По традиции днями обкома профсоюза у саратовцев считаются вторник и четверг. Получается, что за месяц председатель областной профсоюзной организации, как правило, вместе со специалистами обкома выезжает в восемь районов области, то есть два раза в год лично бывает в каждой районной организации. Знакомится с обстановкой на местах, помогает решать сложные вопросы, при этом обязательно посещает несколько учреждений, беседует с рядовыми членами профсоюза. Поэтому всегда в курсе только еще формирующихся проблем. Итак, очередной день обкома профсоюза – в Энгельсском районе. Для посещения выбраны три образовательных учреждения: большая городская школа в Энгельсе, сельская малокомплектная и обычный детский сад, руководитель которого еще летом хлопотала о проведении ремонта: в стене образовалась трещина…
Буквально каждое образовательное учреждение в этом районе, впрочем, как и во всех других, Николай Тимофеев знает еще с семидесятых годов – он одиннадцать лет был сначала заместителем заведующего, а потом заведующим облоно. Многих директоров школ помнит начинающими учителями. С нынешним начальником Энгельсского районного управления образования Раисой Ивановной Косенко встречается как со старым другом. Вместе вспоминают работу в школе: во многом похожим было начало трудового пути – интересное время познания на практике детской психологии, творческие поиски подачи нового материала в короткие часы урока, попытки разглядеть таланты и подсказать выбор будущей профессии… Раиса Ивановна совсем недавно возглавила районо, и Николай Николаевич заботливо интересуется, как новый руководитель психологически перестраивается после работы директором школы. Ему, до прихода в областной отдел образования более десяти лет отработавшему в саратовской средней школе №94 учителем математики, завучем, директором, это знакомо. До сих пор вспоминает сон, буквально мучивший его в ту пору своим постоянством: вот звенит звонок, он входит в класс, начинает вести урок, а ребята, такие знакомые и увлеченные предметом, будто не слышат его.На руководящей работе у него появилось много возможностей влиять на организацию учебного процесса в области, помогать педагогам в повышении квалификации, комплектовать школы молодыми кадрами, заботиться о том, чтобы в отдаленных селах были все нужные специалисты. Но это была другая работа. Тоска по ежедневному общению с маленькими фантазерами, непоседами, лентяями и работягами нет-нет да подступает. На конкурсе педагогов, в организации которого он участвует, на открытом уроке коллег вдруг нахлынет желание войти в класс вот так опять молодым и все начать сначала. Это порой. А сегодня они с Раисой Ивановной обсуждают текущие важные для педагогов района вопросы: насколько реально выросла заработная плата в школах и детских садах, во всех ли образовательных учреждениях? И удастся ли эту планку удержать в будущем году, не обесценит ли прибавку общее удорожание жизни? Косенко отчитывается, что повышенную зарплату педагогам и воспитателям в декабре уже выдали. С января образовательные учреждения района получают новый статус: пять из них будут автономными – средняя школа, спортивная, центры развития и детский сад; две вечерние школы станут казенными; остальные пока оставляют себе статус бюджетных. Раиса Ивановна считает, что «торпедировать» автономию, когда все в новинку и не каждому руководителю по силам, не стоит. Тимофеев соглашается с тем, что осторожность с переменами в системе образования сродни мудрости. А опытный председатель районной профсоюзной организации Елена Петровна Жарая включается в диалог напоминанием: в автономном учреждении рост зарплаты педагогов не гарантирован бюджетом, нужно самим зарабатывать, да так, чтобы показатель был выше, чем у коллег из бюджетного учреждения, или по крайней мере наравне.В школе №30, расположенной в поселке Мелиорации на территории Энгельса, Тимофеев скрупулезно знакомится с бухгалтерией: сколько получают сторожа и уборщицы? В других районах он уже сталкивался с тем, что надбавки им рассчитывают исходя из тарифа, который ниже установленной по области «минималки». В этом коллективе считают правильно, недоплат нет. Зато председателю школьной профсоюзной первички положенных 10 процентов к зарплате не прибавляют… Профлидер, которая в коллективе давно отстаивает права коллег, согласна выполнять эту работу и бесплатно, поскольку делает ее от души. Николай Николаевич настойчив: закон нарушен, надо восстановить справедливость.А в Квасниковской сельской школе Тимофеев доволен всем – и тем, что в минувшем году сокращений в коллективе не было, и тем, что ряд педагогов получают теперь зарплату выше двадцати тысяч, что удалось отремонтировать кровлю до наступления холодов и, наконец, оборудовать в помещении туалеты, которые были на улице. Хороший руководитель в школе, заботливый, и место расположения учебного заведения удобное – с крыльца взгляду открывается простор, во дворе зелень, воздух чистый.Николай Николаевич сам родом из деревеньки Ченыкаевка, что в Татищевском районе, в трех школах учился, пока десятилетку окончил (в родной деревне была только начальная). Приходилось несколько километров добираться пешком до поселений, где в школах были средние и старшие классы. Это было трудное послевоенное время, со скудным питанием, скромной одеждой, с отсутствием спортинвентаря, но им, детям войны, повезло с учителями, много пережившими, мудрыми, терпеливыми. Они не только открывали мир знаний детям колхозников, фронтовиков, но учили их добру, справедливости, учили дружить и организовывать полезные дела. Тимофеева общественные дела в школе увлекали, он был заводилой, и когда вступил в комсомол, его избрали секретарем школьной комсомольской организации. Надо ли удивляться, что, получив аттестат, он решил связать свою судьбу со школой, поехал поступать в областной центр в Саратовский пединститут?Курс, на котором было всего пять парней, оказался на редкость дружным, энергичным. Уже получив дипломы и регулярно встречаясь каждые пять лет, одногруппники пытались объяснить сами себе, почему среди них так много оказалось тех, кто выбрал профессию по специальности, стали заслуженными учителями и директорами школ. Наверное, не сбросить со счетов то, что они были детьми фронтовиков, победителей. Ответственность, готовность брать на себя трудное – у них в крови. Отец Тимофеева, бывший колхозный бригадир, тоже воевал, вернулся с ранением и прожил в мирной жизни недолго.Ответственность за судьбы коллег в новых условиях реформ и перестройки стала основным мотивом для согласия Тимофеева работать на посту главного профсоюзного лидера педагогов области еще в 1987 году. Он отстаивал права коллег в 90-х, когда деньги обесценились, а производственные предприятия закрывались, помогал сохранить школы в умирающих деревнях, под его руководством в обкоме профсоюза создана система правовой защиты с сетью внештатных специалистов из числа педагогов и профсоюзных лидеров. Многочисленные суды по восстановлению на работе, льготным выплатам, учету стажа и многим другим вопросам саратовские учителя выиграли и выигрывают с их помощью. Сегодня Тимофеев инициирует принятие областной программы «Педагогические кадры». Он умеет разглядеть новое и быстро организовать распространение передового опыта – чего стоит хотя бы создание школьных сайтов по всей области, дистанционные конференции. Кстати, на выездном заседании правления ЦС профсоюза, членом которого Тимофеев долгое время является, саратовцы одними из первых в стране продемонстрировали умение обращаться с современной техникой, проведя дистанционный мониторинг первичек по интересующему вопросу. А главное, он замечает достижения многих и многих отдельных педагогов и руководителей, настаивает на их поощрении, не забывает поздравить с юбилеем и просто сказать доброе слово, поблагодарить за работу.Наград у Николая Николаевича немало – от министерских областных и знака губернатора «За любовь к родной земле» до профессиональных знаков «Отличник народного просвещения», «Отличник образования СССР». Есть у него медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», почетные грамоты Центрального совета профсоюза, ФНПР. Имя Тимофеева занесено в Книгу Почета Общероссийского профсоюза образования. Оба его сына окончили физико-математический факультет пединститута, продолжили заложенную им династию.Фото Дмитрия СЫСУЕВАСаратов
Комментарии