search
main
0

Один день в истории кино: 5 известных советских фильмов, которые вышли на экраны 29 апреля

Самой урожайной датой апреля на события, связанные с кинематографом, оказалось 29 число, когда в один и тот же день, но в разные годы, в советском кинопрокате появилось пять художественных фильмов, которые полюбились зрителям.

«За витриной универмага», 1956

Фрагмент из фильма. Фото: свободные источники

Лирическая комедия режиссера Самсона Самсонова («Попрыгунья», «Оптимистическая трагедия», «Три сестры») поставлена по сценарию Алексея Каплера. Вернувшись из ссылки, куда драматург попал по воле Иосифа Сталина, который не приветствовал романтические отношения молодого человека со своей дочерью, Каплер написал сценарий под названием «Каменное сердце» и отдал на киностудию «Мосфильм». Работа пришлась по душе директору студии Ивану Пырьеву и ее приняли с ходу, без купюр — страна нуждалась в комедиях о молодежи.

Фильм о том, как группа энтузиастов разоблачила мошенников, спекулирующих некачественными товарами, снимался в ГУМе, который получил хорошую рекламу. Для многих актеров, в будущем знаменитых, картина стала мостиком в большое кино. Олег Ануфриев, Микаэла Дроздовская, Анатолий Кузнецов…

Молодых непрофессиональных актрис, которые играли продавцов универмага, искали в балетном училище — по замыслу режиссера они должны были стать воплощением легкости, изящества, красоты, о которой мечтали советские люди. На главную роль взяли красавицу Светлану Дружинину. После выхода фильма «За витриной универмага» она оставила мечту о балете и поступила во ВГИК.

Но у легкой и веселой комедии оказалась непростая судьба. Тогда с экрана, едва ли не впервые, прозвучала критика в адрес крупнейшей в СССР фабрики «Большевичка», правда, название производителя некачественных товаров сменили на «Зарю». Придумали историю, связанную с поставщиками, проблемами в ряде отраслей, включая химическую. Но не понять, о каком гиганте промышленности шла речь, было невозможно.

Через несколько лет после выхода в прокат фильм посчитали чересчур смелым и отправили на полку — до начала девяностых годов прошлого столетия. Но комедию и сейчас, через шесть с лишним десятилетий после рождения, смотрят с интересом.

«Высота», 1957

Фрагмент из фильма. Фото: свободные источники

Успех картине с простым названием «Высота» был гарантирован априори, еще до выхода на экран. Творческий состав группы во главе с кинорежиссером Александром Зархи («Мой младший брат», «Города и годы» «Анна Каренина») гарантировал фильму хорошую прокатную судьбу.

Сценарий написал лауреат Сталинской премии Михаил Папава («Академик Иван Павлов», «Иваново детство» — в соавторстве с Владимиром Богомоловым) по одноименному роману Евгения Воробьева. Автором музыки к песне «Не кочегары мы, не плотники», ставшей хитом конца пятидесятых прошлого столетия, был молодой композитор Родион Щедрин.

На главные роли режиссер пригласил Николая Рыбникова, влюбившего в себя полстраны после выхода фильмов «Весна на Заречной улице», «Чужая родня», и молодую, но уже известную актрису Инну Макарову, в послужном списке которой значились роли в нашумевших картинах «Молодая гвардия», «Возвращение Василия Бортникова», «Дело Румянцевых».

Незатейливая история любви двух совершенно разных людей, каждый из которых являлся полноценным представителем эпохи оттепели, показанная на фоне строительства крупнейшего металлургического комбината, выглядела искренне, а потому подкупала мгновенно. Герои, блистательно сыгранные талантливыми актерами, были искренними и естественными, как будто не играли — жили на экране.

Сцены, связанные с производством, снимали в Днепродзержинске, где артистов узнавали на улице. А на премьере устроили овацию съемочной группе. У картины «Высота» есть престижные награды — главная премия МКФ в Карловых Варах (1957), Золотая медаль Московского международного кинофестиваля (1957). По опросу журнала «Советский экран» он стал лучшим фильмом 1957 года.

«Неуловимые мстители», 1967

Фрагмент из фильма. Фото: свободные источники

29 апреля 1967 года состоялась премьера картины, которую сразу приняли и полюбили все — от детей и подростков до убеленных сединами старцев. За билетами в кассах кинотеатров выстраивались очереди, о которых сейчас можно только мечтать. «Неуловимых мстителей» школьники и студенты смотрели по несколько раз подряд, сбегая с уроков и лекций, и напевая после просмотра песню «Погоня» на музыку Бориса Мокроусова.

Фильм, снятый по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята» о четырех подростках, совершающих героические поступки во время Гражданской войны, поставлен режиссером Эдмондом Кеосаяном по сценарию, написанному им самим в соавторстве с Сергеем Ермолинским, на киностудии «Мосфильм».

Предыстория картины началась с Никиты Хрущева. Видя, как принимают советские зрители голливудский вестерн «Великолепная семерка», первый секретарь ЦК компартии отдал распоряжение снять подобную картину на отечественном материале. Экранизация «Красных дьяволят» уже была, но к тому времени фильм, поставленный в 20-х годах, устарел — страна нуждалась в других персонажах.

На главные роли искали студентов ВГИКа, но они выглядели переростками — герои повести были моложе. Пробы прошел Виктор Косых (Данька), уже имевший, к тому времени, отношения с кинематографом. Он привел к режиссеру своего друга — Мишу Метелкина (Валерка). Говорят, что приятели и придумали название картины — «Неуловимые мстители».

Позже отыскали «спортсменку, комсомолку и просто красавицу» Валю Курдюкову, делавшую успехи в спортивной гимнастике. Во Владимирской области в цыганской многодетной семье нашли парнишку Васю Васильева (Яшка цыган), который хорошо учился, пел, танцевал, уверенно держался в седле.

Многие трюки актеры выполняли сами. Но прыжок в воду с 25-метровой скалы режиссер доверил каскадеру. Трюк закончился трагически. Причиной стала газета, брошенная кем-то в море. Говорят, что удар с такой высоты можно сравнить с падением на бетон. Замену погибшему каскадеру найти не удалось, и в воду прыгнул Вася Васильев.

У каждого зрителя, видевшего «Неуловимых мстителей» (пожалуй, в СССР иных и не было), фильм вызывает свои ассоциации. Для многих он связан с персонажем по имени Буба Касторский. Исполнителем на эту роль был утвержден другой артист, но когда Кеосаян увидел Бориса Сичкина — танцора, хореографа, композитора, мастера разговорного жанра, не устоял перед лавиной его талантов.

Для кого-то приключенческая лента ассоциируется с Ефимом Копеляном, сыгравшим атамана Бурнаша. На эту работу пробовался Ролан Быков, но чаша весов склонилась в сторону Копеляна. По сюжету его герой погибает в конце первого фильма, но актер настолько вжился в образ, что расстаться с ним не смог. И уговорил режиссера позволить себе «воскреснуть».

Картину посмотрели 180 миллионов зрителей. Даже сейчас ее воспринимают с интересом. К сожалению, уже не дети и подростки, которым она адресовалась изначально — у них свои кумиры. Однако аудитория у фильма по-прежнему есть.

«Три тополя на Плющихе», 1968

Фрагмент из фильма. Фото: свободные источники

В основу культовой мелодрамы «Три тополя на Плющихе» режиссера Татьяны Лиозновой лег рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Но Шаболовка, к тому времени, ассоциировалась с телевидением и Лиознова решила назвать свой фильм иначе.

Специально для киноленты поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова написали песню «Нежность», ставшую хитом для нескольких поколений соотечественников. Композиция была любимым произведением первого космонавта в мире Юрия Гагарина. Примечательно, что Пахмутова не сразу согласилась написать музыку к стихам, но когда увидела отснятый материал с Ефремовым, изменила решение.

Главные роли в лирической картине сыграли Татьяна Доронина, Олег Ефремов и Вячеслав Шалевич. Шалевича пришлось уговаривать — мужа колхозницы играть одному из первых красавцев в актерской среде было не с руки. Но характер Татьяны Лиозновой сломить не удалось. Аргументы для Вячеслава Шалевича у нее нашлись.

Да и с Татьяной Дорониной договориться оказалось непросто. Роль колхозницы утонченную актрису, мечтающую совершенно о других образах, не устраивала. Режиссер показала пробы. Увидев себя без привычного грима и роскошной прически актриса, неожиданно для окружающих, дала согласие.

«Роль» такси, в котором снималась трогательная сцена знакомства героев Ефремова и Дорониной, исполняла «Волга» ГАЗ-21. На экранах она появлялась не раз. В ней ехал «на Дубровку» герой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», «Волгу» снимали в фильме «Берегись автомобиля». Сейчас машина уже на «пенсии». Но по-прежнему работает — теперь экспонатом музея студии «Мосфильм».

Успех картины «Три тополя на Плющихе», получившей первую премию Международного кинофестиваля в аргентинском городе Мар-дель-Плата (1969) и приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске (1970), был ошеломляющим. Только за первый год проката его посмотрели 26 миллионов зрителей.

«Большая перемена», 1973

Фрагмент из фильма. Фото: свободные источники

Телевизионный художественный сериал «Большая перемена», поставленный на киностудии «Мосфильм» по заказу Гостелерадио, планировался как часть большой кампании, связанной с повышением образования рабочей молодежи. Основой сценария стала биографическая повесть «Иду к людям» писателя Георгия Садовникова, который после окончания Краснодарского пединститута работал учителем истории в ШРМ (школа рабочей молодежи). Прочитав произведение, режиссер Алексей Коренев тут же взялся за экранизацию.

В кастинге на роль Нестора Петровича — этот образ олицетворял автора повести — приняли участие Андрей Мягков, Константин Райкин, Евгений Карельских, Михаил Кононов. В результате учителя истории сыграл именно Кононов, справившийся со своей работой блестяще.

В отборе на другие роли пробовались многие прекрасные актеры, не прошедшие через это сито. Они наверняка привнесли бы в образы героев свои неповторимые ноты, но ансамбль, который сложился в итоге, получился безупречным. Светлана Крючкова (Нелли), Александр Збруев (Ганжа), Наталья Гвоздикова (Полина), Савелий Крамаров (Тимохин), Евгений Леонов (отец Нелли) достоверно передали атмосферу советского времени.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте