search
main
0

Деньги для школы соберут общественные родительские организации

Спонсорство и меценатство имеют глубокие корни в России. Помогать было хорошим тоном. Как человек, отработавший директором гимназии № 148 им. Сервантеса почти двадцать лет, я имею представление о спонсорстве в общем образовании. И, что примечательно, не вижу здесь особых проблем. На сегодня в государственном общем образовании ситуация вполне нормальна, потому что финансовые поступления значительны. Только в Петербурге за последнее время построено пять новых современных школ.

В то же время, бюджетная система финансирования, которая существует, очень неповоротливая. В ней есть определенные бюджетные правила, раздел на статьи, излишняя отчётность и т.д. И, несмотря на то, что все школы являются юридическими лицами и на уровне директора вполне можно решать какие-то вопросы, мало кто этим пользуется. Почему? Прежде всего, тот штат руководителей, который сегодня существует, не имеет экономического образования. Да, были курсы на базе учреждений повышения квалификации учителей, но с директорами школ должны работать специалисты особой направленности, которые знают специфику образования.

Как бы не были велики государственные «вливания», школе всё равно требуется помощь. Потому что принцип создания хорошей школы – это принцип создания хорошей образовательной среды, ведь на 80 процентов воспитывает среда. Чтобы создать эту среду, необходимы определённые затраты, и родители здесь вполне способны помочь. Например, с их участием можно реализовать различные мелкие образовательные проекты, такие как: школьная журналистика, научно-исследовательская работа, создание школьных лабораторий, игровой круг праздников. Это затратный и трудоёмкий процесс, и он нуждается  в поддержке извне, поскольку бюджетные деньги мы на это потратить не можем.

Свободных средств требует и такой процесс, как повышение квалификации. Не хочу никого обижать, но наиболее эффективным оказывается повышение квалификации под конкретный запрос. Допустим, школа занимается какой-то проблемой, и школа сама может привлечь любого специалиста, с которым администрация проработает школьную проблему, ознакомит с материалами. Это разительно отличается от ситуации, когда всех согнали на курсы, оторвали от работы. Конечно, курсы – дело стоящее, но нужен интерес. Недаром большинство производственных компаний занимаются  повышением квалификации своих сотрудников  внутри компании.

Спонсорство пригодится и при неполном отходе от поурочной системы обучения. У нас  в гимназии был такой эксперимент: к 300-летию  Петербурга освободили учебный класс и восстановили там обстановку петербургской коммуналки – уникального явления в России.  Получилась учебная лаборатория. Вы скажете, есть лаборатории химии, физики, какая лаборатория может быть в гуманитарной гимназии? Историческая. Что это даёт? Музейные технологии в обучении, уроки  внеклассного чтения для начальной школы, историческая  реконструкция для среднего звена. К нам сразу подтянулся клуб бабушек. И мы  получили совсем другой воспитательный эффект. На такие  образовательные программы, проекты нужны дополнительные средства. Чтобы мы не собрали детей в девять часов и отпустили в три часа, а чтобы создавалась творческая образовательная среда. Поэтому спонсорская помощь нужна, и она везде существует. Здесь важна форма и прозрачность. Успешные образовательные учреждения ищут эту спонсорскую помощь и, в основном, получают её от родителей учащихся. Разумеется, без государственного финансирования ни в одной стране мира образование не обходится, но привлечение родительских средств для образования своих детей необходимо. При этом мне кажется важным то, что создается некая социальная общность, а всякая общность имеет свою идеологию. Общность родителей тоже имеет свою идеологию. Можно поднять родителей на  то, чтобы купить компьютерный класс, и все будут довольны, а можно организовывать российские и зарубежные туристические, спортивные поездки. Главное, чтобы ребёнку было интересно.

Как вариант более мобильного использования средств внутри школы, существует  привлечение к  сотрудничеству и к работе частных образовательных учреждений дополнительного образования, которые арендуют и нанимают тех же учителей, тем самым, повышая их мотивацию. Также стало распространённым создание общественных родительских организаций. Немаловажно, что они имеют юридический статус и полномочия. Школа может собрать сколько угодно средств, но, извините, сидеть в тюрьме будет директор. Когда сбором средств занимается общественная организация, уставной целью которой является содействие государственному образовательному учреждению, это другое дело. Однако тут мы,  опять же,  сталкиваемся с мнением, что проведение средств помимо бюджета всегда плохо. Начинают выстраиваться препятствия, которые медленно, но верно… замыкают круг.

Андрей Полозов, руководитель социально-экономических программ Центра Социально-делового сотрудничества, Санкт-Петербург

Фото Натальи Алексютиной

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте