Урок изобразительного искусства – это особый урок. Он должен быть разным, каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлеченности. Это достигается с помощью живого слова учителя, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это является составными элементами урока и определяет различные его формы: урок-образ, урок-фильм, урок-праздник, урок-путешествие, урок-сказка, урок-спектакль. Нестандартные формы рассмотрим на примере урока-праздника.
Такие уроки уместно проводить в конце учебного года или четверти, когда нужно подвести итоги. Это должен быть необычный урок… Примером может быть «Праздник красок».
Кабинет оформлен цветами или воздушными шарами, плакатом «Праздник красок», обязательно музыкальное оформление. Ребята заходят в класс и делятся на две команды. Выбирается девиз каждой команды, читаются стихи о том, что все любят рисовать.
Учитель, выполняя роль ведущего, просит представить, что сейчас идет дождь, что вы сидите у окна, слушаете шум дождя. Слышите разные звуки, голоса. И ваши краски тоже говорят между собой. Слышите, говорит красный цвет?
Выходят дети, одетые в разноцветные шапочки, и читают стихи.
Красный цвет:
Красная редиска выросла
на грядке.
Рядом помидоры – красные
ребятки.
Красные тюльпаны на окне
стоят.
Красные закаты за окном горят.
Вслед за ним откликается
оранжевый:
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится.
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Желтый тоже не молчит!
Желтое солнце на землю
глядит,
Желтый подсолнух за солнцем
следит,
Желтые груши на ветках висят,
Желтые листья с деревьев
летят.
Тут и зеленый заговорил:
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном,
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
А голубой цвет восклицает:
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей,
Оно голубое, как тысячи глаз,
Мы смотрим на небо, а небо –
на нас.
И синий не отстает:
В синем море островок.
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок
Синий, синий василек.
А фиолетовый шепчет:
Фиолетовой фиалке
Надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме
В день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью
Будет долго жить она
На столе, в красивой вазе
У красивого окна.
Но дождь смолкает. И вместе с ним умолкают краски. Дети уходят. Над горизонтом встает радуга. Девочки исполняют танец радуги, в руках у них разноцветные ленточки. После танца начинаются конкурсы.
1-й конкурс
Учитель просит команды нарисовать радугу. (Звучит музыка. Ученики выполняют задание. За правильно выполненное задание каждый получает жетон.)
Просмотр работ. Ребята называют цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). А чтобы не забыть, в каком порядке идут цвета в радуге, запомните фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальные буквы в каждом слове подскажут вам, в каком порядке надо располагать цвета.
2-й конкурс
После дождя появилась радуга, а за ней выглянуло солнышко.
Ребятам дается задание: раскрасить шарики (2 – оранжевым и 2 – зеленым цветом).
У ребят на столе краски: красные, желтые… и т.д., кроме оранжевого и зеленого.
Суть задания – при помощи слияния цветов получить оранжевый и зеленый.
Побеждает та команда, которая быстрее раскрасит шарики.
3-й конкурс
Ученикам демонстрируются росписи народных умельцев. Нужно определить, под каким номером гжель, дымково, хохлома, филимоновская игрушка.
Пока команды отгадывают, можно провести конкурс загадок для зрителей.
Примеры.
Любо бегать по бумажке
Остроносому Аркашке. (Карандаш.)
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом проведет – там черточка пройдет. (Карандаш.)
4-й конкурс
Выносятся изображения различных жанров изобразительного искусства под номерами. И команды просят отгадать, под какими номерами пейзаж, натюрморт, портрет.
5-й конкурс
Задание «Краски перепутались». Незнайка нарисовал предметы: огурец, помидор, морковку и т.д., которые раскрашены нереально. Найди ошибки Незнайки.
6-й конкурс
Учитель показывает картинку с изображением какого-либо животного, которого легко нарисовать участникам данного конкурса. После просмотра учитель забирает картинки, которые участники должны нарисовать, а ученики – угадать, что нарисовано.
В конце праздника подсчитываются жетоны и определяется победитель.
Татьяна ШАРОВА, учитель изобразительного искусства, победитель конкурса «Учитель года Кировской области-2003», п. Краснооктябрьский, Куменский район, Кировская область
Комментарии