Недавно состоявшаяся в Театре сатиры премьера по пьесе итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо “Неаполь – город миллионеров” (реж. М. Мокеев) любопытна для театралов тем, что почти одновременно Ленком представил публике спектакль по произведению того же автора.
Тем же притягивает сегодня творчество известного театрального деятеля – актера, режиссера, драматурга, педагога, создателя собственного театра и драматургической школы? В этом году исполняется сто лет со дня его рождения. Ровесник века, он впервые появился на театральных подмостках в 20-е годы, а в 40-е стал проповедником нового художественного течения, которое называлось неореализмом.
“Неаполь – миллионер” – одна из наиболее популярных пьес де Филиппо. Это рассказ о противоречивом военном времени и его тяготах, ведется он от имени простого неаполитанца Дженнаро и его семьи. В оформлении спектакля преобладает желание погрузить зрителя в мрачную атмосферу военных лет, когда начинается история бедного трамвайщика. Темные сырые стены старого дома с обвалившейся штукатуркой, бедная обстановка, единственный привлекающий внимание предмет – пышная кровать, под которой оказывается склад дефицитных для того времени продуктов. Хозяйка дома донна Амалия (О. Аросева) приторговывает ими, чтобы хоть как-то свести концы с концами. А ее мужу Дженнаро (С. Мишулин) невдомек, зачем приходит сюда такое количество народу и откуда его жена достает дефицитный кофе, которым поит посетителей. Однако когда в доме появляется полиция, без помощи Дженнаро дело не обходится: он прикрывает “бизнес” семьи собственным телом, намазав лицо мукой и притворившись покойником. С самого начала зрителей увлекает искренность интонации актеров. В походке Дженнаро, возбуждающей скорее жалость, чем смех, в торопливых движениях Амалии читается сочувствие к героям, и действие приобретает драматическую окраску. Ведь и сам автор считал свои пьесы трагичными даже тогда, когда они заставляли зрителя смеяться.
Когда после нескольких лет плена Дженнаро возвращается к себе домой, он не узнает преобразившуюся в роскоши комнату, а эффектно одетую жену принимает за незнакомую женщину. Все в доме Амалии с азартом занимаются подсчетом шелестящих купюр под зажигательный перебор гитары. Но у Дженнаро, повидавшего жизнь, другая точка зрения: “Деньги всем голову кружат”. И он уверен, что сумеет изменить жизнь своей семьи.
Для персонажей де Филиппо жизнь напоминает кино. И в самом деле, порой череда событий похожа на мелькание кинокадров, а достоверность происходящего заставляет забыть, что вы в театре.
В 60-е годы театр Эдуардо де Филиппо приезжал в Москву на гастроли, и он сам выступал на сцене в роли Дженнаро.
Сегодня обращение театра к этой драматургии объясняется не только актуальностью темы, но и желанием прибавить что-то свое. Ведь пьеса написана и о нас…
Елена НИКОЛАЕВА
Комментарии