search
main
0

Денег в кошельках прибавилось. Но все познается в сравнении

По данным Управления образования Псковской области, рост средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в регионе в 2011-2012 учебном году составил 42%. Для этого из областного бюджета было дополнительно направлено 222,8 миллиона рублей. На IV квартал 2012 года было взято обязательство – довести среднюю заработную плату учителей до средней в регионе за 2011 год. Этой суммы в 16057,50 рубля удалось достичь и даже превысить ее. Средняя зарплата псковских учителей в IV квартале 2012 года составила 18643 рубля. Между тем еще в I квартале 2012 года она была на три тысячи меньше – тогда учителя в среднем получали 15633 рубля. В декабре 2012 года произошел новый скачок. Среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений общего образования была доведена до прогнозируемой средней заработной платы в регионе. Она составила 21244 рубля. Сколько же сейчас получают псковские учителя? На этот вопрос отвечают директора школ и начальник областного управление образования.

Елена ДАНЬШОВА, директор школы №12, Великие Луки, Псковская область:- В Псковской области была поставлена задача довести среднюю заработную плату учителей до средней по промышленности региона. И эта задача была выполнена. У нас в городе Великие Луки средняя зарплата учителей где-то более 19 тысяч рублей. В нашей школе несколько больше.Нужно при этом учитывать, что учительский труд не подразумевает стабильную оплату. В результате замещения уроков, например, в разные месяцы один и тот же учитель получает иногда чуть меньше, иногда чуть больше. У нас в школе в среднем педагоги зарабатывают около 20 тысяч рублей. Для Псковской области и Великих Лук это достаточно высокая оплата труда. Но чтобы получать такие деньги, учителю приходится работать на полторы, а то и на две ставки. Если у педагога кроме часов есть еще классное руководство плюс дополнительно кружок или факультатив, то тогда и набегает большая заработная плата.В нашей школе зарплаты учителей выше из-за того, что школа большая. В ней учатся почти две тысячи учеников. В рамках подушевого финансирования средняя наполняемость класса – 25 человек. За это количество учеников учителю установлен коэффициент 1. Если в классе меньше 25 человек, то и коэффициент расчета зарплаты за предмет в конкретном классе будет меньше единицы. Если больше 25, то соответственно больше.Есть еще у нас и такой аспект. Повышение заработной платы произошло не за счет увеличения базовой расчетной величины. Она у нас с 1 января 2013 года равна 2797 рублям, а до этого была еще меньше. То есть это даже не на уровне минимального размера оплаты труда. Это та минимальная цифра, от которой считаются все коэффициенты. К сожалению, у Псковской области дефицитный бюджет, поэтому базовая расчетная величина у нас достаточно маленькая.Заработная плата учителей в Псковской области была доведена до средней заработной платы по промышленности региона за счет стимулирующих выплат. Данное повышение произошло с 1 января 2013 года. Дополнительная стимулирующая выплата, назначенная нашему учреждению образования, была равномерно распределена на всех учителей по расчету бухгалтерии. Это очень хорошо, что учителя сейчас получают достойную заработную плату. Но я за то, чтобы произошло повышение базовой расчетной единицы. А дальше уже зарплаты поднимались бы индивидуально, директор школы и совет школы стимулировали бы конкретных учителей за профессиональные заслуги: за успехи учеников в предметных олимпиадах, за участие в конкурсах и так далее. Ольга ФЕДОРОВА, директор лицея экономики и предпринимательства №10, Псков:- Зарплата, конечно, принципиально изменилась. Для нашего города и региона она достаточно большая. У нас средняя зарплата по лицею 21500 рублей. По промышленности региона сейчас, кажется, 19-20 тысяч. То есть наши зарплаты ее даже немного превышают. Причем это в среднем, а отдельные педагоги получают и еще больше. Но за счет чего? Зачастую за счет внутреннего совмещения, то есть работы, допустим, на полторы ставки. Возьмем пример: молодой учитель английского языка у нас получает 20 тысяч рублей. У нее нет классного руководства. Но у нее 30 часов нагрузки. Она работает в 2 смены. Плюс дает уроки ребенку, который обучается на дому.Большая учительская зарплата для города Пскова – это замечательно. Но тот знаменитый «путинский вопрос», почему такая разница в регионах по зарплате,  волнует всех, а не только Путина. Москва у нас – отдельное «государство», это всем известно. Есть богатые нефтяные, газовые районы в Сибири… Конечно, в идеале нужно, чтобы механизм начисления заработной платы для учителей во всех регионах России был в принципе одинаков.Что касается стимулирующей части фонда оплаты труда, то я недавно спрашивала на собрании своих учителей: «Раньше вы работали по тарифной сетке и не имели премий, а сейчас у нас есть стимулирующий фонд. Когда, по-вашему, было лучше, тогда или сейчас?» И, кстати, еще мы говорили на этом собрании о качестве образования в Финляндии. Ведь у финских учителей нет никакого стимулирующего фонда, они все работают за одинаковые зарплаты и выдают самое высокое качество знаний, как это принято считать, в мире. Мои учителя – те, кто получает стимулирующие выплаты, – высказались за нынешнюю систему. Но любопытно, что и те учителя, кто не получает больших стимулирующих выплат, тоже, как оказалось, не против существования стимулирующего фонда.Весь вопрос в том, что стимулирующий фонд в каждой школе разный. В нашем лицее на данный момент его размер  70 тысяч рублей на 50 учителей. Как разделить 70 на 50?  Каждому приблизительно по тысяче? Но что такое премия в тысячу рублей? На мой взгляд, стимулирование должно быть солидным. Допустим, если наша учительница в этом году заняла первое место в конкурсе «Дебют года», мы сразу доплатили ей 25 тысяч рублей из фонда стимулирования. Но 25 из 70 – это весомо! Мы смогли столько выделить ей лишь потому, что в том месяце у других учителей были не такие значительные доплаты.По идее нужно дополнительно стимулировать за многое. Например, с 1 января 2014 года будут повсеместно введены электронный дневник и электронный журнал. А у нас в лицее все это уже есть. На сегодняшний день мы ведем двойную систему учета – выставляем оценки и в бумажном журнале, и в журнале электронном. Согласитесь, что в таких условиях учитель тратит больше времени на выставление оценок, а оплата осталась той же самой. Я знаю, что в некоторых регионах учителей стимулируют за размещение материалов на сайте школы, за работу с электронным дневником. Но если мы в своей школе будем это делать, 70 тысяч рублей нужно будет вновь делить на 50 учителей. А если нужно будет из этой суммы выдать учителю поощрение еще и за участие в конкурсе, за другие заслуги, то оставшаяся сумма будет совсем крошечной!Стимулирующий фонд школы зависит от фонда заработной платы. А последний в свою очередь зависит от количества учеников в школе и от соотношения количества учеников и учителей. И получается такой парадокс. Если у нас в школе у многих учителей будет по полторы или по две ставки, а в другой школе будут учителя-пенсионеры, работающие на неполную ставку, или кандидаты педагогических наук, которые совмещают работу в вузе и в школе, для той школы это будет невыгодно. У них получится много учителей и мало учеников. И их фонд заработной платы будет маленьким. Несмотря на то что формально все делают одну и ту же работу. Или даже несмотря на то что квалификация учителей в той школе может быть выше. Очень многое зависит и от количества учеников. У нас переполненная школа из-за строительства нового микрорайона по соседству. В наших классах больше 25 человек, и за счет этого количества детей мы и получаем большую заработную плату. Александр СЕДУНОВ, начальник Управления образования Псковской области:- Повышение оплаты труда педагогических работников в Псковской области ведется постепенно. Привлечение дополнительных средств на повышение заработной платы происходит в том числе за счет реорганизации неэффективных учреждений образования, организации дистанционного обучения детей, а также оптимизации расходов на административно-управленческий персонал, обеспечения дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала.Главная цель – сохранение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений на уровне средней заработной платы в регионе в 2013 году и последующие годы. На этом область не останавливается. Мы будем повышать зарплату другим категориям педагогических работников. На 2013 год запланировано доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до уровня средней заработной платы в сфере общего образования Псковской области. Это соответствие зарплат планируем сохранять и в последующие годы. К 2018 году в результате поэтапного повышения средняя заработная плата педагогических работников дополнительного образования, а также работников профессиональной подготовки и среднего профессионального образования должна быть доведена до уровня средней заработной платы учителей в регионе.Уже сейчас изменения в зарплатах ощущают не только учителя. В частности, в Псковской области производится региональная ежемесячная доплата воспитателям муниципальных дошкольных учреждений в размере 1 тысячи рублей. Выплачивается персональная надбавка в размере 70% от должностного оклада медицинским работникам и педагогам-библиотекарям государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. ПослесловиеБеседуя с псковскими педагогами, наш корреспондент Светлана Потапова отметила их приподнятое настроение. Теперь учительский труд, как признают псковичи, достойно оплачивается. Но хочется равного старта, изначального равенства базовых ставок учительских зарплат во всех регионах,  и в этом они правы, как и в том, что базовую ставку нужно значительно поднимать. Тогда педагогам не пришлось бы работать на полторы-две ставки и испытывать перегрузку и стрессы. Идея стимулирующего фонда, похоже, на псковской почве прижилась. Люди хотят иметь шанс получать больше за счет своих профессиональных достижений. А если есть такой настрой,  значит, и достижения обязательно будут.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте