…Уроки начались сегодня в 9.45. Сначала очаровательные пятиклашки. Затем сложные семиклассники, в том числе те, что под ее классным руководством. Загруженность почти на полные две ставки – это первая и частично вторая смена. А после уроков занятия с ребенком на домашнем обучении. 6 часов вечера – ура, домой! Подготовиться к завтрашним урокам, выполнить задание для магистратуры… Обычный день молодого педагога.
Впрочем, Екатерина Сергеевна Юрьева молодым педагогом себя уже не считает. Семилетний стаж преподавания позволяет чувствовать себя спокойно и уверенно.
Признается, что когда только пришла в школу после педагогического колледжа, побаивалась и детей, и их родителей. А вдруг знаний не хватит? Хотя они были крепкими: к уровню колледжа со временем добавился бакалавриат Российского государственного профессионально-педагогического университета, а сейчас Екатерина учится в магистратуре Уральского федерального университета. Как общаться с папами и мамами учеников, большинство из которых значительно старше ее? Она знала, как грамотно скомпоновать урок, но вот выстраиванию отношений с родителями в университетах не обучали.
В помощниках может быть только опыт – собственный и коллег. Три года Екатерина Сергеевна Юрьева работает в своей родной екатеринбургской школе №163, где, само собой, и стены помогают, не говоря уже о людях, опытных учителях.
Именно здесь сформировался ее собственный профессиональный выбор. В десятом классе она уже точно знала, что хочет быть педагогом. Была и любимая учительница – Татьяна Анатольевна Дербышева. От нее любовь к языкам как таковым. Юрьева преподает английский язык, Дербышева преподавала русский язык. «Все языковые системы перекликаются друг с другом», – убеждена Екатерина Сергеевна.
Так и напрашивается вопрос на засыпку:
– Какой язык вы любите больше?
– Нет однозначного ответа! Русский язык мой родной, я не могу услышать его со стороны, как иностранец, чтобы оценить звучание. Каждый язык по-своему интересен. Английский хорош тем, что он универсален. На уроках, когда мы с учениками разбираем грамматические правила и нормы, я нередко провожу сравнение для наглядности: показываю, как нам привычно строить предложение, как оно строится в английском языке.
– На каком языке предложение получается длиннее?
– Конечно, на русском. В английском действует строгий прямой порядок слов, он не нарушаем. У нас же в ходу сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Англичане их просто разделят на несколько. Иногда при составлении детьми английского текста я так и говорю: «Это русизм, ни англичанин, ни американец так не скажут, постарайтесь почувствовать чужой язык и написать, будто вы иностранец!»
– Екатерина, когда и почему вы заинтересовались английским языком?
– Представьте, из-за музыки. В юности любила зарубежных исполнителей, с удовольствием слушала Бритни Спирс, и хотелось понять, о чем же она поет. С этого интереса все и началось.
– Работа переводчика вас не привлекала?
– Одно время я училась на переводоведении в Гуманитарном университете Екатеринбурга, даже проходила практику. Но поняла, что это не мое, не так интересно, как преподавание. Процесс коммуникации с учениками ничем не заменить!
По этой причине Екатерина Сергеевна взяла классное руководство. Без него чувствовала, по ее выражению, однобокость в работе: как же учителю без своего класса?! Дети пришли к ней пятиклассниками. «Такие маленькие, хорошенькие, глаза горят, птенчики просто! Теперь они семиклассники: сложно, но интересно. Время быстро летит, скоро дорастут до старших в школе, со взрослыми сознательными ребятами можно общаться на равных. В любом возрасте есть плюсы», – делится Екатерина Юрьева.
В 163‑й школе работать ей очень нравится: комфортно, творческая обстановка, доброжелательный коллектив. Нет гнета со стороны администрации, особо подчеркивает молодой учитель. Педагоги-стажисты не давят своим опытом, а советуют и поддерживают.
– Были ли за семь лет работы, может быть, в другой школе, моменты, когда хотелось… расплакаться?
– Чуть не расплакалась от первой зарплаты. Хоть и знала ее примерный размер, но особенностей расчета не уловила и была печально ошарашена. Тем более если учесть, как трудно было в первые месяцы. Теперь имею профессиональную категорию, небольшой, но стаж, зарплата стала побольше. В принципе я ею удовлетворена.
– В любой деятельности присутствуют плюсы и минусы. Что для вас перевешивает в деятельности педагога?
– Я знаю и ценю плюсы. В первую очередь это стабильность. Какая бы ситуация ни была в стране, мы на плаву. В тяжелый 2020 год многие остались без работы, оказались переведенными на минимальные оклады. У учителей же финансовое положение практически не изменилось, имели поддержку от государства. Привлекают большой официальный отпуск летом и возможность самому определять нагрузку. Кто-то решает загружать себя по минимуму, не больше ставки, кто-то чувствует в себе силы и желание трудиться на полную катушку, в две смены.
Самый же главный плюс работы учителя – ни намека на день сурка, как оно бывает у офисных сотрудников. Ни один день не похож на предыдущий. Идешь в школу и не знаешь, что тебя ждет. Невозможно провести два одинаковых урока, каждый раз все происходит по-новому. От этого всегда интересно. В школе скучно не бывает!
– Екатерина Сергеевна, а в чем же минусы?
– Работа с людьми, как бы она ни нравилась, морально и энергетически затратная. Тем более когда людей так много и они такие разные – дети, родители, коллеги, администрация. В какой-то момент наступает эмоциональное истощение. Поддерживает долгий отпуск, он дает возможность восстановиться.
– Ваши дальнейшие планы связаны со школой?
– Да, конечно! У меня еще много задач как у педагога.
Хочется, не запуская одаренных детей, дать образовательный стандарт по иностранному языку тем, кто не мотивирован. Когда завершу учебу в магистратуре, возможно, появятся время и силы для участия в профессиональных конкурсах. Пока же на соревнования выходят только мои ученики.
Впереди много интересного, и никакого дня сурка!
Марина РОМАНОВА, Екатеринбург
Комментарии