В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям ХХI века. Это образованный, творческий, физически здоровый человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни сообразно с такими основополагающими принципами духовно-нравственных ценностей, как доброта, чуткость, милосердие, человечность, справедливость, правдивость, совестливость, достоинство, гражданственность, толерантность.
Дошкольное детство – период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, в том числе и в детском коллективе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире и должен и хочет его познать. Ведь ему нужно научиться комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться, становиться личностью со своим мировоззрением, со своим отношением к Родине, семье, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Основываясь на своем тридцатилетнем педагогическом опыте, могу подтвердить, что огромную помощь в социализации ребенка в обществе может оказать освоение детьми изобразительного творчества и, в частности, знакомство детей с декоративно-прикладным искусством России.
В мини-музее нашего Центра развития ребенка – детского сада №26 «Горенка» собраны предметы народного быта (сундуки, лавки, прялка, молька, самовары, ухваты), есть образцы многих видов народного творчества (гжельская керамика, матрешки, дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская игрушки, изделия мастеров Полхова-Майдана, Хохломы). Это помогает нашим маленьким воспитанникам рассмотреть, полюбоваться и даже потрогать все эти предметы. Кроме этого, в группах нашего центра созданы уголки с народными костюмами и предметами промыслов России. Все это создает благодатную почву для восприятия, понимания и освоения видов народного прикладного искусства.
Вместе с тем какими бы высокохудожественными достоинствами ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, сумеет ли он пробудить интерес у детей к народным промыслам, насколько увлекательно расскажет ребятам о том, как создают изделия из дерева или глины. Будучи педагогом по изобразительной деятельности, я сама с огромным интересом изучаю, осваиваю народное искусство России.
Самые маленькие дети с удовольствием рисуют дымковские и филимоновские узоры, осваивая при этом приемы рисования родными материалами. Дети постарше расписывают городецкие доски, матрешек и даже рисуют по ткани. Мне удалось адаптировать роспись по ткани «батик» для детей дошкольного возраста, и в 1997 году я стала победителем Московского городского конкурса «Учитель года-1997» в номинации «Лучший педагог-дошкольник». Мой опыт многолетней работы был представлен в изданиях, выпущенных издательствами «Карапуз» и «Мозаика-Синтез».
Прекрасное дополнение в освоении детьми изобразительного искусства – музейная педагогика, которой занимается наш Центр развития ребенка на протяжении многих лет. Посещение детьми вместе с родителями музеев не только дает детям огромный эмоциональный заряд, опыт общения с родными людьми в новой, интересной обстановке, но и помогает ребятам на занятиях рисования передать свои впечатления от этих поездок с помощью карандашей и красок, пастели. Интересны рисунки наших воспитанников, созданные по темам «Я и природа – крепкое здоровье», «Я и мои сверстники – мои друзья», «Я и моя семья – родные люди». Ребята старших групп очень оригинально и разнообразно смогли раскрыть в своих рисунках эти темы, показать свое творческое и эмоциональное отношение к ним. Результатом всей нашей большой кропотливой работы стало участие и победы на окружных и городских конкурсах и выставках детского творчества. Уже много лет наши ребята успешно участвуют и в международном конкурсе юных художников в детской литературно-художественной галерее «Жар-птицы». 10 лет работы наших воспитанников выставляются на передвижных выставках детского изобразительного творчества. Мы получили благодарность от Института художественного образования, а в 2009 году я стала победителем конкурса «Герой нашего времени», проводимого Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Ежегодно наши юные художники участвуют в тематических выставках, которые проходят в Государственном выставочном зале «На Каширке». Мои воспитанники участвовали во Всероссийском конкурсе детского творчества «Моя семья» в галерее «Взгляд ребенка», а также в окружных выставках.
Большое количество грамот, наград, призов и первых мест, полученных нашими ребятами за участие в выставках, подтверждает то, что большую помощь в социализации ребенка, становлении его как творческой личности оказывает освоение народных промыслов России.
Хочу призвать педагогов-дошкольников активнее и разнообразнее использовать в своей работе этот неиссякаемый источник творчества. Начиная со второй младшей группы можно знакомить детей с филимоновской игрушкой. Советую применять элементы ее росписи, используя различные задания, например такие, как «укрась полотенце, платочек, шапочку, рукавичку». Украшая эти изделия, малыши не только рисуют знакомые им прямые разноцветные линии, но и любуются простой и гармоничной росписью. Обучая ребят рисовать кольца, круги или точки (тычком), можно ознакомить их с очень яркой, разноцветной, радостной дымковской росписью. Даже малыши с удовольствием рисуют эти узоры на трафаретах в виде юбочек, платьиц, рубашек, сарафанов. Взрослея, мои юные художники знакомятся с городецкой, хохломской, полхов-майданской, гжельской, жостовской росписью, павловопосадскими платками.
Мне могут возразить: это же темы нашей программы, нас не надо агитировать за ее выполнение. Но ответьте сами себе честно: все ли ваши ученики знают эти промыслы и смогут украсить ими какое-нибудь изделие? Я думаю, что не все из коллег ответят утвердительно. Я же хочу предложить им не бояться и применять в своей работе приемы вековых традиций декоративно-прикладного искусства нашей Родины. Но сначала самим надо будет принять, восхититься и полюбить матрешек и «таратушек» Полхов-Майдана, подносы Жостова, платки Павловского Посада. У меня это получилось. Скажу честно, это огромная радость, видеть, как ребята с гордостью любуются своими расписанными подносами, матрешками или уголками платков.
Александра АВЕРЬЯНОВА, воспитатель по изобразительной деятельности Центра развития ребенка – детского сада №26, почетный работник общего образования РФ, лучший воспитатель 1997 года
Комментарии