб, везде натыкаешься на что-нибудь деревянное, наспех или, наоборот, тщательно, для долгой службы сколоченное, подбитое, выдолбленное, подтесанное. С раннего детства сельский человек учился управляться с инструментом. Он необходим был ему и в доме, и на подворье, и на ниве, и в дороге. И везде, как бы скудно он ни жил, требовались ему бондарные изделия, клепаная посуда. В натуральном хозяйстве не обойтись было без квашни, ушата, лохани, подойника, ведра, кадки и кадушки для засолки капусты, огурцов, грибов, чаны и бочки различных размеров. Когда-то их изготовляли мастера-«древодельцы», позже – бондари, бочары, обручники.

Бондари

Главная деталь бочек и кадушек – клепка. Клепки выстругивались из крепких пород, в основном из дуба, и обрабатывались стругом на особой скамье – «бондарской лавке». Нет клепок – нет и работы для бондаря, а значит, без толку собирать урожай, который все равно негде хранить. «Бесклепным» называли бестолкового, ни к какому ремеслу непригодного человека. Про такого еще говорили: «У него десятой клепки в голове не хватает». Без всех клепок в голове нечего было браться бондарю за работу – бочарное ремесло требовало от мастера и расчета, и сметки, и умения. Ведь прорезывание пазов в клепках, куда вставлялось днище (так называемых «уторов») было достаточно сложной операцией. Она проводилась с помощью кривого струга – «уторника». Днище (одно или два) вставлялось в уже скрепленную обручами заготовку. Обручи натягивались специальным инструментом – «натягачем». Раньше употребляли деревянные обручи («виткой» украинские бондари называли обручи, выгнутые из молодой ели или орешника), позже стали делать их из железа. Выступы клепок и заусеницы на готовых изделиях состругивались выгнутыми ножами с двумя ручками.

Рогожники

Соломенная или сплетенная из рогоза шляпа-брыль была универсальным головным убором селян, защищающая от солнца и дождя. Некоторые исследователи даже склонны видеть в славянском брыле итальянское «ombrella» – зонтик.

Издавна самыми удобными и выгодными поселениями считались сельбища и хуторки по берегам рек и озер. Их густая растительность и кормила, и одевала бережан. Особенно приглянулся им рогоз, которому нашлось применение и на столе, и в быту. «Покинь сани, возьми воз, та й поедем по рогоз», – не уставали напевать весенние птахи, скажем, жителям приднепровских сел.

Рогоз оказался и идеальным материалом для плетения. Рыбаки из него плели маты, которыми перегораживали протоки, а медовую добычу плавневые пчелы несли в ульи-«кошарки», сплетенные пасечниками из рогоза. Позднее так стали называть и плетенку из куги, мочал и даже всякую грубую ткань, мешковину. «Широка рогожа, да грош ей цена», – усмехались покупатели, торгуясь с продавцами рогож. Те же не уставали нахваливать свой товар: «Рогожный парусок лучше крашеных весел, рогожный куль надежней бумазейного мешка».

Листья рогоза заплетали в косы разной длины и толщины. Работа несложная. Мастер плел руками, однако одновременно мог и языком приплести какую-нибудь бывальщину, если рядом были благодарные слушатели. А вот когда уже приходилось навощенной ниткой сшивать косы, непосредственно формируя изделие, тут лясы точить некогда. А вообще существовало множество способов рогозового плетения. Многие из них в совершенстве освоили и современные мастера.

Что помнится, то воротится. Циновки, коврики, подставки, картузы, брыли, тапочки, сумки, корзинки из рогоза – очередь за этими и многими другими изделиями, может, и не выстраивается, однако желающие приобрести вещицу из «живого» материала всегда находятся.

Ложкари

Ложкарство – очень древний промысел. Сначала ложки были глиняными,потом их стали вырезать из клена, липы, осины, вербы, груши. «Набить» баклуш (чурочек-заготовок для ложек) может каждый, в принципе несложно и простую хлебалку выстругать, а вот для того, чтобы с помощью кривого резца вырезать, скажем, «тонкую» ложку, а потом еще и расписать ее, удовлетворив требование капризного заказчика, нужно и попотеть, и пораскинуть умом.

На ложки всегда был спрос, а потому ремесло ложечника (особенно если он еще обладал даром художника) считалось весьма престижным и хлебным. «Ой, мамцю моя, затужила дуже! Отдай меня за такого, что ложечки струже», – пели девчата на выданье в украинских селах. Во всяком случае, выходя замуж за мастеров-ложкарей, они были спокойны за свое кухонное хозяйство и содержимое горшков, которые всегда находили работу ложкам гостей…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте