– Вольно! Внимание, ребята! Сегодня, как обычно, мы проводим круговую тренировку: первая учебная группа – укладка парашютов, вторая учебная группа – сборка-разборка автоматов, снаряжение магазинов, третья учебная группа – армейский рукопашный бой, четвертая учебная группа – метание ножей, пятая учебная группа – стрельба из пневматики (винтовка, пневматический пистолет). Руководители, на учебные места шагом марш! «Личный состав, два шага назад! Шагом марш!» – командует офицер. Ребят, разбившихся на группы, согласно порядку забирают руководители и разводят по разным краям большой площадки на берегу тенистого озера. Впереди занятия.
Вот растянутый во всю длину парашют. Каждый, кто прыгал с парашютом, не только десантник, знает, что делается он из специального шелка, а стропы его при небрежном обращении путаются. Поэтому сразу после приземления его необходимо уложить – специальной вязкой сплести из него некое подобие косы. Руководитель показывает, как это делается. Ребята стоят в две шеренги по обеим сторонам от парашюта и запоминают. Потом придется повторять. В беседке на столе, возле которого толпой стоит вторая учебная группа, разложен автомат. Руководитель показывает, как его собирать. Неподалеку идет тренировка по рукопашному бою. Об этом можно догадаться по хаотически мелькающим в воздухе рукам и ногам и расстеленному прямо на траве мату.
Центр «Десантник» был создан в 1998 году по инициативе ветеранов боевых действий, и по сей день продолжающих помогать и плотно сотрудничать с клубом. Не случайно среди преподавателей клуба – участник боевых действий в Югославии и Ираке Михаил Уколов и подполковник спецназа Михаил Филимонов. Да и директор лагеря Валерий Ведешин – офицер запаса военной разведки и ВДВ. Помогают воспитывать из ребят воинов и курсанты Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, и мастера спорта. «Например, поисковую работу и отработку элементов рукопашного боя у нас ведет подполковник госнаркоконтроля. Он заместитель начальника спецподразделения нашей области, – говорит воспитатель-методист Наталья Макарова. – У нас среди тренерского состава все люди имеют высшее образование: и педагогическое, и юридическое, и техническое. Причем не одно. Более того, все имеют разряды по тем направлениям, по которым они работают».
До 2010 года «Юный десантник» существовал как муниципальное учреждение – обыкновенный городской клуб. С января клуб получил почетное звание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования. «Нам это позволило увеличить число воспитанников, – радуется Наталья Макарова. – Ведь желающих заниматься у нас в центре очень много. Кроме того, мы смогли расширить направления деятельности: социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, спортивно-техническое и Военно-патриотическое».
Клуб ставит себе несколько задач: подготовить подростков к службе в Вооруженных силах и попутно вовлечь в свою работу как можно больше ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации. За этим сухим канцеляризмом стоят сложные судьбы детей из неполных семей, из семей, стоящих на учете из-за пьющих родителей. Такие семьи не в состоянии оплатить ребятам кружки по интересам, и, видя вокруг себя лишь безысходность, маленькие орловчане пускаются во все тяжкие, подражая взрослым и в результате попадая в инспекцию по делам несовершеннолетних. Таких детишек с каждым годом в России становится все больше и больше. «Юный десантник» тесно сотрудничает с инспекторами по делам несовершеннолетних из районных администраций города Орла. Кстати говоря, малыши, визуально продолжающие строй до бесконечности, оказались в лагере именно по направлению от инспекций.
Ребят, попавших «на карандаш», направляют в летний оздоровительный лагерь, после которого процентов семьдесят вливаются в ряды клуба. 50 процентов ребят, которые сейчас учатся сворачивать парашют и собирать автомат, – это как раз дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
«Лагерь, в том числе, создали для профилактики правонарушений среди ребят, стоящих на учете в правоохранительных органах и комиссии по делам несовершеннолетних, – говорит директор лагеря Валерий Ведешин. – После лагеря их снимают с учета, и они теряют возможность попасть в лагерь бесплатно, по направлению». Для таких детей руководство «Юного десантника» создало палаточный лагерь «Разведчик ВДВ». Правда, для этого ребята должны записаться в клуб «Юный десантник». По итогам года из 200 ребят выбирают пятьдесят счастливчиков, получающих путевки в палатки, где они будут прыгать с парашютом, стрелять из боевого оружия и заниматься дайвингом.
«Мы расширяем их жизненный кругозор, – уверен Валерий Ведешин. – Даем им жизненные ориентиры, на практике доказываем им, что можно и не пить пиво по подворотням». В результате выпускники лагеря приходят на службу в ВДВ и в части специального назначения. Кстати говоря, девочки, занимающиеся в лагере, наравне с мальчиками выполняют задания воспитателей и даже зачастую дают мальчишкам фору. Когда приходит срок, девушки идут в медучилища и после также устраиваются в ВДВ. Только в качестве медсестер в медико-санитарный батальон.
Не секрет, что, обучив трудного подростка боевым приемам, в большинстве случаев на выходе мы получим не воина-защитника, а трудного подростка, знакомого с боевыми приемами. «У нас ведется военно-патриотическая работа, – предупреждая этот вопрос, говорит Валерий Ведешин. – Сначала – сознание ребят, а потом уже развитие физической мощи».
Поначалу трудные ребята, оказавшиеся в лагере по направлению, бунтуют: не хотят вставать, не заправляют постели, неправильно делают зарядку. Иногда даже убегают из лагеря. Однако спустя короткое время они входят в колею, и, по выражению директора клуба, «у них загорается огонек в глазах». Тренеры-преподаватели знают основы педагогики, психологии, плюсы и минусы детского и подросткового возраста. Однако, посчитав это недостаточным, клуб собирается ввести ставку психолога для работы с подростками.
Как уже было сказано, ребята, уезжая из лагеря, оказываются в клубе, проходят военную подготовку и зачастую поступают в военные училища. А затем иногда возвращаются сюда воспитателями или вожатыми, как Светлана Лазарева. «Я хотела поступать в военное училище, и нам в школе сообщили, что набирают кадетский класс. Чтобы попасть туда, надо было связаться с Валерием Викторовичем Ведешиным, – рассказывает Света. – Мы нашли Валерия Викторовича, и он предложил приехать в лагерь». Поначалу, по ее словам, было тяжело – подъем в восемь утра, все по распорядку. Но потом к этому привыкаешь, и на закрытии лагеря доходит до слез. А когда начинаешь прыгать с парашютом, то наступает зависимость сродни наркотической. К сожалению, в военное училище Света не поступила и учится сейчас на социолога в Орловской академии государственной службы. В дальнейшем она планирует работать с военными, а пока продолжила заниматься военной подготовкой в клубе «Десантник». «У меня в семье нет военных. Я просто очень сильно это поддерживаю, – говорит Света. – Я считаю, что каждый человек должен защищать и отстаивать свою Родину. Это самая высшая точка самореализации».
Комментарии