ЧАЙКА Валентин Васильевич. Родился в с. Скипче Городокского района Хмельницкой области. Окончил Ленинградское высшее командное училище железнодорожных войск и военных сообщений им. Фрунзе, Военную академию тыла и транспорта. Службу проходил в Закавказье, Карелии, Сибири, Украине. До избрания депутатом Госдумы в декабре 1999 г. – командир дорожно-строительного корпуса. Заслуженный строитель Российской Федерации. Генерал-лейтенант запаса. Награжден орденами “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” 2-й и 3-й степени, именным оружием.
– Валентин Васильевич, о проблеме Калининграда сегодня говорят на всем пространстве континента от Ла-Манша до Курил. В чем, собственно, она заключается?
– Наши европейские коллеги жестко настаивают на визовом характере сообщения между российскими территориями, отделенными друг от друга Шенгенской зоной. То есть для части российских граждан будет существовать некая разрешительная процедура, которая так или иначе нарушит право граждан свободной страны перемещаться по собственной территории по собственной воле. И это вовсе не “страшилка”. После вступления в Европейский союз Польши и Литвы Калининградская область окажется запертой с суши со всех сторон.
Понимая это, российское руководство протестует, требуя от Брюсселя беспрепятственного безвизового проезда своих граждан в янтарный край и обратно. Кстати, прецедент такой уже существует – Швейцарская Конфедерация не является членом Европейского союза, но ее граждане на основании двусторонних соглашений со странами-членами ЕС пользуются правом безвизового проезда по их территориям. Если обратиться к более ранней истории, то стоит напомнить, что транзитное сообщение между ФРГ и западными секторами Берлина, бывшими тогда зонами оккупации США, Великобритании и Франции, в соответствии с четырехсторонним соглашением по Западному Берлину от 1971 г. осуществлялось без виз.
– Справедливости ради надо признать, что экономические успехи и высокий уровень жизни делают Европейский союз чрезвычайно притягательным. Туда стремятся попасть турки, арабы, представители других стран Востока и Юга. Отсюда дескать и жесткая позиция ЕС по поддержке Шенгенского режима.
– Нелегальная иммиграция – проблема, конечно, серьезная. Но дело в том, что Россию пытаются заставить отвечать за чужие грехи. До недавнего времени европейцы поощряли иммиграцию как источник дешевой рабочей силы. И вот, обжегшись на молоке, Европа решила дуть на воду.
В отношении проблемы Калининграда страх побеждает разум. Иначе невозможно объяснить, зачем человеку требуется виза в поезде, идущем без остановок фактически из России в Россию? А кроме того (и это главное в сегодняшнем споре России с ЕС), беспрепятственное сообщение с западным анклавом – это вопрос государственного суверенитета Российской Федерации, сохранения ее целостности. И здесь, понимая озабоченность европейских партнеров, российская сторона должна и будет требовать от них адекватного понимания себя. Вообще на Западе много шумят о нарушении прав человека. А разве получение загранпаспорта и визы для поездки из России в Россию не нарушение? Ведь ездят американцы без всяких виз из Техаса на Аляску через Канаду!
– Так ведь ведутся разговоры о том, что земля эта не совсем наша…
– Ну это от лукавого. Еще к концу I тысячелетия до н.э. к границам будущей земли пруссов с юго-запада проникли праславянские племена – носители лужицкой культуры. Они заняли Мазурское Поозерье. Да и земля, на которой ныне стоит город, названный впоследствии Кенигсбергом, имеет давнюю историю. Там еще в начале средних веков жили племена пруссов, получивших свое название от Куршского залива, который издревле назывался Русною.
Кто такие пруссы? Наиболее авторитетно в этом смысле мнение М.В. Ломоносова, который в своей “Древней российской истории” писал: “Нестор предал на память, что Рурик призван на владение к славянам из варягов-россов. Новгородский летописец производит его от пруссов, в чем многие степенные книги согласуются. И, таким образом, россы и пруссы уже оказываются единым народом”. Мало кто знает и то, что даже цвета прусского флага соответствуют цветам ленты Ордена Святого Владимира – русского князя, при котором история земли пруссов наиболее тесно переплеталась с историей Руси. Это уже потом тевтонские рыцари обратили свои взоры на восток, и в 1233 г. приступили к планомерному покорению Пруссии. Наши древние предки отчаянно сопротивлялись, но вынуждены были отступить. Недаром Ипатьевская летопись 1276 г. повествует о выходе части пруссов в Литву “неволею перед немцы”.
Так что в споре о том, чья эта земля издревле, на нашей стороне множество несокрушимых аргументов. И этот исторический экскурс лишь подтверждает незыблемый постулат: Калининградская область была, есть и будет российской территорией. И суверенитет России мы будем отстаивать любой ценой.
– Требования можно предъявлять, имея в запасе серьезные аргументы. Есть ли они у России?
– Есть. По уставу Европейского союза, в эту организацию принимаются страны демократические, рыночные, состоявшиеся, не имеющие проблем, в том числе и территориальных, с соседями. Однако у Литвы, например, такие проблемы есть. Во-первых, литовский сейм заявил о них, приняв в июне 2000 г. “Закон о компенсации ущерба, нанесенного Литовской Республике советской оккупацией”. Во-вторых, у нас еще не ратифицирован договор с Литовской Республикой о государственной границе… Конечно, это вовсе не значит, что в борьбе все средства хороши, и предложение моего думского коллеги Виктора Алксниса, предлагающего денонсировать пакт Молотова-Риббентропа, дабы спровоцировать территориальный спор между Польшей и Литвой, надо рассматривать чисто гипотетически.
Есть и экономические рычаги. Польше, к примеру, жесткая позиция по проблеме Калининграда может аукнуться потерей нескольких перспективных инвестиционных проектов в газовой сфере. Закрыв границы, Польша лишится и большого потока российских “челноков”. В целом, по оценкам экспертов, потери поляков могут составить более 20 млрд. долларов в течение первых пяти лет после введения визового режима для россиян. То же касается и Латвии, которая первая попыталась ввести транзитные визы для россиян. Только транспортные потери принесут латвийской железной дороге убытки в сотни тысяч латов ежегодно.
– А как вы относитесь к “пятой колонне” в самом анклаве, функционеры которой вполне серьезно говорят о создании на территории Калининградской области Балтийской республики?
– Это сепаратизм, только прикрывающийся разговорами о возможности “третьего пути”. Не думаю, что возможно скрестить ужа и ежа, создав республику, которая находилась бы в составе России и одновременно была интегрирована своей экономикой в Евросоюз как субъект международного права. А разговоры о двойном гражданстве – российском и Евросоюза – не более чем дешевый популизм местных политиков, решивших половить рыбку в мутной воде. Заводить об этом речь в то время, когда НАТО выделяет по 20 млн. долларов Польше и Литве на укрепление границ с Калининградской областью, если не преступно, то по крайней мере глупо. Кстати, сами жители области не очень-то стремятся к “самостийности”. По данным опросов, если в ноябре 1992 г. 20% опрошенных калининградцев считали, что их области следует придать статус независимой республики вне состава Российской Федерации, то после того, как Польша и Литва сообщили о своем желании вступить в ЕС, число стремящихся к “свободе” жителей анклава сократилось до 5%.
– Но ведь экономическая интеграция неизбежна.
– С этим никто и не спорит. Калининградская область волею судьбы и истории оказалась в центре Европы, окруженной членами Евросоюза, ей так или иначе придется поднимать свой социально-экономический уровень, и, следовательно, уровень жизни населения до международных стандартов. Работа в этом направлении ведется. В самом Калининграде уже не первый год продолжается рост производства. Индекс физического объема произведенной продукции в прошлом году по сравнению с предшествующим увеличился почти на 12%. Стабилизация и наметившийся рост экономики вызвали увеличение объемов отечественных и иностранных инвестиций.
Это видят наши западные партнеры, это учитывают российские руководители. Не зря же в ходе встречи глав правительств стран – участниц Совета государств Балтийского моря, проходившей в Санкт-Петербурге в начале июня, Президент России Владимир Владимирович Путин заявил: “Может сложиться ситуация, при которой Калининградская область, как эксклавный регион, будет развиваться динамичнее остальных регионов. Россия не будет выступать против такого развития событий, однако визовый режим должен быть одинаков для всех граждан России, в какой бы части они ни проживали”.
– То есть позиция России неизменна?
– Как говорится, отступать нам некуда – позади Москва. Именно поэтому на встрече в верхах Россия – ЕС в Москве глава российского государства очень резко критиковал нежелание Брюсселя пойти навстречу жителям российского региона и сохранить за ними свободу передвижения. Нам действительно предлагают те решения, которые означают, что право россиян на общение со своими родственниками внутри России будет зависеть от решения того или иного государства. Смириться с этим нельзя. Однако и Брюссель, и Варшава, и Вильнюс не раз твердо заявляли, что никаких исключений из правил Шенгенской зоны не будет. Что же касается идеи так называемых коридоров, то в этих столицах единодушно утверждают: ничего подобного тоже не будет, так как фактически это будет означать наличие экстерриториальных российских дорог на территории Польши и Литвы. ЕС пока предлагает облегченный визовый режим, многократные дешевые визы, бесплатные для пенсионеров и учащихся. В последнее время стали чаще говорить о создании паромной линии из Калининграда в Санкт-Петербург за счет Евросоюза. Но и это не решает проблемы. Поэтому российское руководство и настаивает на особом режиме для Калининградской области.
Беседу вел
Виталий ДЕНИСОВ
Комментарии