Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Денег больших не обещают. Но условия для карьеры есть

Учительская газета, №35 от 28 августа 2012. Читать номер
Автор:

С первых дней своей учебы в гимназии Даша Елисеева поняла, что быть учителем – ее призвание. Сначала, глядя на свою любимую первую учительницу Ирину Ивановну Бархатову, она хотела стать учителем начальной школы, потом, на уроках Ирины Михайловны Томчук, полюбила историю, но все же окончательный выбор предмета определили два учителя: Татьяна Романовна Попова (она вела у Даши английский) и Наталья Николаевна Ивашкина (французский язык).

Так бывает, правда, очень редко, что человек сразу попадает на свою стезю и больше с нее не уходит, что бы ни случилось в его жизни. Даже если он под влиянием обстоятельств и делает шаг в сторону, то потом непременно возвращается к главному делу своей жизни. Конечно, в случае с Дарьей говорить об этом рано:  выпускница факультета иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета лишь в этом году начнет преподавать английский язык в оренбургской гимназии №1, которую пять лет назад окончила с золотой медалью. Тут я делаю небольшое лирическое отступление. Важный факт Дашиной биографии,  а именно получение медали, о котором я узнаю от Дашиных педагогов, становится для меня  удивительным и необъяснимым. Мы уже привыкли к тому, что золотые медалисты, а тем более призеры региональных предметных олимпиад (а Даша, будучи старшеклассницей, стала призером олимпиады по литературе), не выбирают педуниверситет в качестве места учебы. Туда, как это ни грустно признавать, идут в лучшем случае хорошисты. Медалисты и олимпиадники, как правило, выбирают более оплачиваемые специальности, благо дорога им везде открыта: многие вузы их ждут с распростертыми объятиями.  Мое недоумение разрешает сама Даша: – Инфак нашего педагогического университета – это очень престижный факультет, но вы правы: большинство туда идут не для того, чтобы потом стать преподавателями. Основная цель – в совершенстве овладеть языком, чтобы найти себе хорошую работу в бизнесе или во властных структурах. Вместе со мной на инфак поступили еще две мои одноклассницы, еще одна – на факультет физвоспитания. В школу по окончании вуза иду работать я одна. Слушая девушку, я вспоминаю слова директора школы, с которым недавно беседовала о молодых специалистах. Он высказал, на мой взгляд, очень верную мысль: «Хорошо, что не все выпускники педвуза идут в школу, искусственный (благодаря низкой оплате труда молодых специалистов) отбор способствует тому, чтобы в педагогике оставались лучшие, только те, для кого работа с детьми – призвание». Наверное, это правда, но, честно скажу, почему-то она не радует: было бы большим цинизмом считать нормальной подобную ситуацию. Неужели за возможность себя реализовать талантливые учителя должны платить бедностью, если не нищетой? Ведь сказать по правде, несмотря на все проведенные повышения, учителя не так уж и много себе могут позволить… Как бы я ни хотела, не могла обойти этот вопрос в беседе с девушкой. Но прежде поинтересовалась у заместителя директора гимназии Светланы Александровны Нудельман, как руководство собирается мотивировать молодого специалиста, чтобы работа не казалась ему сплошным самоотречением?- Да, денег больших ни обещать, ни дать в самом начале мы не сможем, это безусловно. У нас есть региональные доплаты молодым, но они тоже не очень велики. Но мы готовы создать условия для скорейшего карьерного и профессионального роста. Даша сможет учиться в аспирантуре, она очень трудолюбивая, талантливая и целеустремленная. Если ей со временем предложат повышение, мы не будем ее удерживать, так как понимаем, что у каждого человека есть выбор. Но мы дадим ей красивый старт. Для этого постараемся провести ее через очные и заочные конкурсы для молодых педагогов, которые тоже нередко проводятся в нашем городе и области. И потом есть еще момент, о котором мы можем говорить вполне открыто: у преподавателей иностранного языка есть неплохие возможности для подработки  – репетиторство. В нашей школе учатся дети, родители которых придают большое значение знаниям. Конечно, не у всех педагогов получается совмещать эти два вида заработка, но это дело времени и опыта.Как выяснилось из дальнейшей беседы, опыт репетиторства у Даши уже неплохой. Она стала давать уроки младшим школьникам начиная со второго курса. По ее мнению, репетиторство  не только средство поддержания бюджета, но отличная возможность отработки многих методических приемов:- Думаю, что эти уроки дали мне даже больше, чем моим ученикам. Во-первых, я училась общаться с детьми, находить с ними общий язык, видела, что для них трудно, а что  легко, что интересно, а что  не очень. Отрабатывала на них свои методические находки, а также приемы и методики, которым нас учили в вузе. Главное же – могла проверить на практике их эффективность. Кроме того, репетиторство полезно тем, что позволяет учителю научиться терпению, гибкости и чуткости. Чтобы добиться наилучшего результата, он просто вынужден прислушиваться к конкретному ученику, учитывать его индивидуальность, психологические особенности. Думаю, что опыт репетиторства мне поможет лучше работать с группой. – Ваш опыт можно считать успешным? – Думаю, да, потому что от меня никто не уходил, после каникул все дети ко мне возвращались, а их родители  рекомендовали меня своим знакомым. Не знаю, смогу ли совмещать этот вид деятельности с работой в гимназии и тем более с учебой в аспирантуре. Загадывать пока ничего не буду, но скажу честно: мне нужно было репетиторство в большей степени как практика. Я живу с родителями, и они меня обеспечивают. Так что пока у меня нет собственной семьи, вопрос финансовой обеспеченности не будет на первом месте. Я спокойно могу сосредоточиться на самореализации и повышении профессионального уровня. – Значит, ваши родители вас поддерживают? Они не были против вашего выбора?- Нет, хотя мои мама и папа не имеют отношения к педагогике.  К школе вообще, а тем более к нашей гимназии, они относятся с очень большим уважением. И они, и я, когда училась в старших классах, видели, как хорошо относится к педагогам директор гимназии Владимир Федорович Гончаров, какие условия создает и для взрослых, и для детей. В нашей гимназии свой особый микроклимат,  возможно, тепличный по сравнению с другими учебными заведениями, не случайно все родители стремятся учить здесь своих детей. Учителям здесь хорошо по многим причинам, главная из которых – умные дети, нацеленные на учебу, и неравнодушные родители, которые всегда готовы прислушаться к рекомендациям педагогов. В гимназии существует система грантовой поддержки педагогов, работающих творчески и результативно. Конечно, грант нужно заслужить, но все равно перспектива его получения уже обнадеживает. В заключение беседы я спросила у Дарьи, как она собирается начать свой первый урок. Продумала ли она его во всех деталях?- Да, конечно. Первый урок очень важен. От него многое будет зависеть. На нем я должна буду со всеми познакомиться и всех заинтересовать. Урок обязательно будет игровой, это будет погружение в язык, веселое и интересное. Вообще игра должна быть на всех моих уроках, ведь мне предстоит заниматься с третьеклассниками.- Страшно ли начинать?- Нет, совсем не страшно. Во-первых, потому что я всегда хотела быть учителем и очень много раз представляла себя в этом качестве, во-вторых, у меня за плечами практика. А в-третьих, я помню себя в этом возрасте и, мне кажется, пойму своих учеников и почувствую их настроение. ОренбургСтатфактПо словам министра образования Оренбургской области Вячеслава Лабузова, в этом году в школы региона должны прийти около 400 молодых педагогов. «Мы должны принять все меры, чтобы удержать это пополнение в образовательных учреждениях», – сказал министр, выступая на августовской педагогической конференции.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту