search
main
0

Десять дней до “залпа” Заряд в 15 миллиардов пока не готов

С 1 декабря 2001 года зарплата бюджетников будет повышена в среднем в 1,89 раза. Готовы ли к этому региональные власти?
– Вопрос не в том, что губернаторы против декабрьского повышения зарплаты бюджетникам. Абсолютно все руководители регионов считают, что повышение необходимо, однако нельзя забывать и о том, что лишь десятая часть субъектов Федерации имеет для этого финансовые возможности. Для остальных декабрьское повышение может обернуться новыми долгами.
Этот факт внушает пессимизм губернаторам дотационных регионов, и не без оснований: до сих пор долги по зарплате учителям не погашены в 42 территориях, общая же сумма задолженности (с начислениями) составляла на 9 ноября 5,068 миллиарда рублей.
Министерство труда и социального развития оценивает декабрьскую индексацию в 15 миллиардов – столько дополнительных средств должны выдать на-гора региональные бюджеты, причем только за один месяц. Если учесть обещание вице-премьера Валентины Матвиенко о пяти миллиардах рублей, направляемых в регионы в качестве финансовой помощи, остается дефицит в десять миллиардов, который регионам придется восполнять самим.
За регионы-доноры можно не беспокоиться – там средства наверняка найдутся и без правительственных трансфертов. А как выйдут из положения дотационные?
“Выступая по республиканскому телевидению, председатель правительства Карелии Сергей Катанандов заявил, что сделает все возможное для того, чтобы повысить с 1 декабря зарплату бюджетникам в 1,89 раза” – это оптимистичное сообщение я получил от Евгении Макаровой, заместителя председателя учительского профсоюза Республики Карелия. Правда, сразу возникает вопрос: каким же образом дотационный регион, задолжавший (только учителям, заметьте) 84,4 миллиона рублей, планирует справиться с повышением? Односложно на него не ответить.
В экономике есть понятия “интенсивный” и “экстенсивный” пути развития. Оба они применимы к данной ситуации. Экстенсивный путь – получить федеральный трансферт. Это наиболее легкий выход из положения, если бы не ограничения. Как водится, щедрость центра имеет предел и в принципе не может покрыть все затраты, связанные с повышением.
Что касается интенсивного пути, то он сводится к поиску собственных ресурсов, источник которых – налоги. В Карелии, как, впрочем, и в других регионах России, установлена жесткая квота: 70 процентов налоговых поступлений в районные бюджеты должны идти на зарплату бюджетников. Должны, но идут ли? Лозунгами и уговорами здесь действовать бессмысленно. Есть ли какой-то механизм давления на местные власти, финансовый, например? По словам Евгении Макаровой, в качестве такового планируется использовать федеральный трансферт: он будет распределен между теми районами, которые соблюдают квоту.
Не стоит, однако, забывать, что республика состоит не только из “прозрачных” и “непрозрачных” районных бюджетов – за ними люди, тысячи людей, чьи интересы весьма далеки от межбюджетных распрей. И в чем, скажите мне, виноваты учителя одиннадцати районов Карелии, с которыми еще не расплатились за сентябрь (всего в республике 19 районов)? А в самом северном из них – Лоухском за август зарплату не выдали…
Словом, на примере одной республики мы видим слегка уменьшенную экономическую ситуацию всей страны: благополучное меньшинство и бедное большинство. Согласен, что “уравниловка” – пережиток прошлого, но не для социальной сферы. Не должны учителя зависеть от рентабельности районных предприятий и их налоговых отчислений.
Ведь что получается? В одной стране, в одной республике, только в разных районах стоят две типовые школы, а между тем зарплату в них платят по-разному: в одной – вовремя, а в другой – с опозданием на два месяца.
С требованиями восстановить справедливость выступили на Всероссийской акции протеста не только учителя Карелии. Возвращение школ под юрисдикцию государства решило бы многие финансовые проблемы, в частности, уничтожило бы зависимость социальной сферы от платежеспособности местных бюджетов.
Что для этого нужно? С одной стороны, совсем немного, а с другой… Потребуются серьезные изменения в законодательстве, включая Гражданский и Налоговый кодексы. Впрочем, если законотворцам это покажется нецелесообразным по каким-либо соображениям – пусть прочтут Конституцию. Внимательно.
Дмитрий ЕГОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте