Участники, одетые в костюмы времен Ричарда Львиное Сердце, через плечо – ленты, показывающие их статус.
Три герольда, проводящие турнир.
Маршал, строго следящий за порядком и жестоко наказывающий провинившихся.
Шут, оживляющий турнир веселыми шутками, строящий рожицы, копирующий всех и вся.
Пять рыцарей-зачинщиков, одетых в жилеты с гербами и девизами.
Два глашатая, помогающие герольдам, дублирующие эхом их текст, собирают пожертвования зрителей и участников на призы победителям.
Два горниста.
На сцене пять щитов с гербом и девизом и разноцветный декоративный шатер с их флагами. В зале плакаты с изображениями: прекрасных дам, различных гербов, оружия тех времен, вооруженных рыцарей, лошадей, эмблемы войны алой и белой розы, гирлянды, цветы, флаги. Стулья поставлены в форме разорванной подковы. На возвышении приготовлен трон для королевы и принцессы.
Музыкальные вставки песен В.Высоцкого из кинофильма “Баллада о доблестном рыцаре Айвенго”.
Звучат фанфары. Рыцари-зачинщики через герольдов обьявляют свой вызов на бой каждому, кто не испугается его принять.
1-й герольд: “Дерзай – ты станешь тем, кем ты желаешь быть; а нет – оставайся среди слуг, недостойных коснуться пальцев Фортуны”.
2-й герольд:
Кто из рыцарей достоин
Здесь главою стать над всеми?
Лучший всадник, лучший воин,
Гордый, с перьями на шлеме!
3-й герольд:
Труба зачинщика надменный вызов шлет,
И рыцаря труба в ответ поет,
Поляна вторит им и небосвод.
Забрала опустили седоки,
И к панцирям прилеплены древки;
Вот кони понеслись, и, наконец,
С бойцом вплотную сьехался боец.
1-й герольд обьявляет порядок проведения турнира:
Сегодня три дня промелькнут за минуты. И в первом с зачинщиком может сразиться любой, признающий законы турнира, коснувшись щита побороться, помериться силой. Пять раз в этот день возможно будет такое, и рыцарь сильнейший найдет королеву турнира. Второй день подарит возможность размять свои кости любому готовому к бою, за памятный приз попытать свое счастье. Здесь правит одна королева, решая любую судьбу моментально. В день третий – гулянья простому народу.
Звучит один удар гонга. Глашатаи обьявляют открытие первого дня состязаний.
1-й герольд:
1. Турнир “Рыцарского герба”
Первый конкурс – это своеобразная заявка на участие в турнире и выявление будущих соперников. Задача: за 5 минут нарисовать свой герб, придумать девиз и свое имя. (Использование домашних заготовок). На защиту каждому участнику дается 30 секунд. Выдержавшие испытание посвящаются в рыцари, им вручаются их именные эмблемы-гербы.
3-й герольд:
“Пять рыцарей-зачинщиков вызывают на бой всех желающих. Каждый рыцарь, участвующий в турнире, имеет право выбрать себе противников из числа зачинщиков. Для этого он должен только коснуться копьем его щита. Прикосновение тупым концом означает, что рыцарь желает состязаться тупым оружием, то есть копьями с плоскими деревянными наконечниками, или “оружием вежливости” – в таком случае единственной опасностью являлось столкновение всадников. Но если рыцарь прикоснулся к щиту острием копья, это значило бы, что он желает биться насмерть, как в настоящих сражениях”.
1-й герольд:
2. Турнир “Копья и меча”
Конкурс на ловкость и хитрость для любого количества соперников. Огораживается территория ристалища. Участникам на левую ногу привязывают по воздушному шарику на одинаковых по длине и толщине нитках. Задача – сохранив свой шарик, уничтожить, “раздавив”, шарики противников. Покинувший территорию ристалища считается проигравшим. Выдержавшие испытание лучше других получают награду – орден “Копья и меча”. Возможны ордена трех степеней: золотой, серебряной и бронзовой.
2-й герольд:
3. Турнир “Рыцарской славы”
Конкурс на знание рыцарских традиций и обычаев. Предлагаются вопросы. Например:
1. Чем еще в средние века занимался маршал, кроме порядка на рыцарских турнирах?
Маршал – в средние века так назывался придворный, следивший за королевскими конюшнями, а также за порядком на турнирах.
2. Что изменил король Артур, используя круглый стол?
Круглый стол короля Артура – в средневековых рыцарских романах XII-XIII вв. рассказывалось о короле Артуре и его рыцарях, пировавших за круглым столом, где все сидели на равных местах.
3. Какая связь между рыцарями одного из орденов и больницами?
Рыцари-госпитальеры открывали больницы для ухода за ранеными и занемогшими паломниками и крестоносцами.
4. Какая эмблема стала символом рыцарей – участников походов на Святую землю?
Крест, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос, являющийся символом христианства, стал эмблемой участников походов на Святую землю.
5. Какие волшебники участвовали в походах рыцарей короля Артура?
Мерлин и Могис – волшебники, герои многочисленных сказаний о легендарном короле Артуре и его рыцарях.
6. Как назывался меч короля Артура?
Эскалибар – меч легендарного короля Артура.
Отвечает первый подготовивший ответ. Выдержавшие испытание лучше других получают награду – орден “Рыцарской славы”. Возможны ордена трех степеней: золотой, серебряный и бронзовый.
1-й герольд:
4. Турнир “Прекрасной дамы”
Количество соревнующихся любое. После обьявления условий дается 1 минута на подготовку. Соперники передают цветок по кругу, прославляя прекрасную даму, причем не повторяясь и не мешкая. Победителем считается тот, за кем останется последнее слово. Он имеет право вручить цветок, выбрав СВО[[smpbold]] прекрасную даму – принцессу любви и красоты. Кроме этого, он получает орден – “Самого галантного рыцаря”. Возможны ордена трех степеней: золотой, серебряный и бронзовый.
2-й герольд:
“… Другими девами окружена,
Стояла, как владычица, она –
Царицей быть могла она одна…
Там не было красавиц, равных ей,
Ее убор был всех одежд милей.
Ее венец и праздничный наряд
Красив без пышности, без роскоши богат;
И вербы ветвь в руке ее бела –
Она ее в знак власти подняла”.
Принцессу победитель провожает к трону.
3-й герольд:
5. Турнир “Тернистый путь”
Соревнуются по парам: “наездник” и “конь”, причем передвигаться они должны, придерживая руками ноги другого. Задача пары – пройти быстрее всех предложенную дистанцию. Пара победителей получает по ордену “Тернистого пути”.
1-й герольд:
“Заиграли трубы и рожки, и противники помчались друг на друга. Схватка продолжалась недолго: искусство и счастье зачинщиков были таковы, что противники… разом свалились с лошадей на землю…
Крики зрителей, возгласы герольдов и звуки труб возвестили торжество победителей и поражение побежденных”.
2-й герольд: По итогам набранных орденов обьявляется победитель: золотой равен 5 очкам, серебряный – 4 очка, бронзовый – 3 очка.
Обьявляется победитель 1-го дня, ему вручается венец победителя и приз.
3-й герольд:
” …настало время, когда победитель должен проявить уже не доблесть, а изящный вкус, избрав среди прелестных дам, украшающих галереи, ту, которая займет престол королевы любви и красоты …” “Сэр рыцарь… Вам предстоит теперь почетная обязанность избрать прекрасную даму, которая займет трон королевы любви и красоты… вам предоставляется полное право вручить этот венец кому вам будет угодно. Та дама, которой вы его передадите, и будет провозглашена королевой…”
Королеву победитель провожает на трон.
Звучат два удара гонга. Глашатаи обьявляют открытие второго дня состязаний.
2-й герольд:
“Герольды уж не ездят взад-вперед,
Гремит труба, и в бой рожок зовет.
Вот в западной дружине и в восточной
Втыкаются древки в упоры прочно,
Вонзился шип преострый в конский бок.
Тут видно, кто боец и кто ездок.
О толстый щит ломается копье,
Боец под грудью чует острие.
На двадцать фунтов бьют обломки ввысь…
Вот, серебра светлей, мечи взвились,
Шишак в куски раздроблен и расшит,
Потоком красным грозно кровь бежит!”
1-й герольд:
“Пусть каждый, кто искусством знаменит,
Ко мне приблизится, – сказал Атрид, –
Пускай ко мне герои подойдут,
Которым строгий наш не страшен суд,
И тучного быка получит тот,
Кто всех стрелков уменьем превзойдет”.
1-й герольд:
“Была одета пышно рать,
И было рыцарям под стать
Великолепье их забав,
Когда, бывало, всех собрав –
И дам, и воинов – в кружок,
Звучал в старинном замке рог”.
2-й герольд:
6. Турнир “Лучников”
Количество соревнующихся любое. Обозначается круглое место для поля битвы. В центр складываются в кучу луки и стрелы, причем их меньше, чем участников. Пока звучит музыка, противники вынуждены ходить по кругу. По резкому окончанию музыки нужно быстро вооружиться, причем взяв не более 1 лука и 1 стрелы. Повторяется несколько раз, но с меньшим количеством соперников. Не вооружившиеся, частично вооружившиеся или неправильно вооружившиеся, так же, как и перестаравшиеся с вооружением, выбывают. Выдержавшие испытание лучше других получают награду – орден “Быстрейшего” и ценный приз. Возможны ордена и призы трех степеней: золотой, серебряный и бронзовый.
3-й герольд:
“Все наши свойства сотканы непрочно –
Изьян в материи всегда найдется:
Подчас храбрец пугается собаки,
И умник так ведет себя, что стыдно
И слабоумному глядеть на это,
А ловкачи так часто попадаются
В расставленные ими же ловушки”.
Звучат три удара гонга. Глашатаи обьявляют открытие третьего дня состязаний: танцы.
Светлана КАЗЕНОВА
Москва
Сцены из рыцарских времен
Костюмированно-театрализованный турнир
Просто замечательно, что обьявлен такой конкурс
И хочется по этому поводу поделиться некоторыми своими мыслями.
1. Очень сложно уложить какое-либо проведенное, даже постоянное дело в сценарий! Работа классного руководителя на 2/3 состоит из импровизации, вариантов. Мы, например, каждое новое дело придумываем с ребятами заново. Иначе невозможно.
2. Конечно, очень важны “заготовки”, некие блоки, наборы упражнений, конкурсов, игр. Думаю, для творческого человека нужен материал в такой форме – чтобы были широкие возможности для варьирования.
3. Любой блестящий сценарий – всего лишь схема. Хорошо бы на будущее придумать какой-нибудь более “живой” вариант конкурса, те же видеофильмы о классном часе и других школьных делах. Видеосьемка, конечно, оставляет “за кадром” процесс подготовки, что является, на мой взгляд, не менее, а скорее и более важным, чем сам результат – проведенное дело. Но можно и это в будущих условиях конкурса учесть – “методическая кухня” классного руководителя.
4. Поскольку все наши дела придумываются, “местный колорит”, может быть, не всем подходит. Жаль, что в сценарии невозможно передать все многообразие мнений и реакций ребят (что и составляет главную прелесть любого дела).
5. И все-таки – как оптимальные условия для развития личности – мне кажется, не придумано ничего лучше коммунарской методики и сборов (как концентрированного педагогического пространства).
6. Очень хотелось бы прочитать об опыте, системе классного руководства в школах В.Караковского, А.Тубельского и в других, где есть опыт освобожденных классных руководителей.
Думаю, в этой же рубрике уместно было бы рассказать об опыте психолого-педагогического сопровождения в других странах (служба “Чайдене”, РМS-центра и т.д.).
Ольга ЛЕПНЕВА, освобожденный педагог-воспитатель
Псков
Своя республика – свой президент
Несмотря на то, что воспитательная работа сегодня осложнена различными процессами, происходящими в обществе, наш педагогический и ученический коллектив старается сделать жизнь в школе ярче, содержательнее, стремится помочь ученикам развить свои дарования, удовлетворить разнообразные потребности.
Считаем, что нам удалось организовать социально ценную, разнообразную деятельность воспитанников. Об этом говорят и итоги анкетирования ребят:
89% учеников 5-11-х классов считают, что жизнь в школе интересна и содержательна. 91% опрошенных отмечают, что у них самые лучшие классные руководители.
В каждое мероприятие, проходившее в школе, стараемся внести элементы игры, новизны, романтики, учитывая мнения и интересы детей.
Серьезное отношение к воспитательным мероприятиям, содружество детей и взрослых, система в организации подготовки КТД – все это помогло научить детей планировать подготовку и содержание дел, анализировать, выяснять причины ошибок. Мы не боимся в нашей работе недостатков. Наоборот, считаем, что если мы видим наши недостатки, то, значит, идем вперед, стараемся их устранить.
В нашей школе есть своя школьная республика, возглавляемая президентом. Президент руководит советом министров. Учителя выступают в роли консультантов, добрых помощников. Президентский совет и педагоги сумели сплотить жителей школьной республики, мобилизовать всех на поиск и коллективное внедрение новых идей, совершенствование традиционных форм работы. В школе создана программа успеха, которая помогает заинтересовать ребят, подготавливать дела творчески, жить для радости других людей.
Между классными руководителями, детьми царит атмосфера дружбы, взаимопонимания и сотрудничества. Конечно, есть и проблемы. Но мы находим пути их решения сообща.
С уважением учителя и ученики средней школы N 6
Фурманов,
Ивановская область
Комментарии