search
main
0

Десять лет без переподготовки. Система повышения квалификации требует серьезной перестройки

​Новой школе нужен новый учитель – с этим тезисом, который любят повторять чиновники от образования всех уровней, трудно спорить. Чтобы быть впереди, а не позади ученика, сегодня педагог должен знать и уметь несравнимо больше, чем пять, десять лет назад. Но создает ли государство условия для того, чтобы учитель мог осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свой профессиональный уровень и соответствовать высоким требованиям, которые ему предъявляются? Планы по модернизации системы повышения квалификации работников образования и сегодняшнюю ситуацию проанализировали эксперты Общероссийского профсоюза образования.

Внимание, эксперимент!Одной из главных задач развития учительского потенциала в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» объявлена существенная перестройка системы повышения квалификации работников образования.С этой целью Департамент общего образования Минобрнауки России направил для изучения в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, письмо (от 21 сентября 2010 года №03-169) «О проектах модельных методик организации и финансирования повышения квалификации работников образования». Один из проектов разработан Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, второй – автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Институт проблем образовательной политики «Эврика».В методических рекомендациях по применению этих методик приводятся описание и модели региональных нормативных документов, регламентирующих организационные процедуры повышения квалификации работников образования.Минобрнауки России планирует в текущем году разработать федеральные требования к содержанию и организации повышения квалификации на основе направлений государственной политики, современной нормативной правовой базы в сфере образования и достижений педагогической науки и практики, а в 2012 году совместно с субъектами РФ осуществить внедрение новых моделей организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающих непрерывность и адресный подход к повышению квалификации.27 апреля 2011 года Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало и направило на согласование в государственные органы и организации проект Постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по персонифицированному финансированию системы повышения квалификации».Проектом предусматривается проведение в субъектах Российской Федерации в 2011-2014 гг. (предположительно в 30 субъектах РФ) эксперимента по персонифицированному финансированию системы повышения квалификации, направленного на апробацию и внедрение новых организационно-финансовых механизмов повышения квалификации работников образования, обеспечивающих возможность выбора работниками дополнительных профессиональных образовательных программ.По итогам эксперимента должны быть сделаны выводы об уровне эффективности персонифицированного финансирования системы повышения квалификации, подготовлены предложения по формированию нормативно-правовой основы внедрения персонифицированного финансирования системы повышения квалификации работников образования во всех регионах, а также работников федеральных государственных образовательных учреждений.Чья модель лучше?Общероссийский профсоюз образования принял участие в анализе проектов модельных методик организации и финансирования повышения квалификации работников образования, направленных Департаментом общего образования Минобрнауки России в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, изучив в том числе мнение региональных и межрегиональных организаций профсоюза по данному вопросу (Рязанской, Ростовской, Омской, Иркутской, Пензенской, Новосибирской, Красноярской, Саратовской, Владимирской, Свердловской, Тульской, Ставропольской, Краснодарской).В результате обобщения полученных замечаний и предложений специалисты аппарата профсоюза сделали следующие выводы:- модельная методика модернизации системы повышения квалификации работников общего образования (проект), предлагаемая Институтом проблем образовательной политики «Эврика», нуждается в существенной доработке, поскольку в данной методике четко выражена стратегия децентрализации системы повышения квалификации в качестве самоцели, результатом реализации которой станет разрушение единого образовательного пространства как одного из ведущих принципов образовательной политики государства, целостности системы непрерывного образования;- модель модернизации системы повышения квалификации работников общего образования, предлагаемая Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в целом с учетом высказанных замечаний, может стать рабочим документом как достаточно оптимальная, практикоприменимая модель, основанная на культурообразующих традициях российского образования в контексте приоритетов модернизации, современных реалий и эффективных инновационных практик и имеющая целью обеспечение инновационного развития системы дополнительного профессионального образования.Также было отмечено, что в представленных методиках не предусмотрен механизм финансирования переподготовки педагогических работников малокомплектных школ и школ, находящихся в отдаленных и труднодоступных районах. Сегодняшние нормативы финансирования не покрывают необходимых затрат на командирование этих работников для их переподготовки.По сведениям региональных и межрегиональных организаций, участвовавших в указанном мониторинге, в настоящее время в субъектах РФ разрабатываются и реализуются принципиально новые образовательные программы ПК:- построенные по модульному принципу и позволяющие индивидуализировать процесс повышения квалификации,- ориентируемые на различные целевые группы, включая руководителей и специалистов системы управления общего образования, руководителей школ, учителей,- реализуемые в сетевой и дистанционной формах и позволяющие привлечь к работе по повышению квалификации практиков, которые делятся с коллегами своим опытом, и др.Вводятся новые механизмы финансирования повышения квалификации:- именной образовательный чек (ваучер, бюджетный сертификат);- выделение средств на повышение квалификации через субвенцию муниципальным органам управления образованием и распределение ее между образовательными учреждениями;- направление средств на основе конкурса;- установление надбавки к заработной плате учителя на повышение квалификации;- модульно-накопительный механизм повышения квалификации, обеспечивающий непрерывность и адресность повышения квалификации и др.Вводятся новые системы учета и оценки результатов повышения квалификации.Создаются персонифицированные базы данных о повышении квалификации работников образования на региональном и муниципальном уровнях, позволяющие осуществлять мониторинг развития и совершенствования учительского корпуса.Поиск надо продолжатьНесмотря на положительные изменения, происходящие в системе повышения квалификации работников образования, следует отметить, что не всегда на практике реализуется законодательно закрепленное право* педагогических работников на повышение квалификации один раз в 5 лет. Есть случаи, когда учителя-предметники не проходили повышения квалификации более 10 лет.Действующая система повышения квалификации и переподготовки работников образования не ориентирована на мотивацию педагогов к регулярному и качественному повышению педагогического мастерства, поскольку результаты повышения квалификации напрямую не связаны со стимулированием (моральным, материальным) профессионального развития работника, его карьерного роста.Это происходит в условиях, когда повышения квалификации педагогов один раз в пять лет уже явно недостаточно, поскольку необходимо постоянно решать новые задачи по массовому освоению учителями информационных технологий, новых программ и базисных учебных планов в связи с введением ФГОС и т. д.Очевидно, что требуется дальнейший поиск новых форм организации повышения квалификации педагогических работников и их непрерывной методической поддержки в целях профессионального и личностного роста, включая обеспечение условий для возрождения самообразования (повышения квалификации на рабочем месте).Профсоюз в решении вопросов модернизации содержания, механизмов финансирования дополнительного профессионального образования может и должен играть весомую роль, отстаивая интересы педагогических работников в реализации их права на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет, участвуя в создании благоприятных условий для повышения квалификации, реализации системных мер, обеспечивающих мотивацию педагогических работников к профессиональному развитию.Готовы ли учителя к новым стандартам?Сегодня профсоюз добивается реализации права педагогических работников на повышение квалификации в связи с введением новых образовательных стандартов. В частности, изучает результаты первоочередного индивидуализированного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров начальной школы в связи с введением новых ФГОС начального общего образования с 1 сентября 2011 года.Предварительные результаты мониторинга по этому вопросу, проведенного ЦС профсоюза на основе информации, поступившей из 46 региональных и межрегиональных организаций, показывают, что повышение квалификации прошли не все учителя первых классов, руководители начальной школы и их заместители, которые с 1 сентября 2011 года приступят к работе по новым ФГОС (НОО). Отсутствие пояснительных записок к направленной в ЦС профсоюза информации не дает возможности проанализировать причины такого положения с повышением квалификации.Так, по имеющимся в ЦС профсоюза данным, первоочередное индивидуализированное повышение квалификации прошли 86,1% учителей первых классов, которые с 1 сентября 2011 года приступят к работе по новым ФГОС (НОО). При этом в Тульской области доля таких учителей составляет всего 9,9%, в Липецкой области – 28%, в Чувашской Республике – 40,1%, в Республике Калмыкия – 44,9%, в Брянской области – 58,8%.Доля управленческих кадров, прошедших повышение квалификации по вопросам перехода на ФГОС (НОО), составляет 56,5% среди руководителей и 54,1% – среди заместителей руководителей.В этих условиях задача профсоюза и его региональных организаций – добиваться максимально полного охвата педагогов и руководящих работников повышением квалификации по новым стандартам.____* С января 2011 года вступил в силу утвержденный Президентом России Федеральный закон от 27.07. 2010 №215-ФЗ «О внесении изменений в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», закрепивший право педагогических работников всех уровней образования не реже одного раза в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию образовательных программ, уровню подготовки и условиям реализации этих программ.Принятие этого закона – результат активных консультаций профсоюза и Министерства образования и науки Российской Федерации с Комитетом по образованию, фракцией «Единая Россия» в Государственной Думе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте