В Редакции Елены Шубиной издательства «АСТ» вышел новый сборник известного писателя Дениса Драгунского «Обманщики». Книгу уже окрестили «собранием неожиданностей», а кто-то считает, что «в этих рассказах все как в жизни: начинается с очевидного, а заканчивается невероятным. И нам остается, смеясь, качать головой: неужели и такое бывает, причем с самыми обычными людьми?». В эксклюзивном интервью «УГ» Денис Викторович рассказал о новой книге, об отношении к нынешней политической обстановке и к психологам, а также о том, почему дружба между учителем и учеником – нечто исключительное.
– Денис Викторович, расскажите, пожалуйста, о вышедшем сборнике.
– Моя новая книга называется «Обманщики». Это собрание рассказов, несколько эссе о литературе плюс две маленькие повести, ну или очень длинные рассказы, что для меня не совсем привычно, я специалист по сверхкратким новеллам. Но, честно говоря, от книги к книге мои рассказы делаются все длиннее, я позволяю себе более свободное дыхание. Для меня как для автора особенно интересна маленькая повесть «Крашеный снег» – она не только о невероятной любовной истории, рассказанной с двух точек зрения (у «него» своя правда и свои подробности, у «нее» – свои), но прежде всего эта повесть о борьбе с самоцензурой. Текст повести в книге напечатан четырьмя разными шрифтами, так я показал слои «самоцензурных» изъятий – лишние подробности, открытая эротика, непристойный социальный снобизм – и обычным шрифтом то, что остается.
– В одном из рассказов вы говорите: «Писатель может завидовать собрату-писателю или хоть покойному классику (как сказал у Булгакова поэт Рюхин про Пушкина: «Стрелял в него этот белогвардеец, и убил, и обеспечил бессмертие»). Это нормально». А кому завидуете вы, когда речь идет о малой прозе?
– Не скажу ничего оригинального – Чехову, отчасти Мопассану. Потому что это волшебные писатели, непонятно, как им удавалось писать, превращая свои слова и фразы как бы в прозрачное стекло, сквозь которое видны живые люди со своими страстями и радостями. Но самого стекла не видно. Загадка! А вот при всей моей любви к Бунину и Хемингуэю, к Бабелю и Шервуду Андерсону, ко многим другим великим рассказчикам – в них загадки нет, мне понятно, как это сделано.
– Одна из тем ваших произведений – советское прошлое. В рассказе «Обычная нормальная жизнь» вы пишете о жизни советского академика: «Выступить против линии партии – нельзя. Переехать в Америку – нельзя. Просто бросить работу, досрочно уйти на пенсию – ни в коем случае нельзя. Можно удобно жить, вкусно есть и безнаказанно изменять жене, точка…» Какова была она, эта жизнь человека, делающего научную карьеру в СССР? И чего больше в ваших размышлениях – иронии или сочувствия?
– Этот рассказ не столько об академике, сколько о журналисте, которого академик пригласил в свои биографы, рассказ о неимоверной социальной пропасти, которая в конце 1950-х разделяла элиту и народ, и о простом и честном выходе, который нашел для себя молодой журналист. Научная карьера всегда трудна, всегда сопровождается не только счастьем открытий, но и трудными компромиссами тем сильнее, чем выше забирается ученый по лестнице званий, наград и руководящих должностей. Полагаю, так обстоят дела не только в СССР, но и во всем мире. И чем болезненнее эти компромиссы, чем туже режимы секретности и т. п., тем сильнее желание отомстить судьбе, выгородить себе узенький пятачок, на котором ты сам себе хозяин. Иронии и сочувствия тут пополам. Кстати, в маленькой повести «Мощные методы» рассказано о драме заурядного, среднего ученого, рядом с которым вдруг расцветает выдающийся научный талант, повесть о любви и зависти.
– Кстати, противоречиями вообще наполнена ваша проза. И это делает ее интересной. Герой другого рассказа вступает в конфликт с родителями, при этом не находит понимания и с психологом, который дает ему банальный совет: «Собственно, что нужно вашим родителям, да и вам тоже? Немного тепла». Сейчас часто говорят, что ходить к психоаналитику – это все равно что чистить зубы: элементарная гигиена. Какой позиции придерживаетесь вы?
– Я бы хотел защитить психолога, он прекрасно понимает, что не всегда надо укладывать пациента на кушетку и в течение пяти лет вынимать из его бессознательного некую неясную травму, а потом еще пять лет прорабатывать ее. Иногда лучше посоветовать: «Ведите себя прилично. Регулярно навещайте своих родителей, разговаривайте с ними об их и о своей жизни, и будет вам счастье». Я вместе с врачами-кардиологами считаю, что в случае легкого сердечного недомогания не обязательно срочно делать аортокоронарное шунтирование. Здоровый образ жизни, нежирная еда и пешие прогулки будут куда полезнее. То же и про душевный дискомфорт. Психоанализ – это, как говорил один знаменитый аналитик, «дорого, долго и с неизвестным результатом». Нужен серьезный повод. Да и то в результате психоанализа человек может вдруг развестись, бросить работу, уехать в другую страну. То есть резко переменить, а то и сломать свою судьбу. А какая-нибудь, к примеру, прокрастинация или страх перед кошками – из-за чего он пошел к аналитику – так и останутся при нем, как были. Зубная щетка может оказаться непомерно дорогой.
– А если вспоминать ваших родителей, как бы вы отреагировали на подобный совет психолога? Или советы специалиста не понадобились бы – и без того все было гармонично?
– Я бы легко обошелся без советов специалиста, потому что привык – родители, кстати, приучили – справляться со своими проблемами самостоятельно. Да и сами проблемы были не столь тяжелы, чтобы бросаться к доктору. Хотя совет «дарите тепло», полагаю, правильный.
– Тогда, если не возражаете, еще о родителях. В ваших словах о работе филолога Марины Щукиной над комментированной биографией Виктора Драгунского звучит печальная интонация: «Вся его недолгая, но очень шумная, полная людей и событий жизнь так и осталась для меня закрытой. Едва сохранившись в вымокших почти нечитаемых письмах, клочках бумаги с неразборчиво написанными фамилиями, в концертных программках и фотографиях незнакомых мужчин и женщин. Вот и получилось, что биографию своего отца я читаю, открывая имена и происшествия, о которых ничего не знал. Стыдно». Что принципиально новое вы открыли, читая эту работу о вашем отце?
– Принципиально нового ничего. Кроме того, что мой прадедушка – отец папиной мамы – был не только социал-демократом, но и в каком-то смысле детским писателем: переводил рассказы для детей с итальянского на идиш в Америке в 1920-х. Вот такая, что ли, наследственность… А остальное – мелкие, но такие дорогие подробности папиной жизни, имена и фамилии его друзей, какие-то забавные истории… Жаль, что я не услышал об этом от него самого. Я был типичным подростком: обожал общаться с папой, часами, сутками рассказывал папе о своих делах, друзьях, встречах, увлечениях, но почти ничего не спрашивал у него о его жизни, о его детстве, о его работе на заводе, на ипподроме, в театре и на эстраде. Пожалуй, только под конец своей недолгой творческой жизни он рассказал мне о своих замыслах, которые, увы, не исполнились.
– Меня очень зацепил ваш рассказ про полоску света, о которой вы говорите как о педагогическом приеме: «Некий человек, добившийся в своей жизни успеха и признания, рассказывает: «Меня никто специально не воспитывал. Но ребенком, идя спать, я всякий раз видел полоску света под дверью кабинета отца. Отец работал за своим письменным столом до поздней ночи. И вот эта полоска света меня воспитывала». То есть воспитала во мне упорство и трудолюбие, преданность своему делу и т. д., и т. п.». А была ли в вашей жизни такая полоска света?
– Пожалуй, да. Но не трудолюбие, а скромность, сдержанность в потребностях. В 1960 году мы переехали из подвальной коммуналки в хорошую кооперативную квартиру. Трехкомнатную! Там были моя комната, спальня мамы с папой и большая общая комната вроде гостиной, и вот там к окну был приткнут папин письменный стол. Короче говоря, у моего отца – известного, а под конец жизни даже знаменитого писателя – не было своего кабинета. Чтобы закрыта дверь, чтобы «папа работает», чтобы все ходили на цыпочках. Этот факт крепко впечатался в мою память. Наверное, поэтому мне для работы не нужны какие-то особые условия, комфорт и тишина. Некоторые свои рассказы я написал в метро на экране айфона.
– Не знаю, где – в метро или в других условиях – написан один из автобиографических очерков о дружбе, завершающих книгу. Но он для меня один из самых пронзительных. «Все мои прежние любови и дружбы никуда не исчезают. Они со мной. Я пишу только о них». А возможно ли в принципе такое понятие, как дружба школьного учителя и ученика? Если да, что вы в него вкладываете?
– Хочется ответить словами из старого советского анекдота: «В принципе в Москве все можно купить!» Наверное, в принципе возможна и такая дружба, но ясно, что это нечто исключительное, необыкновенное. Ведь дружба – это прежде всего равные отношения друзей, а школьный учитель и ученик не равны по определению, как архимандрит и послушник, профессор и аспирант, генерал и сержант. Дружба – это откровенные разговоры, это возможность позвонить в полночь и забежать повидаться. «Василий Степанович, это Сережа, я тут рядом с вашим домом, я зайду на полчасика, есть разговор…» или «Наташа, это Марья Сергеевна, выйди во двор, меня только что бросил директор школы, мне надо выплакаться». Представляю себе реакцию жены Василия Степановича или родителей Наташи…
– В заметках «Альтернативная история литературы» и «Литература как цирк» вы пишете: «Писатель для читателя – гладиатор, который должен красиво мучиться на арене, а читатель будет любоваться его страданиями в форме стихов или прозы». О схожем – оправданности мучений – не так давно был спор Дмитрия Быкова и Михаила Эпштейна. Первый считает: «Первосортная диктатура потому и плодит великие поколения, что абсолютное зло действительно благотворно в нравственном отношении: оно вызывает желание бороться, желание бескомпромиссное, отважное и страстное». Второй придерживается гуманистической точки зрения и в качестве аргумента приводит то, что в советское время просто невозможны были бы произведения Быкова, Шаргунова и прочих нынешних защитников советского строя. На чьей стороне вы?
– Если писатель хочет принести свою собственную жизнь в жертву литературе – это его личное решение. Пусть его! Но вряд ли стоит оправдывать ужасы ХХ века великой литературой. Это касается как СССР, так и Европы. Что мы получили такого литературно великого в результате Первой мировой войны? Ремарка? Селина? Ей-богу, обошлись бы. А Кафка и Томас Манн, Пруст и Хемингуэй не так уж связаны с военно-репрессивными ужасами. Во всяком случае не обусловлены ими. Что касается СССР, то ничего прямо уж этакого, так сказать, глобально конкурентоспособного, кроме Шолохова, советская литература не произвела. Все весьма локально и регионально, почти провинциально. Ради того чтобы прочитать «Котлован» и «Чевенгур» Платонова, загонять народ в котлованы и чевенгуры? Я никогда с этим не соглашусь. Терпеть не могу это странное «зато». «А зато мы дали миру Достоевского!» Во-первых, кто эти «вы», которые «дали»? Вы что, папа с мамой Достоевскому? Или его мастера в литературной студии? А во-вторых, странно возлагать на одну чашу весов миллионы человеческих жизней и судеб, а на другую – всего лишь книгу, пусть даже очень хорошую. Тем более что литература, как на собственном опыте понял и нам рассказал Варлам Шаламов, не способна улучшить мир и исправить человека. Какая странная риторика по поводу «зато»! Кстати, совсем по Достоевскому: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». Миллионам людей прозябать в нищете и страданиях, гибнуть в войнах и лагерях, а мне чтобы всегда хорошую книжку читать…
– «Вдруг может наступить момент, когда горделивое «я занимаюсь литературой» будет слишком похоже на простонародное «а мы че? а мы ниче» и даже на ледяное «я выполнял приказ», – пишете вы. Такой прогноз пугает. Неужели к этому располагает нынешняя политическая обстановка?
– Нынешняя политическая обстановка сильнее всего располагает к уходу из политики. Но в любом случае надо быть честным: если нет возможностей для свободного политического высказывания, лучше молчать.
– Вы, к счастью, явно не намерены молчать. О чем будете писать дальше?
– О том же, о чем всегда, – о себе. Ибо пока еще «тема не раскрыта».
Комментарии