search
main
0

Десять лет спустя

Окружающий мир, по мнению Федана Гафарова, не раскладывается на биологию, химию, физику

Как часто бывает в судьбе хороших педагогов, началось все с любви к учителю, к предмету, который тот вел, затем к учительству как таковому. Федан Гафаров, успевая по многим предметам и окончив школу с медалью, подал документы в единственный вуз – педагогический. Он не страдал мучительным выбором многих сверстников: «Кем быть?» Семья поддержала его решение. Окончил естественно-географический факультет Башкирского государственного педагогического университета и вот уже десять лет преподает биологию и химию. Считает себя больше биологом. «Хотя в биологии без химии никуда», – всегда добавляет Федан Фаясович.

Для Федана Гафарова важна обратная связь – широко распахнутые от любопытства глаза учеников

Так что же, все в его жизни складывалось ровно, естественно, без ситуации выбора? Не всегда. После университета не сразу удалось трудо­устроиться. В Уфе, где учился, не было собственного жилья, а зарплата начинающего педагога не позволяла снимать квартиру в столице республики. Разместил резюме в Интернете и получил приглашение на Камчатку.
«Фантастическое место! О нем не рассказать, надо увидеть, – говорит Федан Гафаров. – Найдите возможность побывать! Я очень рад, что в моей жизни были восемь лет, которые я провел на этом «краю земли».

Сначала общеобразовательная школа, учитель, затем Центр дополнительного образования, директор. Годы шли, на родину, где жили все близкие, тянуло сильнее и сильнее. И вот он, выбор. Остаться на обжитом месте, где знали и ценили, где уже заложена база, или начать все сначала, но рядом с семьей? Федан Гафаров вернулся в Башкирию.

Биология максимально приближена к человеку

Центр образования №95 Уфы. Почему «центр», а не привычное «школа»? Есть отличия. В 2013 году обычная общеобразовательная школа вступила в проект по инклюзивному обучению и работает в этом направлении до сих пор. Действуют четыре коррекционных класса. Сюда родители приводят детей с особыми возможностями здоровья.

Другая отличительная черта центра – здесь выстраивается образовательная вертикаль. Несколько лет реализуется проект «Школа – вуз», а с недавних пор еще и «Детский сад – школа». Часть здания переоборудована, и 80 дошколят самого нежного возраста, до трех лет, проводят дни в полезных играх, чтобы потом прий­ти сюда же на учебу. Преемственность между уровнями образования дает прекрасные возможности для адаптации.

С 2019 года Федан Фаясович Гафаров преподает в образовательном центре №95 биологию и химию с 5‑го по 11‑й класс.

Не секрет, по-хорошему прагматичные современные дети сориентированы, особенно в старших классах, на ЕГЭ. Надо будет сдавать предмет на экзамене – ему большое внимание. Не надо сдавать – а зачем эти уроки нужны? Как убедить ребенка, что и другие знания в жизни пригодятся? «Каждый урок мы, учителя, доказываем практическую значимость тех знаний, которые даем детям», – говорит Федан Гафаров.

Биология же тот предмет, который максимально приближен к человеку, найти связь между теорией и реальностью здесь легко. Например, раздел «Анатомия», тема «Влияние физических нагрузок на изменение частоты сердечных сокращений». Дети с удовольствием измеряют пульс до и после физических упражнений. Когда же идет изучение мышц, можно пригласить к доске смельчака, желающего продемонстрировать бицепсы.

В образовательном центре №95 нет профильных выпускных классов. Преподаватель может извлечь из этого плюсы. Дети, которые не в полной мере определились в выборе дальнейшего пути, не зациклены на конкретных предметах, открыты разным знаниям. Учитель имеет возможность и значимость своего предмета подчеркнуть, и профориентацию попутно провести. В прошлом выпуске никто не сдавал биологию в рамках ЕГЭ. Теперь есть два десятиклассника, сориентированных на данный предмет.

Воспитание помогает образованию

Третий год Федан Фаясович является классным руководителем, сейчас его дети – девятиклассники, их ожидает первый серьезный жизненный экзамен – на получение аттестата об общем образовании.

– Вам больше нравится преподавание своего предмета или чувствуете удовольствие от ведения класса?

– Мой педагогический опыт уже (или еще?) десять лет. Я сам изменился за это время.

Когда только начинал работать в школе, классное руководство казалось тяжелым бременем, дополнительной нагрузкой. Прежде всего сложно было общаться с родителями, многие из которых оказались старше меня. На тот момент во мне существовало четко сформированное убеждение, что школа – это знания, а все, что связано с воспитанием, – это к семье.

Постепенно накапливался опыт, и я понял, что воспитание детей в школе происходит постоянно. Не только на классных часах раз в неделю, а на каждом уроке. Теперь наличие классного руководства я рассматриваю как большой плюс. Я имею возможность скорректировать урок в зависимости от воспитательных целей, достичь наибольших результатов и в знаниях, и в общении с детьми.

С другой стороны, во внеурочной деятельности тоже происходит обучение. У детей популярно направление экологии, активно действует кружок «Юный эколог». Мы занимаемся исследовательской работой, наблюдаем за жизнью водоплавающих птиц, благо близко от школы находится парк. Мне как предметнику повезло, у биологии большой воспитательный потенциал. Хотя литераторы воспитательную пальму первенства могут оспорить…

– Походы, наверное, тоже способствуют и обучению, и воспитанию?

– После окончания седьмого класса мы совершили большой поход. Но потом ситуация в мире изменилась, пока нет возможности. А ведь наша республика просто располагает к изучению природы. Она очень разнообразна, здесь огромное количество красивых мест.

В годы жизни на Камчатке я тоже водил детей в походы. Там далеко не надо было ездить, поселок располагался в тундре, рядом берег Тихого океана, природа подступала к нам со всех сторон. В том числе и медведи…

– Вы насмотрелись красот!

– Еще много чего хочется увидеть. Я очень люблю путешествовать. Мечтаю побывать на Байкале, на Алтае, надеюсь, получится. Тем более что на конкурсе «Учитель года» познакомился с представителями самых разных регионов!

Конкурс как курс повышения квалификации

Буквально через пару месяцев, после того как Федан Гафаров начал работать в центре образования №95 Уфы и быстро проявил себя опытным педагогом, склонным к новаторству, ему предложили принять участие в районном этапе конкурса «Учитель года». Он не отказался.

У школы к этому моменту сформировались традиции участия в профессиональных конкурсах и появились первые успехи. Людмила Раисовна Бахтиярова в 2018 году стала победителем республиканского конкурса «Лучший учитель русского языка». А вот Федан Фаисович на старте учительского пути был уверен: «Конкурсы – не мое». Должно было пройти несколько лет, чтобы он почувствовал уверенность в себе и понял: ему есть что показать коллегам.

– Я шел на конкурс с конкретной целью. И это не была победа. Моей целью являлись профессиональный рост, знакомство с новыми людьми и интересными методиками. Для меня стала неожиданностью – приятной и ко многому обязывающей – победа на республиканском уровне.

– Что-то изменилось в ведении уроков после конкурса?

– Безусловно. Общаясь с коллегами, я увидел такие педагогические фишки, которые хочется реализовать у себя. Думаю, постепенно все, что я узнал на каждом из этапов конкурса, опробую, а самое эффективное буду применять на уроках.

– У вас есть собственные любимые методики?

– Мне очень нравится проектная деятельность. На один из этапов конкурса я вышел с данной темой. Также все больше и больше убеждаюсь в важности донесения до детей ощущения единства мира. Все, что нас окружает, в реальной жизни мы не разделяем на биологию, химию, физику. Это комплекс разных составляющих. Формируя у детей единую картину мира, мы достигаем большого образовательного результата. Здесь помогает создание межпредметных связей, именно это направление мне особо интересно.

На уроках биологии, рассчитывая массу тела или площадь листа растения, мы используем математические знания. Когда говорим о внутренних процессах человека, добавляем химические понятия. Как физические законы проявляются в биологии – для многих это оказывается открытием! Можно изучать природные объекты через описание в литературных произведениях, через полотна художников. Всем известная картина Шишкина «Утро в сосновом бору»: рассмотрите и скажите, какая здесь природная зона, какие биологические сообщества присутствуют?

Сегодня много смежных отраслей, которые и дают прорыв в науке, определяют, как будет выглядеть наш мир в будущем: биоинформатика – наука на стыке биологии, химии, физики, математики и информатики; космическая биология, нейро­биология… Важно, чтобы дети узнали об этих передовых направлениях, возможно, именно здесь они найдут свой интерес и будущую профессию.

– Биология действительно сейчас широко востребована. Многие ли из ваших сокурсников работают в школе?

– В моей группе выпуска 2010 года было 25 человек, и, если не ошибаюсь, только 6 из нас работают в педагогической сфере. Часть устроились на предприятия, связанные с медицинской техникой, медпрепаратами. Часть переквалифицировались и ушли в нефтяную промышленность, в технологии, химико-биологическое образование позволяет это. Но для меня, как вы уже поняли, вопрос о пути не стоял, я видел и вижу себя только педагогом, сейчас и в будущем.

– Но и административная деятельность вам не чужда?

– Нет! Не чужда! Одна из моих задач как заместителя директора по учебно-воспитательной работе – развитие методической службы. Хотелось бы быть полезным коллегам и донести до них тот опыт, который я приобрел, участвуя во Всероссийском конкурсе «Учитель года».

Марина РОМАНОВА, Республика Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте