search
main
0

Деньги

Игра в пинг-понг

А в теннисном шарике – 50 миллионов долларов

Деньги “дешевые” – именно так выразился представитель Всемирного банка реконструкции и развития, говоря о займе в 50 миллионов долларов, выделяемом на реструктурирование системы российского образования. Кредит дается на семнадцать лет под семь процентов годовых, выплата долга начинается через пять лет с момента получения.

Этот заем инициировало Министерство образования для “поддержания реструктурирования системы образования”. Именно так звучит название инвестиционного проекта, над концепцией которого работали эксперты из Минобразования, РАО, Высшей школы экономики и Московской школы социальных и экономических наук.

В чем суть проекта? “Предоставление регионам на конкурсной основе средств и технической помощи для разработки и реализации региональных программ, направленных на изменение организационно-экономических условий функционирования системы среднего и начального профессионального образования”. Я попросил расшифровать эту общую фразу заместителя министра образования Александра Кондакова.

– 80 процентов займа получат регионы, прошедшие конкурс. Деньги пойдут на реформирование системы образования в этих регионах. Что подразумевается под словом “реформирование”? Во-первых, перевод школ на нормативное финансирование и предоставление им статуса юридического лица (бюджетополучателя), как это делается сейчас во многих цивилизованных странах, в Англии например. Во-вторых, создание эффективной системы переподготовки педагогических кадров и управленцев. В-третьих, привлечение внебюджетных средств в систему образования и создание прозрачной системы контроля и отчетности использования этих средств. Существенной реорганизации требует и наша система начального профессионального образования. Многие ПТУ продолжают обучать “умирающим” профессиям, не пользующимся спросом на рынке труда.

– Переход на нормативное финансирование школ – достаточно трудоемкий процесс. Как мне сообщили в Управлении экономики Минобразования, для расчета норматива, то есть бюджетных средств, выделяемых на одного ученика, требуется составить больше десятка таблиц, учитывающих тарифные коэффициенты, количество ставок, количество классов, наполняемость… Существенных изменений потребуют и законы, регламентирующие финансирование образовательных учреждений как на региональном, так и на федеральном уровне. Вопрос состоит в том, стоит ли рушить устоявшиеся традиции?

– Стоит. Опыт зарубежных стран, в частности Венгрии, показывает, что переход к нормативной системе финансирования дает значительную экономию бюджетных средств, выделяемых на образование.

Чужой опыт

В рамках подготовки образовательного проекта намечено проведение семинара в Будапеште, на котором венгерские эксперты расскажут своим российским коллегам, каким образом им удалось в достаточно короткие сроки, разумеется, не без помощи Всемирного банка, провести в своей стране образовательные реформы.

– Цивилизованные страны в среднем от десяти до двенадцати процентов внешних заимствований тратят на образование. Россия – менее одного процента, – сообщил советник Всемирного банка Исак Фрумин.

Эта цифра – менее одного процента – касается пока единственного образовательного займа в 71 миллион долларов, который Россия получила от Всемирного банка в прошлом году. “Инновационный образовательный проект” был инициирован министерствами экономики и образования и реализуется Национальным фондом подготовки кадров. Проект ставит перед собой две цели. Первая – повышение качества преподавания общественных наук в отечественных вузах и вторая – совершенствование учебного книгоиздания.

Уже есть конкретные результаты – появились новые учебники: комплекты для начальной школы системы Занкова, математика (5, 7 и 10-е классы), русский язык (5-е), география (6, 7-е), английский язык (10, 11-е), немецкий (10-е), естествознание (10-е), биология (8, 10-е), практикум по информатике.

Попал “под нож”

Вряд ли в скором будущем мы сможем дождаться конкретных результатов от нового образовательного проекта. Его финансирование сейчас под вопросом.

– С чем это связано? – спросил я Григория Глазкова, руководителя Департамента международных финансовых организаций Министерства финансов.

– Из-за ограниченности операционного бюджета Всемирного банка число займов, выделяемых Российской Федерации, было сокращено. “Под нож” попали неприоритетные и неподготовленные проекты.

– Кто “оперировал” этим “ножом”?

– Московское представительство Всемирного банка в лице его директора Майкла Картера.

– Почему сэкономить решили именно на образовательном займе? Его сочли неприоритетным?

– Неподготовленным. Авторы проекта хотели охватить все. А все – значит ничего. Концепция была весьма расплывчатой, а инвестиционный проект должен иметь узкую направленность – только тогда он эффективен.

Однако 28 октября в Белом доме прошла официальная встреча заместителя председателя Правительства России Валентины Матвиенко и директора Московского представительства Всемирного банка Майкла Картера. На вопрос журналистов о судьбе образовательного займа Валентина Ивановна ответила, что Всемирный банк считает социальную сферу приоритетным направлением в своей работе и готов выделить 50 миллионов долларов на реструктурирование системы отечественного образования.

– Существуют ли какие-либо препоны для получения этого займа с российской стороны? – поинтересовался я.

– Нет никаких препон, – заявила Валентина Ивановна.

Для окончательного согласования стратегии финансовой помощи России в Москву приезжает вице-президент Всемирного банка Иоханнес Линн. Переговоры намечены на конец ноября. Если образовательный заем снова не выпадет из общей обоймы займов, деньги Россия получит уже в июле.

Деньги к деньгам

На подготовку образовательного проекта правительство Японии выделило безвозмездно 940 тысяч долларов в качестве гранта. Эти деньги планируется потратить на анализ проблем российского образования на федеральном и региональном уровнях, а также на расчет экономического эффекта инвестиций и выбор оптимальных схем их использования. Однако в настоящее время и до окончательного решения судьбы образовательного займа грант заморожен, то есть расходование его средств приостановлено.

Долг платежом красен

Если 940 тысяч долларов – это подарок, то 50 миллионов – это одолжение, а долг, как говорится, платежом красен.

– Кто будет отдавать? – вопрос к Александру Павлову, заместителю руководителя Департамента международных финансовых организаций Минфина.

– Ответственность за возвращение займа Всемирному банку полностью лежит на его получателе, то есть Российском правительстве. Это первое звено в системе – внешнее. Второе звено, внутреннее, образуют Минфин совместно с Минобразованием и Минэкономики и конкретные субзаемщики – регионы. Какие именно регионы примут участие в проекте – этот вопрос пока остается открытым. Что касается взаиморасчетов на уровне второго звена, то они будут регламентироваться соответствующими договорами, которые Минфин будет заключать с каждым конкретным регионом.

Губернаторам дотационных регионов, отягощенных долгами перед федеральным бюджетом, вряд ли будет по карману участие в образовательном проекте. Ведь это новые долги. И немалые. К тому же существует решение Минфина о том, что регионы, имеющие долг перед федеральным бюджетом, не имеют права брать займы. Выходит, что проект нацелен лишь на прибыльные регионы России?

Впрочем у авторов образовательного проекта есть на этот счет свое мнение.

– Участие дотационных регионов в проекте обязательно, – считает заместитель министра образования Александр Кондаков. – Эти регионы испытывают наибольшую потребность в средствах на реформирование системы образования. Между тем реформы могут дать существенный экономический эффект. Предлагаемый перевод образовательных учреждений в статус бюджетополучателей на 10-15 процентов экономит бюджетные средства, так как упраздняется целый ряд инстанций, по которым “блуждают” учительские деньги. Инвестиции, вложенные в реконструкцию профессионально-технических училищ, оснащение их современным оборудованием и переподготовка преподавателей снизят молодежную безработицу и сэкономят средства на переобучение безработных в центрах службы занятости. В концепции проекта также предложены меры по повышению экономической заинтересованности работодателей в финансировании системы образования, привлечению средств населения, созданию внебюджетных фондов поддержки образования…

Доводов в пользу образовательного проекта достаточно. Однако убедят ли они губернаторов? Сможет ли экономический эффект реформ покрыть миллионные долги, тем более в валюте? Сомневаюсь.

Впрочем, по словам Александра Павлова, зам. руководителя Департамента международных финансовых организаций Минфина, выделение кредитов на развитие образования дотационным регионам возможно и на безвозвратной основе. Кто будут эти регионы-счастливчики, Александр Владимирович не уточнил.

Между тем в России 89 регионов, из них 80 – дотационные.

Дмитрий ЕГОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте