search
main
0

Дерзайте и побеждайте! Если не вы, то кто же?

Уходящий 2006 год передает эстафету своему преемнику – новому 2007-му. А педагоги-победители нацпроекта тоже передают эстафету коллегам, которым очень пригодятся их опыт и советы. Для многих конкурс стал серьезным испытанием, экзаменом не только на профессионализм, но и на выносливость, умение общаться с людьми, находить компромиссы и отстаивать свою точку зрения. И в то же время большинство лауреатов президентской премии уверены: конкурс – это своеобразный педагогический бенефис. Поэтому главный совет «бывалых» – настраивайтесь не только на тяжелую работу, но и на праздник. Дерзайте и побеждайте! И помните: если не вы, то кто же?

Важно вести научную работу с учащимися. Мы готовим рефераты, участвуем в областных конференциях и в конференциях, организуемых ским госуниверситетом. И если работа ребенка отмечена, он сам получает благодарность и дополнительные баллы при поступлении в вуз, и учителю вручают грамоту за подготовку. Также если учитель печатается в СМИ, это тоже большой плюс.

Воронеж

Татьяна ГОНЧАРОВА, учитель начальных классов:

– Хотелось бы, чтобы коллеги, которые в следующем году будут участвовать в конкурсах нацпроекта, имели бы гораздо больше времени на то, чтобы ознакомиться с положением и документацией, которую надо оформлять. Учителю проще дать открытые уроки, чем собрать доказательства своих успехов. Это для учителя труднее. Я понимаю, что премия – это большие деньги и все должно быть подтверждено на бумаге, но не все к моменту начала конкурса имели на руках эти самые подтверждения. К тому же требовалось оформить все в электронном виде и представить в напечатанном. Хорошо, что я живу в городе и у меня сын работает на компьютере. А сельскому учителю печатать и оформлять все это было очень сложно. Думаю, одна из причин того, что многие сельские учителя не подали заявки на грант, именно в том, что они не смогли оформить всю документацию так, как того от них требовали.

Кстати, будьте готовы и к тому, что получением денег все не закончится. Сразу после того как мы получили грант, из министерства срочно потребовали сделать на дискете презентацию и печатную статью с обзором своей научной работы на 30 страниц тоже на дискете. То есть еще раз надо было доказать, что я заслужила этот грант.

При подготовке документов одна из главных проблем была – это документальное подтверждение своего участия во всех мероприятиях, о которых шла речь. Причем обязательно с печатью той организации, которая проводила эти мероприятия, и за подписью тех людей, которые за них отвечали. Сбор этих бумаг отнял массу времени, и оказалось, что не всегда есть возможность все подтвердить. Я, например, много времени потратила на справку об отсутствии правонарушений. Непонятно было, где ее брать? В инспекции по делам несовершеннолетних? Мне сказали: нет, составляйте сами. Естественно, когда мы с сыном набрали ее на компьютере, оказалось – неправильно! В этой ситуации нам помогли сотрудники конкурсной комиссии, работники нашего областного института повышения квалификации учителей. Оказалось, можно было обойтись подписью и печатью директора школы.

Я считаю, что в этих трудностях, связанных с заполнением и оформлением бумаг, в принципе никто не виноват. Потому что это все было в первый раз. Но на будущее обязательно должны быть образцы по каждому требующемуся документу. И находиться они должны в конкурсной комиссии, чтобы человек, приехав из города или из села, в любой момент мог сделать ксерокопию этих образцов и заполнять свои бумаги.

В принципе если человек сидел и не работал, грант не оформить. Это анализ работы многих лет. А еще бывает и так: учитель работает, но только внутри своего класса: с детьми уютно и комфортно, он проводит какие-то конкурсы, мероприятия, и все. В этом случае права администрация, которая всегда тормошит учителя, подталкивает его: иди, участвуй, покажи себя! В итоге получается: во многих конкурсах участвовала, все педчтения пройдены, долгое время работала руководителем районного методического объединения, помогала молодым учителям, своя авторская работа издана, и есть на нее рецензии – одним словом, все, что постепенно нарабатывалось, удалось собрать по крупинкам, правильно оформить и заявить на конкурс. Вывод один – учитель должен быть активным и на работе, и в жизни.

Наталья ЗАЛОЖНЫХ, кандидат биологических наук, учитель биологии и экологии школы №1:

– Важно собирать все грамоты – и свои, и детей. Нужны хорошие иллюстрации, фотографии, особенно когда показываешь работу с классом. Я классный руководитель военно-патриотического класса, в школе есть такое направление. И у нас традиционно каждый год проводятся детские военно-патриотические парады, на которые собираются все окрестные жители нашего микрорайона – военного городка. У детей специальная военная форма, они проходят строем, маршируют. Фотографии очень впечатляющие, и они хорошо украсили мою подборку конкурсных документов. Дополнительно мы каждую четверть посещаем какое-то мероприятие в городе, ходим и в цирк, и в театр, в Москву ездили с детьми. Это все тоже нашло свое отражение в документах.

Поэтому мой главный совет – не бояться и серьезно отнестись к подборке материалов. Если ничего нет, нет хороших наработок и результатов, можно даже не пытаться участвовать в конкурсе. Надо, чтобы учитель сам занимал активную позицию, участвовал в мероприятиях и конкурсах и сам их искал.

Важно вести научную работу с учащимися. Мы готовим рефераты, участвуем в областных конференциях и в конференциях, организуемых Воронежским госуниверситетом. И если работа ребенка отмечена, он сам получает благодарность и дополнительные баллы при поступлении в вуз, и учителю вручают грамоту за подготовку. Также если учитель печатается в СМИ, это тоже большой плюс.

На мой взгляд, претендент на грант должен обязательно обладать двумя чертами – профессионализмом и умением работать с людьми. И не надо поддаваться мыслям, что подумают другие, не назовут ли выскочкой, не позавидуют ли и так далее. У многих из нас есть такое свойство – сидеть тихонечко, не высовываться. Я думаю, это неправильно. Если есть потенциал, есть результаты работы, не надо стыдиться показать их людям. Я шла на конкурс не с мыслью, как много денег получу, а с желанием показать все то, что я умею и знаю. Конкурс – это возможность получить премию, не сильно себя расхваливая и никого не обижая.

Еще один важный момент – рекомендации. У меня их было несколько. И хотелось бы поблагодарить тех, кто меня поддержал.

Омская область

Галина НЕГОДОВА, заслуженный работник общего образования, работает в таврической школе №3:

– Заранее настройтесь на бремя ответственности: надо будет постоянно доказывать окружающим и себе, что достоин. Если же непосредственно говорить о секретах мастерства, то учителю нужно так выстраивать свои уроки, чтобы даже самый индифферентный ребенок захотел участвовать в деятельности класса.

Татьяна ПОНАМАРЕВА, учитель истории Называевской гимназии:

– Самое сложное – вместить всю свою педагогическую жизнь в рамки аналитической справки при подготовке документов к конкурсу. И все же, дорогие коллеги, не бойтесь заявить о себе. Я знаю многих, кто достоин называться лучшим учителем, но часто нам мешает наша педагогическая скромность.

Сергей КОТКОВ, учитель истории из села Победа Нововаршавского района:

– Нужно иметь свое мнение. В первую очередь надо отказаться от некоторой обезличенности, которой подчас страдают учебники. И не случайно темой моих инновационно-научных разработок стала личностно-ориентированная система обучения. Например, о событиях Первой мировой войны я рассказываю через призму отношений императоров Николая II и Вильгельма. Мои воспитанники порой удивляются: мол, а в учебниках об этом не написано. Но не будешь же им постоянно объяснять, сколько методической литературы пришлось изучить, чтобы урок был понятным и, главное, интересным. На интегрированных уроках, когда учебный материал подается в игровой познавательной форме, все хорошо запоминается. Применение новых методик обучения идет на пользу учащимся.

Нижегородская область

Татьяна КАЛИНА, учитель физики и информатики Тоншаевской средней школы:

– Главное, что хотелось бы пожелать будущим участникам, – это подойти к конкурсу с чувством гражданской ответственности, с пониманием значимости педагогической профессии. Кроме того, необходимо системно и аргументированно обобщить свою работу. Одна из серьезных проблем – оформление документации. При подготовке материалов советую согласовывать свою работу с администрацией, коллегами, родителями. Я бы сравнила участие педагога в таком конкурсе с бенефисом у актера. Отсюда появилась и другая мысль – сделать процесс участия в конкурсе по возможности праздником для себя, учителей своей школы и семьи. В самом начале, когда приходится много работать, собирать документы, о празднике, конечно, не думаешь, а потом, когда все позади, появляется ощущение радости, поэтому лучше заранее настроить себя на конкурс как на праздник, и тогда будет немножко легче.

Необходимо также использовать разные СМИ – школьные, поселковые, городские – в самом процессе участия в конкурсе, а не когда уже все позади. Информируйте общественность о том, почему именно вы участвуете в конкурсе, чтобы потом не оставалось недосказанностей, обид и зависти. Участвуйте в разных конференциях, педсоветах, делитесь опытом. Нас приучили в советские годы вести себя скромно, но сейчас времена другие и нужно самим заявлять о себе.

Обязательно применяйте современные информационные технологии. Снимайте свои уроки на видео, фотографируйте, делайте презентации о своей работе. Все это размещайте на школьном сайте, если есть возможность, на форуме в интернете, чтобы коллеги могли прочитать, посмотреть и без вашего личного участия. Настройтесь на общение с коллегами, в том числе и в интернете, посмотрите их сайты – это пригодится для оформления собственных материалов, кроме того, это полезно и для личного педагогического роста. Я, например, благодаря конкурсу поняла, что действительно что-то могу. Когда сравнила и проанализировала свою работу, увидела, что во многих направлениях много что сделала и, к сожалению, молчала об этом раньше. Поэтому участие в конкурсе очень благодатно – видишь себя со стороны, ставить цели и задачи, куда можно и нужно двигаться дальше. И последний мой совет – верить в успех, потому что участие в конкурсе – это уже успех. Даже если вы не получите премию, все равно негатива быть не может, потому что труд доставляет удовольствие.

Брянская область

Елена БЫЧКОВА, учитель физики, астрономии, окружающего мира гимназии №5 города Брянска:

– Мой главный совет – ничего не выбрасывать. У меня, к примеру, хранятся даже старые расписания занятий. Я уже несколько лет веду курсы по окружающему миру и закономерностям окружающего мира для учителей СНГ. И не выбрасываю списки людей, посещавших эти курсы в разное время. Меня в детстве приучили, прежде чем взяться за новое дело, спроси себя: если не я, то кто? С этого вопроса начиналось участие в конкурсах, олимпиадах. Ничуть не сомневаясь, я бралась за написание учебников. Сейчас вот вместе с детьми пишем уже третий. Кстати, я сохранила письма, которые присылал мне мой цензор Тарасов. Храню я и газетные заметки о себе, о моих ребятах, разработки соцпроектов, планы мероприятий для работы в летних лагерях. Важно не стесняться своих успехов, своего творчества. Если вы пишете стихи – пишите! Пишите их с детьми, пробуйте рифмовать сложные законы природы и теоремы. Мы с ребятами, к примеру, придумали свой учебник физики в стихах. Не бойтесь экспериментов – еще один мой совет. И никогда не надо думать, что вы чего-то не достойны, что у вас это не получится! Желаю удачи всем. Помните: если не вы, то кто?..

Валерий ШЕВЦОВ, учитель физики и математики сельской малокомплектной Смотровобудской школы Клинцовского района:

– Я для себя вывел такую формулу: не учитель должен искать гранты, а грант должен найти достойного учителя. На самом деле я ведь почти отказался от участия в конкурсе. Представьте себе: у меня 32 года стажа, 2 авторские программы, руковожу методическим объединением физиков и математиков, председательствую в экспертной квалификационной группе, к тому же тьютор предпрофильного и профильного образования, лектор БГУ. За эти годы неоднократно участвовал во всевозможных конкурсах. Мои ребята – победители олимпиад разных уровней. Словом, не хотелось… а, может, слегка побаивался: все-таки такая высокая награда. Со всем этим пришел к ребятам и говорю, что не буду участвовать. И вы знаете, что они мне ответили? «Как же так? Вы всегда настаиваете на нашем участии в различных конкурсах и олимпиадах, говорите о пробе сил, уверенности в себе, в своих знаниях и способностях. А сами – в кусты? Вы, Валерий Иванович, не даете нам возможности порадоваться вашим успехам, это не честно!» Я был удивлен! Меня поддерживали все: и учителя, и ученики, и их родители. Думаю, что следует прислушиваться к тем, ради кого мы работаем. Дети учатся на нашем примере. Так что не стесняйтесь побеждать! А если сомневаетесь – спросите совета у своих учеников. Я уверен, что президентский грант найдет достойных учителей и в следующем году. А тем, кто пока не готов к большим рывкам, хочу сказать – учитель, если это, конечно, настоящий учитель, работает не ради грантов. Вот такие мы, учителя… Дерзайте и побеждайте!

Комментарий специалиста

Александр ПЕНТИН, заведующий кафедрой естественно-математического образования Федеральной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, руководитель группы экспертов по конкурсу лучших учителей:

– Одна из целей нацпроекта «Образование» активизация гражданского общества и его роли в совершенствовании нашего образования. Общественные эксперты должны оценивать уровень конкурсантов. Важно, в какой мере эти эксперты представляют общество, дают ли они его достоверный срез? Как правило, общественные организации, от которых участвуют эксперты, объединяют профессионалов: профсоюз образования, советы ректоров, советы директоров учреждений начального и среднего профобразования, ассоциации инновационных школ, учителей…

Почему в экспертизе материалов конкурса учителей участвует мало общественных организаций, не имеющих отношения к образованию? Их отпугивает большой объем работы. Поэтому многие отказываются. Чтобы привлечь их, нужно облегчить работу, не напугать гигантским количеством бумаг. Надо упростить саму процедуру экспертизы, сделать ее более формализованной. Особенно это актуально будет в следующем году. Потому что объем работы увеличится.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте