Сегодня в школе существует «дистанция огромного размера» между предметами «Русская литература» и «Русский язык», и это разделение дисциплин, одинаково направленных на формирование языковой личности, безусловно, нецелесообразно. Важнейшей установкой современного филологического образования следует считать интеграцию этих предметов. Ее можно реализовать, построив работу над художественным текстом на уроке литературы в русле русской словесности, то есть ориентироваться на осознание слова во всей его смысловой глубине, постижение его роли в художественной речи, неразрывность языка и литературы как словесного искусства.
При таком подходе важно не только проанализировать содержательную сторону литературного произведения и выявить позицию его автора, но и обратить внимание на языковую форму в ее эстетической функции. К сожалению, именно эстетическая сторона литературного произведения на уроке литературы нередко остается непроработанной.
Чтобы этого не случилось, мы учитываем в системе заданий и вопросов и план содержания, и план словесного выражения, неделимые в эстетически организованном пространстве художественного произведения. При этом решаются следующие дидактические задачи:
– привить школьникам навыки самостоятельной работы с художественным текстом;
– расширить терминологический словарь учеников;
– актуализировать культурологические аспекты содержания и формы художественного текста;
– способствовать повышению уровня речевой и читательской культуры детей;
– максимально реализовать нравственный, эстетический и эмоциональный потенциалы художественного произведения в процессе его анализа;
– сделать родной язык, родное слово более привлекательными для ребят;
– развивать исследовательские, творческие способности учащихся.
Для такой работы целесообразно использовать небольшие тексты. Это могут быть эпические произведения малой формы (рассказ, очерк, новелла, миниатюра) или небольшие лирические тексты – стихотворения разных жанров. Можно обратиться также к относительно законченным в структурном и идейно-тематическом плане фрагментам больших произведений (портрет, монолог героя, авторское отступление, пейзажная зарисовка, эпилог, диалог и т.п.).
Приемы и методы работы, которые превращают урок литературы в подлинный урок словесности, продемонстрируем на материале методической разработки урока в 11-м классе по рассказу Валентина Распутина «Вечером».
Цели урока:
а) образовательные:
– расширение литературного кругозора учащихся;
– систематизация знаний о проблематике современной русской литературы;
– продолжение знакомства с творчеством Валентина Григорьевича Распутина;
б) развивающие:
– совершенствование навыков анализа и толкования прозаического текста;
– развитие художественного вкуса и эстетических представлений учеников;
в) воспитательные:
– формирование потребности в гармонии между красотой природного мира и состоянием человеческой души;
– воспитание уважения к старшему поколению.
Оборудование:
– текст рассказа Валентина Распутина «Вечером» (журнал «Москва», 1997, №3);
– две фотографии писателя.
В качестве домашнего задания ребятам было предложено прочитать рассказ, рассмотреть его сюжетные и композиционные особенности, отметить наиболее удачные, по их мнению, художественно-изобразительные средства языка.
Ход урока
Первый этап урока – вступительная беседа. Задача – активизировать знания о творчестве писателя и определить место данного рассказа в нем. Вот возможные варианты вопросов учителя и ответов учащихся.
Когда был написан и опубликован рассказ?
– Написан в середине 90-х годов, опубликован в журнале «Москва» к 60-летнему юбилею писателя.
Какая из предложенных вам фотографий писателя кажется более уместной на сегодняшнем уроке? Почему?
– Та, на которой Валентин Григорьевич сфотографирован на фоне летней реки. Она соотносится с темой рассказа.
Традиционной или новой для писателя показалась вам тема рассказа?
– Тема достаточно традиционна: изображение сибирской природы, жизни людей в глухой деревне.
Насколько узнаваемы для вас герои рассказа?
– Бабка Наталья была героиней рассказа «Женский разговор». Биографию Сени Позднякова можно восстановить по целому циклу рассказов и повести «Нежданно-негаданно»: в прошлом бич, «пьяница-забулдыга», неизвестно откуда появившийся в деревне, ныне человек, трезво думающий о себе и государстве. Именно он привезет в деревню из Иркутска маленькую девочку-побирушку, вместе с женой отогреют ее, и сами они отогреются душой рядом с ней.
Необходимо заострить внимание учащихся на мысли, что эти герои важны, дороги для автора. Этот этап урока должен занять не более 5 минут.
Второй этап урока – словарная работа – также занимает не более 5 минут.
Были ли у вас затруднения в понимании текста рассказа?
– Да, значения некоторых слов непонятны, поскольку это диалектизмы (например, елань – расчищенное в тайге место под злаковые культуры или покос) или просторечные слова и обороты речи (отчего-нить, ведреный день, маюсь, седни, поди-ка и т.п.).
С какой целью они введены в рассказ?
– Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. (Хорошо, если учитель сумеет обратить внимание учащихся на то, что бабка Наталья и Дуся Разметнова говорят че вместо что, а более молодые (и, наверное, более образованные) Галя и Максим Суворов говорят что.)
Третий этап урока – наблюдения над названием рассказа и первым абзацем текста. Поскольку это проверка домашнего задания, на него следует отвести 3 минуты.
Почему рассказ назван не «Вечер», а «Вечером»?
– Существительное ВЕЧЕР, вынесенное в заголовок, подчеркнуло бы, что главное в рассказе – передать красоту этого времени суток. ВЕЧЕРОМ – наречие, которое указывает на время суток, когда ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ.
Первый абзац рассказа отделен от последующих пробелом, что подчеркивает его важность, превращает в своеобразный зачин. Рассмотрим его языковые особенности.
1) Тропы: эпитет (ласковый вечер), олицетворение (земля отдыхает, жадно отдается), метонимия (деревня ахала, заторопилась) – яркое выражение авторской позиции;
2) односоставное безличное предложение (полоскало… пять дней) усиливает ощущение безысходности: ничего нельзя исправить, так как происходят эти погодные явления независимо от воли человека;
3) односоставные обобщенно-личные предложения (поднимай… разбрасывай… поглядывай…) подчеркивают обязательность работы для всех сельчан.
Четвертый этап урока – обозначение проблематики рассказа (проверка домашнего задания.
Читатель готов к восприятию активного действия, которым должны быть охвачены все герои рассказа. Это ожидание оправдывается?
– Нет, действия не возникает.
Так что же происходит вечером? (Эта фраза записывается на доске как тема урока.)
– Два героя, бабка Наталья и Сеня Поздняков, проводят вечер на лавочке возле дома в разговорах между собой и другими героями. Именно так автор обозначает проблемы современной деревни.
Формулируем проблематику рассказа (7 минут). Работа ведется 3-5 минут самостоятельно. Учащиеся делают записи в тетрадях, затем следует их обсуждение и корректировка. Проблемы, которые обычно выделяют ребята:
– проблемы вечные, не зависящие от конкретно-исторического времени (необходимость сенокоса как главной работы на селе);
– конкретно-исторические:
а) экологические (загрязнение Ангары из-за строительства Братской ГЭС);
б) развал колхозов и отсутствие работы в деревне (трактор Пастухова «догнивал за гаражом»);
в) как следствие, «обезлюдение» деревни;
г) разрыв между поколениями (сын и внуки четыре года не приезжают);
д) пьянство, зависимость мужиков от современной «помещицы» – самогонщицы.
На пятом этапе урока (10 минут) учитель организует работу детей по группам. Цель: проследить за развитием сюжета и особенностями композиции рассказа. Итогом работы должна стать следующая запись в тетрадях учеников и на доске.
Кто и зачем вышел вечером на улицу?
Бабка Наталья – «оглядеться», посидеть «под закатным покоем».
Сеня Поздняков – «посидеть вместе», за компанию с бабкой Натальей.
«Крепостные» мужики – идут за самогоном к Зуихе.
Галя, жена Сени – «устроить обзор улице».
Надя, соседка бабки Натальи – загнать корову, пригласить бабку Наталью «под телевизор».
Дуся Разметнова («катышок») – сообщить новость «из разряда чрезвычайных», обежать «погрязший в нелюбопытстве народ».
Максим – по делу, возможно, в поисках начальства.
Важно отметить, что каждый эпизод отделяется от другого пейзажной «заставкой».
Шестой этап урока (10 минут) посвящен пейзажным зарисовкам и также ведется по группам.
Определим «составляющие» пейзажа.
– Вечер, земля, солнце, закат, небо, Ангара.
Каждая группа учащихся выписывает фразы, характеризующие эти явления, определяет художественно-изобразительные средства языка.
Вечер – тихий, ласковый (эпитет); не запахивался осторожно в серые, все темнеющие одежды, а все распахивался в нежном нежащемся свете (олицетворение, эпитет); начинался поддаваться сумеркам (олицетворение).
Земля – вплыла в какую-то полную открытость и приветливость (метафора); лежала в сладкой истоме (олицетворение).
Солнце – алое, горячее зарево, ярко, чисто отражавшееся в воде; ярко-золотистое полукружье (эпитет, перифраза); растеклось огненной рекой (сравнение).
Закат – широкий и ясный отсвет заката… возжег небесным сиянием (эпитет, сравнение); расплавленное золото, утончаясь и подсыхая, растеклось по горизонту двумя оранжевыми крыльями, растянутыми в полете.
Небо – нежная, какая-то младенческой чистоты синева (сравнение); (Сеня) взглянул на небо – там, почудилось ему, двигались огромные тени, шла какая-то таинственная работа…
Река Ангара – водное сияние; показалась родной и живой; явилась в прежнем легком и сильном теле; а в воде, как в увеличительном стекле, сияние было ярче и игривее; вода, слева фиолетовая, а прямо и справа – в многоцветных зыбистых блестках, как от нагретых в глубине камней… (обращаем особое внимание на слово «сияние»).
Глазами каких героев показан вечерний пейзаж?
– Глазами только двух героев: бабки Натальи и Сени Позднякова. Это легко доказать примерами из текста. (Бабка Наталья – вышла «оглядеться», «присела под закатным покоем», «сладко вздохнула», сморщила лицо «от внимания и удовольствия», у нее «истома» и т.д. Сеня сначала злился, но «засмотрелся» на Ангару и «успокоился», «радостно» повторял, смотрел «полегчавшим взглядом», ему «хорошо сиделось и смотрелось» и т.д.)
Итоги урока (5 минут).
Только бабку Наталью и Сеню, способных увидеть красоту окружающего мира, принять ее в свои души, автор наделяет умением понять другого человека, проникнуться его болью и помочь ему в трудную минуту. Именно бабка Наталья в рассказе «Женский разговор» отогревает душу внучки Вики, учит ее понимать нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры. А в повести «Нежданно-негаданно» именно Сеня Поздняков способен отдать все деньги за маленькую девочку-побирушку.
Итогом урока станет также уточнение темы урока: так что же происходит с нашими душами «распутинским» вечером?
– Герои рассказа Валентина Распутина «Вечером», понимающие и любящие природу (Сеня и бабка Наталья), находят в ней гармонию, радость и умиротворение, их души «набирают высоту»; с остальными персонажами, равнодушными и «глухими», этого не происходит – они не выходят за рамки суетности и мелких повседневных интересов.
Домашнее задание: сочинение по данной теме в жанре эссе или интерпретации эпизода (на выбор).
Татьяна МУСТАФИНА, учитель русского языка и литературы аксаковской гимназии №11 Уфы, заслуженный учитель, Республики Башкортостан
Комментарии