Выявление и обучение талантливой молодежи – одна из самых важных задач в сфере современного образования. От ее решения зависит экономический и интеллектуальный потенциал любого государства.
Что же такое одаренность? Какого ребенка считать одаренным? Как найти его среди миллионов мальчишек и девчонок? Как помочь маленькому человеку проявить свои таланты? Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Все это сложные вопросы, на которые современная школа должна дать свои ответы.Одаренный ребенок – это не только такой ребенок, который обладает выдающимися способностями и для которого необходимо обучение и воспитание в специализированной школе, но и тот, кто обучается в массовой школе и потенциально одарен, то есть имеет потенциальные возможности в достижении высоких результатов. Современная массовая школа с ее унифицированными программами меньше всего ориентирована на таких детей. Однако это не означает, что школа не способна раскрыть и развить талант: главное – иметь к этому мотивацию. Одаренный ребенок не всегда отличник, порой это умышленно маскирующийся под посредственность, чтобы не стать особенным, и если рядом не окажется умного, внимательного и чуткого педагога или у родителей не будет возможностей, желания и внимания к своим детям, талант может и не раскрыться.Многие педагоги думают, что работать с одаренными детьми легко, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них что хочешь. Но это мнение ошибочно! Легко тогда, когда относишься к этой проблеме поверхностно, и труднее, а вместе с тем и интереснее тогда, когда несешь полную ответственность за реализацию порученной миссии. Главное – не навреди.Проблема работы с одаренными учащимися особенно актуальна для современного общества. К образовательным учреждениям предъявляют высокие требования, а что значит для общества и родителей «хорошая школа, отвечающая современным требованиям»? Школа должна давать современное образование каждой личности, в школе должны быть заложены и соблюдаться свои традиции. В хорошей школе воспитанием и обучением должны заниматься не только на уроках, но и во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования, тут должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. Мир детских чувств еще очень хрупок, унижение, насмешка, бестактность могут привести к тому, что ребенок потеряет веру в себя, богатство внутреннего мира каждого малыша потускнеет, почернеет и даже умрет, дети спрячут свои способности и таланты в себя, перестанут интересоваться удивительным многообразием окружающего мира, станут как все. Задача каждого педагога – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.В идеале каждая школа, опираясь на положительный опыт, должна освоить специальные методики по выявлению одаренных и талантливых детей, с высоким общим уровнем умственного развития, с признаками яркой познавательной активности, оригинальности мышления.В работе с детьми необходимо поддержать одаренного ребенка, приобщить его к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоконтролю. Этому способствует использование различных технологий развивающего обучения. Современный педагог должен владеть ими и уметь применять их в различных педагогических ситуациях в зависимости от уровня обученности класса, возраста, изучаемой темы. Средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, проявления их индивидуальных способностей стал личностно ориентированный подход к обучению. Надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.Основная трудность для учащихся младших классов самостоятельный поиск информации. Поэтому одним из видов работы с одаренными детьми должно быть вовлечение их в исследовательскую деятельность, развитие способностей к эксперименту и творчеству.Образовательные учреждения Южного округа проводят большую работу, направленную на формирование школьной интеллектуальной образовательной среды. Речь идет о системе работы – только так можно выделить способных, талантливых и одаренных детей и целенаправленно работать с ними, развивать их способности. Для выявления одаренных детей в округе проводятся различные окружные конкурсы и мероприятия, по итогам которых дети имеют возможность выходить как на городские, так и на всероссийские и международные конкурсы. Школа, где я работаю, вот уже шесть лет базовая для проведения окружного тура предметных олимпиад по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру для учащихся четвертых классов округа. Эта работа проводится для повышения у учащихся интереса к учению, развития их познавательных способностей, расширения кругозора. В ходе проведения олимпиад выявляются не «нашпигованные» знаниями выпускники начальных классов, а социально мобильные люди, способные на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания. Любая победа в олимпиаде не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребенка, а результат длительного, кропотливого совместного труда учителя и ученика.Для развития общих способностей учащихся, лежащих в основе интеллектуальной деятельности, построения пространства предъявлений образцов реализации способностей и ознакомления учащихся и педагогов с культурой мыследеятельностного подхода (работы по построению индивидуальных образцов мыслительной деятельности) в округе проводится турнир памяти В.Давыдова «Мыслю, знаю, действую». Для выявления и поддержки детей, проявивших интерес к проектной, поисковой и исследовательской деятельности, содействия развитию интеллектуально-творческих способностей детей, формирования исследовательского подхода к обучению в рамках округа проводят конкурс проектных и исследовательских работ «Открытие», конкурс «Премьера» для младших школьников в рамках фестиваля «Синергия-проект» помогает выявить творческие, исследовательские способности и возможности младших школьников, помочь создать проектные произведения разных форм и жанров, научить публично защищать свою авторскую работу.Очень успешно ведут в округе работу с высокоодаренными и высокомотивированными детьми учителя-занковцы. Участие во Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников-занковцев помогает выявить среди обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности на этапе обучения в начальной школе; создает условия для поддержки одаренных детей; содействует обмену опытом и повышению квалификации учителей, реализующих систему Занкова; распространяет и популяризирует идеи системы общего развития Л.Занкова.Учителя округа реализуют различные формы сопровождения одаренных детей не только внутри школы и во время уроков, но и во внеурочное время, а также и вне стен школ. Одной из интересных форм работы в нашем округе стала работа ресурсных центров, которые действуют на базе образовательных учреждений.С большим удовольствием и заинтересованностью учащиеся младших классов реализуют свои возможности через систему интернет-олимпиад разного уровня, Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», Международного математического конкурса-игры «КЕНГУРУ», игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», проекта «Эрудит – марафон учащихся» и многое другое, что способствует выходу образования на качественно новый уровень.Создание системы единой, продуманной, квалифицированной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в каждом отдельном образовательном учреждении округа помогает в создании региональной системы механизмов координации деятельности и его информационного сопровождения с победителями приоритетного национального проекта «Образование» – талантливыми детьми и молодежью. Представьте жизненный путь человека в виде бесконечной лестницы, ведущей вверх. С каждой ступенькой идущий по ней человек делается чуть-чуть лучше, чем был. Человеческая душа живет до тех пор, пока есть необходимость чего-то добиваться, стремиться вперед. Одно из самых ценных человеческих качеств личности – способность творить. Каждый из нас обладает свободой самостоятельного выбора, каким будет его внутренний мир, волен создавать то, что посчитает нужным. Чем больше будет красоты в душе каждого, чем гармоничнее будет его личность, тем прекраснее мы сделаем окружающий мир. Наши талантливые дети, участвуя в различных конкурсах и олимпиадах, создают прекрасный окружающий мир, а мы, взрослые, надеемся на их созидательное будущее, помогая стать им светлыми и гармоничными.Ирина РОЗИЛЕХТ, заместитель директора по УВР 1-й ступени образования школы №937 имени Героя РФ А.В.Перова
Комментарии