Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Новый подход

Деньги не спят: сильные и слабые принципы

Обучение предпринимательству
УГ - Москва, №11 от 17 марта 2020. Читать номер
Автор:

​Основы предпринимательства практикуются в школе №1280 второй год. Учебная нагрузка – один урок в неделю в девятых классах. Результаты: впервые участвовали в компетенции «Предпринимательство» WorldSkills Junior, на отборочном туре Москвы заняли 12‑е место из 20 (на достигнутом не остановимся). Но самые приятные результаты: шестнадцатилетние дети, которые пробуют себя в реальном бизнесе.

Так что высказывание Роберта Кийосаки о том, что в школах не учат быть богатым, становится неактуальным. Под богатством здесь подразумевается не только получение прибыли в денежном выражении, но и приобретение предпринимательских навыков и других soft skills:

1) умение управлять деньгами;
2) способность быть продуктивным;
3) умение определять сильные и слабые стороны;
4) способность нанимать эффективных людей;
5) навык обучать сотрудников;
6) умение управлять персоналом;
7) возможность сосредоточиться на потребностях клиентов; 8) умение определять новые тенденции;
9) умение анализировать данные;
10) способность справляться с неудачами, список можно продолжить.

Предмет «Основы предпринимательства» выступает тем метапредметным звеном, которого так не хватает в школах. Допустим, на уроке биологии пришла идея спасти человечество от пластика, далее ученик развивает свою идею и узнает о существующих технологиях, продуктах, которых нет, например, в России. И здесь он понимает, что можно открыть производство упаковки из водорослей, в которой можно предлагать воду. А что дальше? Благодаря появлению WorldSkills, а также ряда других инвестиционных конкурсов для молодых предпринимателей вектор становится понятным: есть идея, нужно написать бизнес-план и защитить его перед потенциальным инвестором. То есть у современного школьника есть практически все для того, чтобы в юном возрасте стать предпринимателем (разумеется, при согласии родителей).

В Интернете предлагается множество инструкций по написанию бизнес-плана. Мы предлагаем данный курс в школе – все-таки возможность живого общения с преподавателем, у которого есть практический опыт предпринимательства, одноклассниками, получения эмоций и удовольствия от работы над проектом Интернет не способен предоставить.

Первое занятие начинается со знакомства с учебной структурой курса, которая основана на проектном подходе, позволяет участникам практиковаться в разработке продуктов и бизнес-моделировании. Курс включает в себя обучение на основе опыта, в том числе практические примеры, интерактивные игры и модерируемые дискуссии.

Дети сами делятся на команды, выбирают роли (генеральный директор, финансовый директор, менеджер по финансам, директор по маркетингу, менеджер по маркетингу, директор производства). Несмотря на роли, ученики участвуют в составлении всех разделов бизнес-плана. В начале урока объясняются основные моменты, далее ученики работают в командах и выполняют задание урока.

Считается, что предпринимательство – это врожденная черта, которой невозможно научить. Есть исследования, которые доказывают, что есть «ген предпринимателя» и данная способность передается по наследству. Возможно, это правда. Но, с другой стороны, предпринимательство можно рассматривать как любой другой навык.

Самое главное, что предпринимательство развивает креативное мышление. Креативность – это применение воображения для решения проблемы. Инновация – это применение творчества для создания уникальных решений. Предпринимательство применяет инновации, масштабирует идеи, вдохновляя воображение других. Используя эту структуру, преподаватели на всех уровнях могут помочь молодым людям взаимодействовать с окружающим их миром и представить, что может быть другим; экспериментировать с творческими решениями проблем, с которыми они сталкиваются; оттачивать свою способность переосмысливать проблемы, чтобы предлагать уникальные идеи; а затем настойчиво работать, чтобы масштабировать свои идеи, вдохновляя других поддерживать их усилия.

Мы не должны формировать учебный план исключительно вокруг предметов, которые можно легко оценить на стандартном экзамене. В цитате, приписываемой Уильяму Брюсу Кэмерону, говорится: «Не все, что можно сосчитать, считается, и не все, что считается, может быть подсчитано». Нас не должны отговаривать от обучения предпринимательству только потому, что трудно измерить воздействие в краткосрочной перспективе.

По моему опыту, часто проходят годы, прежде чем семена предпринимательского образования превращаются в проекты или программы, которые проявляются в мире. Фактически большинство успешных предприятий создаются спустя годы после того, как ученики закончили обучение в школе.

Наталья МИЛОВА, учитель основ предпринимательства, экономики и права школы №1280, кандидат экономических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt